• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Какой будет магистерская программа «Управление образованием» в 2023-24 учебном году

Программа Питерской Вышки «Управление образованием» с 2021 года перешла на формат обучения по новому стандарту магистратур. На программе организовано две траектории на выбор: общая и прикладная. Обновляется перечень дисциплин, реализуемых с учетом выбранных траекторий. Академический руководитель программы Наталья Заиченко рассказала о новшествах программы и специфике образовательного процесса.

Какой будет магистерская программа «Управление образованием» в 2023-24 учебном году

НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

В 2023 году программа предлагает 23 бюджетных и 5 платных мест. Подробнее о вступительных испытаниях можно прочесть на странице программы. Узнать больше о стоимости обучения и поступлении на программу можно с помощью раздела для абитуриентов магистратуры.

Чем программа «Управление образованием» отличается от других магистратур Питерской Вышки? 

Наша программа реализуется по направлению «Государственное и муниципальное управление», это важно для тех, кто собирается строить карьеру государственного служащего. Помимо этого, программа имеет ряд специфических черт. Обозначу хотя бы три из них. 

Во-первых, очно-заочный формат, который подстроен под графики людей с постоянной занятостью. Мы учимся вечером по средам и днем по субботам. 

Во-вторых, особенный контингент студентов с широким разбросом: по возрасту – от 21 года до 50 лет; уровню образования – от бакалавров до докторов наук; роду деятельности – это учителя, директора школ и организаций, режиссеры, инженеры, психологи, экономисты, музыканты – ассортимент профессий велик. Это разнообразие позволяет соединяться разным взглядам, опытам, привычкам, создавая особую образовательную среду. При том, что все такие разные, студенты умудряются держать комфортное равновесие в учебных и просто человеческих взаимодействиях.    

В-третьих, нестандартный для Вышки профессорско-преподавательский состав. Наша команда преподавателей собрана из разных университетов города, у многих из них есть опыт работы в исполнительных органах власти в системе образования. Таким образом мы объединяем в себе несколько карьерных опытов: опыт чиновника, опыт преподавателя и опыт эксперта-исследователя. Скучно с нами не будет.

Первый запуск работы по новому стандарту произошел в прошлом году, и это новый вызов для обеих сторон: студентов и преподавателей – с добавлением новых красок в картину образовательного мира. 

Изменится ли что-то на программе в следующем учебном году?

Магистранты второго курса и первокурсники просто «приходят» в новый стандарт и не знают, что было до них. Новый стандарт дает студентам большие возможности для выбора и, одновременно, при осознанном выборе дисциплин и проектов позволяет сфокусироваться на персональных профессиональных интересах и перспективах личностного развития. Появление персоны академического наставника траектории помогает этой фокусировке. 

На программе две траектории: общая и прикладная, у каждой свой наставник. Предназначение наставника, как мы понимаем эту роль – совместная со студентом сборка его персонального образовательного вектора, направленного в результате либо на исследование, либо на проект или стартап.  

Условно учебный план магистранта разбит на пять блоков: обязательные и дополнительные курсы, ключевые семинары исследовательского характера, практика и проекты, а также непосредственно подготовка и защита магистерской диссертации. Для каждой траектории эти блоки различаются по количеству кредитов и по объему часов на освоение. Так, например, для общей траектории количество кредитов на дополнительные курсы, т.е. по персональному выбору студента, в два раза больше, чем для прикладной траектории. И, наоборот, блок практик и проектов для прикладной траектории в два раза больше по кредитам, чем для общей траектории. Это значит, что нашему магистранту следует сильно поразмышлять над тем, какую траекторию выбрать и что в большей степени его интересует. А если есть заказ от работодателя, то, вероятнее всего, это прикладная траектория.  

Таким образом, первый вызов для студента – осознанный выбор траектории. Но важно учитывать не только содержание дисциплины, но и формат, чтобы они гармонично вписывались в график учебы и работы. Тут есть четыре развилки. 

