• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Что такое «хороший бэкграунд» для международного бизнеса

Магистерская программа Питерской Вышки «Международный бизнес» открывает второй набор. Что удалось сделать в течение первого года обучения и как изменилось позиционирование программы, рассказывает ее академический руководитель Дмитрий Трубников.

Что такое «хороший бэкграунд» для международного бизнеса

Фото НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург

На 2021-22 учебный год программа предлагает 25 бюджетных и по 10 платных мест для российских и иностранных студентов. Преподавание ведется на английском языке. Все подробности о содержании и особенностях обучения можно узнать на странице программы. Информация о поступлении находится в разделе для абитуриентов магистратуры.

Программа «Международный бизнес» ориентирована на подготовку специалистов нового типа, которые не просто адаптируются под изменения на рынке, а предугадывают их, чтобы выстроить стратегию развития компании. Знания и навыки, которые получают наши магистранты — универсальны, поэтому выпускники смогут работать и в крупных международных компаниях, и в стартапах. Они учатся находить нестандартные решения для бизнеса и в дальнейшем смогут рассматривать проблемы компании глобально, с обращением к международной среде и практикам.

За прошедший учебный год, первый для программы, открытой в разгар пандемии, многое из первоначально задуманного было реализовано иначе, а что-то было решено поменять вообще. Изначально программа была задумана преимущественно как практико-ориентированная, но учеба показала, что у многих студентов есть реальный интерес к научной деятельности и они по-разному смотрят на карьерные перспективы, поэтому мы решили по-другому заявить программные образовательные траектории (треки), и в целом несколько иначе себя позиционировать.

Образовательные треки

Сейчас на программе два трека: «Международные бизнес-операции» и «Предпринимательство и инновации на глобальных рынках». Первый – практико-ориентированный, второй – исследовательский, с ориентацией на научно-исследовательскую деятельность и прицелом на продолжение учебы в аспирантуре, в том числе и в зарубежных университетах на программах PhD. Вместе с тем хотелось бы подчеркнуть, что одно направление не исключает второго: учеба на практико-ориентированном треке не исключает научную деятельность, и наоборот – исследовательская специализация не отменяет возможности дальнейшей работы в бизнес-среде. В результате обучения все получат компетенции для работы в международной сфере, с помощью которых смогут анализировать положение компании на рынке, оценить проекты и бизнес-процессы организации. Но все зависит от целей и ориентиров: если вы предполагаете строить карьеру в крупной международной компании, то, возможно, практико-ориентированный трек вам больше подходит, а если смотрите в сторону инновационных проектов, стартапов или консалтинговых услуг в области бизнес-стратегий, здесь скорее подойдет исследовательский трек.

Разделением образовательного процесса на треки мы адаптировали программу к переходу на новый стандарт магистратуры, который становится обязательным с 2022 года. Пока же это компромиссный вариант, когда студенты выбирают направление в начале учебного года, но их программы во многом пересекаются, и серьезное разделение начинает проявляться только к концу первого года обучения.

В программе сделан упор на развитие у студентов двух типов навыков — цифровых и soft skills, образующих базу компетенций современных руководителей. Магистранты узнают, как изменился бизнес в цифровую эпоху и какие современные бизнес-модели существуют. Эти знания помогут использовать цифровые данные для того, чтобы принимать решения на рынке. Их научат командной работе, ведению проектов и управлению персоналом. Они узнают, как презентовать идеи и исследования разной аудитории из сферы международного бизнеса.

Актуальность программы

Наша программа существует в довольно конкурентной среде, что вызвано ростом интереса к теме международного бизнеса в стремительно меняющемся мире. Мы в этом конкурентном поле делаем акцент на цифровой трансформации бизнеса – не просто рассматриваем компании, реализующие себя в международной среде, но особое внимание уделяем тем, которые изначально родились глобальными (англ. born global firms). Они при этом могут быть совсем небольшими, но они родились в сети, их бизнес сразу доступен всему миру, и часто он легко масштабируется. Мы пытаемся делать акцент на новых бизнес-моделях – как компании выходят на глобальные цифровые рынки, как на них взаимодействуют. Мы изучаем в том числе и то, что связано с информационными технологиями, играющими сегодня все более важную роль. Думаю, что это наш главный фокус, отличающий программу от многих других программ подготовки в сфере международного бизнеса.

У нас подобралась хорошая команда, отличные, востребованные эксперты. Многие из них с большим опытом руководящей работы в бизнесе. Представители профессорского состава имеют публикации в ведущих международных научных изданиях и опыт работы и стажировок в лучших мировых университетах.

Дженералистский характер программы

У программы нет узкой специализации. Она носит дженералистский характер (от англ. general — общий), то есть это программа в области менеджмента, но она достаточно гибкая, и у студентов есть разные возможности.