Первая – из огромного пула дисциплин студент может выбрать только 12. Вторая – студент может выбрать дисциплины как очного, так и онлайн-формата, но могут быть и смешанные форматы: онлайн-лекции и офлайн-семинары. Третья развилка – это проекты. Все проекты для участия студент набирает на большой межкампусной ярмарке проектов в соответствии с количеством кредитов в своем учебном плане. И это тоже не простое дело, как и любой выбор. Наконец, четвертая развилка – выбор формата магистерской диссертации. Появляется такой новый вид выпускной работы как предпринимательский проект-стартап. Студент может разработать бизнес-план и начать собственное дело. 

Несмотря на то, что «Управление образованием» относится к профилю подготовки «Государственное и муниципальное управление», те компетенции, которые мы развиваем на программе, позволяют формировать бизнес-стратегии и входить в сферу предпринимательства. Проекты могут быть как социальными – для достижения некой общественно-полезной миссии, так и бизнес-проектами с получением прибыли. Защита магистерских выпускных работ в формате стартапа – это уже для нас вполне рутинная работа. И в следующем учебном году мы ждем парочку стартапов  на защитах.  

Нужно отметить, что большинство дисциплин программы организовано для реализации в смешанном формате, записаны онлайн-лекции по восьми базовым дисциплинам. Это означает, что мы обеспечили существенную экономию времени для наших магистрантов – они смогут изучать предмет в асинхронном режиме, и только семинары будут обязательны для очного посещения.

Новый стандарт магистратур предполагает наличие траекторий. Можно об этом подробнее?

На программе выработано две траектории: общая и прикладная. На общую будут попадать те магистранты, которые еще не сформулировали для себя исследовательскую позицию. В течение двух с половиной лет они вполне методично и планово развивают свои исследовательские, аналитические и проектные навыки. И вполне возможно, что к диссертации у них будет получаться прикладное исследование. 

Те, кто приходят к нам с четкими представлениями о том, чем хотят заниматься и в каком направлении двигаться, попадают на прикладную траекторию. Распределение на траектории будет происходить по двум основаниям: по результатам собеседования, которое является частью поступления, и по результатам работы на общем семинаре. В процессе обучения, исходя из траектории, мы будем советовать студентам те или иные дисциплины, чтобы помочь каждому сформировать свой путь в магистратуре. 

Еще стоит отметить, что после каждого выпуска мы формируем пул студентов, которые могут на основе своих исследований или реализованных проектов вести мастер-классы на программе. Это хорошая иллюстрация того, что в процессе обучения можно сделать нечто абсолютно практическое. 

Есть ли ограничения по количеству студентов на каждой траектории и будет ли возможность ее менять?

Ограничений нет. Траектория – это свободный выбор магистрантов, соответствующий их идее будущей магистерской выпускной работы. Сейчас план такой: порядка 60% поступивших уходит на общую траекторию и 40% – на прикладную. Смена траектории вполне возможна по желанию магистранта или по рекомендации наставника, так как доказательное представление о формате своей работы большинство студентов формирует к моменту защиты курсовой работы, это второй год обучения.  

Общую траекторию курирую я. Как академический руководитель всей программы, я по опыту понимаю, по каким сценариям можно направлять и развивать студентов. Прикладной траекторией руководит Олег Прикот, который является специалистом по проектному менеджменту. 

Запланированы ли у вас встречи или вебинары для абитуриентов, планирующих поступать на программу? 

Да, мы приглашаем на абитур–встречи всех, кто пожелает узнать о программе больше. Так как прием документов на программу «Управление образованием» проводится по особому графику до 15 сентября, то по опыту мы знаем, что вопросы появляются только в августе. Абитур–встречи на 2023 год уже спланированы – они пройдут  очно 28 августа (понедельник) и 8 сентября (суббота). Время и место встречи будет размещено на странице программы.