Дженералистский характер также подразумевает, что программа открыта для абитуриентов с дипломами разных направлений бакалавриата и специалитета. Мой собственный бэкграунд включает университетский диплом в области радиосвязи, кандидатскую по экономике и PhD в сфере права. Я искренне убежден, что разносторонний опыт очень полезен и для академической сферы, и для бизнеса, а междисциплинарная команда – всегда плюс для проекта, потому что дает возможность посмотреть на проблему с разных сторон. Большинство наших студентов пришли к нам после программ менеджмента, но есть ребята и с техническим, и с филологическим, и даже с искусствоведческим образованием. Все они показывают хорошие результаты и находят, как применить свои таланты к решению задач в рамках программы. Поэтому я подчеркиваю – мы открыты и ждем всех, кому интересна тема, у кого высокие амбиции и кто хочет получить хорошее образование в сфере международного бизнеса.

Партнерства

Несмотря на молодость программы, у нас уже выстраиваются хорошие партнерские отношения с известными организациями. Директор программы повышения эффективности бизнес-процессов S/4HANA АО «Северсталь Менеджмент» Ирина Поворозник выступила у нас в качестве профессора практики, благодаря чему у наших студентов была научно-исследовательская практика по закупкам, погрузившая их в бизнес-среду и работу с реальными данными. К организации практики удалось привлечь представителей крупных международных компаний, таких как НЛМК  и Kearney, с которыми мы будем продолжать развивать партнерские отношения. Недавно подписано соглашение о партнерстве программы с компанией Unilever – мы планируем не только отправлять студентов к ним на практику, но использовать полный спектр возможностей: привлекать специалистов-практиков к чтению курсов, организации мастер-классов и проектов с реальными задачами, бизнес-данными и наставниками из числа сотрудников компании. Представители наших бизнес-партнеров войдут в академический совет программы, который формируется прямо сейчас.

В развитие партнерств мы планируем запуск при Санкт-Петербургской школе экономики и менеджмента (ШЭМ) научно-проектной лаборатории, специализирующейся на проектах в сфере закупок и управления цепями поставок. В лаборатории наши студенты смогут работать с реальными данными и реальными заказчиками, используют полученные знания для отработки навыков практической деятельности.

У нас есть планы межкампусной онлайн-кооперации – уже сейчас для трех кампусов Вышки мы запускаем дисциплину Managerial Economics, в рамках которой будет распределенное преподавание и возможность для студентов принять участие в целой серии межкампусных активностей.

Международный фокус

Международный характер программы проявляется не только в ее учебном плане, но и в других аспектах. Во-первых, у нас очень интернациональная программа по составу обучающихся – иностранных студентов в группе порядка двадцати пяти процентов. По известным причинам они, в основном, отучились год на удаленке, но сейчас многие уже в Санкт-Петербурге. В следующем учебном году мы надеемся вернуться в аудитории и, конечно, приглашаем и ждем иностранных абитуриентов. Уже есть заявки от абитуриентов из Италии, Испании, Франции и других стран, которые, мы надеемся, приедут к нам со своим интересным бэкграундом.

Если говорить о существующих университетских программах международной мобильности, то на сегодняшний день мы уже получили подтверждение на 14 поданных нашими магистрантами заявок на проведение следующего семестра в ведущих европейских университетах. География образовательных поездок обширная: Лондон, Париж, Рим, Лион, Франкфурт, Брюссель, очень хорошие университеты и бизнес-школы. Я надеюсь, что границы будут открыты и эти поездки состоятся.

Еще один международный аспект – это курсы и отдельные лекции, читаемые международными экспертами. Например, курс «Глобальные стратегии и новые бизнес-модели» читал профессор университета Калгари Алексей Осиевский. Для проведения проектного семинара мы приглашали британского специалиста в области маркетинга Гордона Ли и других практиков. Об этих курсах мы получили от студентов восторженные отзывы, и на 2021-22 учебный год планируем сохранять и расширять это сотрудничество. Более того, в рамках многих дисциплин преподаватели приглашают значимых специалистов для трансляции своего опыта, и это в целом дает хороший сетевой эффект.

Наши студенты наряду с другими англоязычными программами принимают участие в мероприятии BarCamp, дающем хороший опыт проектной работы. Студенты магистерских программ ШЭМ решают бизнес-кейсы для российских и международных компаний с максимальным погружением в проектную деятельность. Это еще один положительный опыт, полученный в разгар пандемии – пилотный проект состоялся в апреле-мае 2020 года во время первой волны изоляции и в итоге сохранился как вариант виртуальной мобильности в новой реальности. Уже в этом году наши студенты участвовали в проектах параллельно со студентами из европейских университетов, организуя еще один аспект международной коллаборации.

В целом хочу отметить, что за год мы сформировали хорошую площадку, на которой теперь будем развивать разные, в том числе самые смелые идеи.