• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новый стандарт, индивидуальные траектории и онлайн-обучение: особенности МП «Управление образованием» в 2022-23 учебном году

Программа Питерской Вышки «Управление образованием» с 2021-22 учебного года перешла на формат обучения по новому стандарту магистратур. На программе организовано две траектории на выбор магистрантов: общая и прикладная. Обновляется перечень дисциплин, реализуемых с учетом выбранных траекторий.  Академический руководитель программы Наталья Заиченко рассказала о новшествах программы и специфике образовательного процесса.

Новый стандарт, индивидуальные траектории и онлайн-обучение: особенности МП «Управление образованием» в 2022-23 учебном году

Фото из архива НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

В 2022 году программа предлагает 22 бюджетных и 5 платных мест. Подробнее о вступительных испытаниях можно прочесть на странице программы. Узнать больше о стоимости обучения и поступлении на программу можно с помощью раздела для абитуриентов магистратуры.

  • Наталья Алексеевна, давайте начнем с того, что программа «Управление образованием» отличается от других магистратур Питерской Вышки. Расскажите, пожалуйста, в чем ее особенности? 

Необходимо уточнить, что наша программа «Управление образованием» реализуется по направлению «Государственное и муниципальное управление», и это важно для тех, кто собирается строить карьеру государственного служащего. Помимо этого, программа имеет ряд специфических черт. Обозначим хотя бы три из них. 

Во-первых, это очно-заочный формат, который подстроен под графики людей с постоянной занятостью. Мы учимся вечером по средам и днем по субботам. 

Во-вторых, это особенный контингент студентов: с широким разбросом по возрасту – от 21 года до 50 лет; уровню образования – от бакалавров до докторов наук; роду деятельности – это учителя, директора школ и организаций, режиссеры, инженеры, психологи, экономисты, музыканты –ассортимент профессий велик. Это разнообразие позволяет соединяться разным взглядам, опытам, привычкам, создавая особую образовательную среду. При том, что все такие разные, студенты умудряются держать комфортное равновесие в учебных и просто человеческих взаимодействиях.    

В-третьих, это нестандартный для Вышки профессорско-преподавательский состав. Наша команда преподавателей собрана из разных университетов города, у многих из них есть опыт работы в исполнительных органах власти в системе образования. Таким образом мы объединяем в себе несколько карьерных опытов: опыт чиновника, опыт преподавателя и опыт эксперта- исследователя. Скучно с нами не будет.

А переход программы на новый стандарт – это новый вызов для обеих сторон, студентов и преподавателей, с добавлением новых красок в картину образовательного мира. 

  • Изменится ли то-то на программе в следующем учебном году?

Первокурсники сразу приходят в новый стандарт и не знают, что было до них. Новый стандарт дает студентам большие возможности для выбора и, одновременно, при осознанном выборе дисциплин и проектов позволяет сфокусироваться на персональных  профессиональных интересах и перспективах личностного развития. Появление персоны акдемического наставника траектории помогает этой фокусировке. 

На программе две траектории: общая и прикладная, у каждой свой наставник. Именно он и задает образовательный вектор для каждого студента. Условно учебный план магистранта разбит на пять блоков: обязательные и дополнительные курсы, ключевые семинары исследовательского характера, практика и проекты, а также непосредственно подготовка и защита магистерской диссертации. Для каждой траектории эти блоки различаются по количеству кредитов и по объему часов на освоение. Так, например, для общей траектории количество кредитов на дополнительные курсы, т.е. по персональному выбору студента, в два раза больше, чем для прикладной траектории. И, наоборот, блок практик и проектов для прикладной траектории в два раза больше по кредитам, чем для общей траектории. Это значит, что нашему магистранту следует сильно поразмышлять над тем, какую траекторию выбрать и что в большей степени его интересует. А если есть заказ от работодателя, то, вероятнее всего, это прикладная траектория.  

Таким образом, первый вызов для студента – осознанный выбор траектории. Но важно учитывать не только содержание дисциплины, но и формат, чтобы они гармонично вписывались в график учебы и работы. Тут есть четыре развилки. 

Первая – из огромного пула дисциплин студент может выбрать только 12. Вторая – студент может выбрать дисциплины как очного, так и онлайн-формата, но могут быть и смешанные форматы: онлайн-лекции и офлайн-семинары. Третья развилка – это проекты. Все проекты для участия студент набирает на большой межкампусной ярмарке проектов в соответствии с количеством кредитов в своем учебном плане. И это тоже не простое дело, как и любой выбор. Наконец, четвертая развилка – выбор формата магистерской диссертации. Появляется такой новый вид выпускной работы как предпринимательский проект-стартап. Студент может разработать бизнес-план и начать собственное дело. Несмотря на то, что «Управление образованием» относится к профилю подготовки «Государственное и муниципальное управление», те компетенции, которые мы вкладываем в студентов, позволяют формировать бизнес-стратегии и входить в сферу предпринимательства. Проекты могут быть как социальными – для достижения некой общественно-полезной миссии, так и бизнес-проектами с получением прибыли. В прошедшем учебном году впервые были защищены две диссертации по формату стартапа.

И еще одно новое дело на программе: мы готовы принимать студентов, проживающих на других территориях страны на онлайн-обучение.

Большинство дисциплин программы организовано для реализации в смешанном формате, записаны онлайн-лекции по семи базовым дисциплинам. Это означает, что мы обеспечили существенную экономию времени для наших магистрантов – они смогут изучать предмет в асинхронном режиме, и только семинары будут обязательны для очного посещения.

  • Новый стандарт магистратур предполагает наличие траекторий. Можно об этом подробнее?

На программе выработано две траектории: общая и прикладная. На общую будут попадать те магистранты, которые еще не сформулировали для себя исследовательскую позицию. В течение двух с половиной лет они вполне методично и планово развивают свои исследовательские,  аналитические или проектные навыки. И вполне возможно, что на выходе к диссертации у них будет получаться прикладное исследование. Те, кто приходят к нам с четкими представлениями о том, чем хотят заниматься и в каком направлении двигаться, попадают на прикладную траекторию. Распределение на траектории будет происходить по двум основаниям: по результатам собеседования, которое является частью поступления, и по результатам работы на общем семинаре. В процессе обучения, исходя из траектории, мы будем советовать студентам те или иные дисциплины, чтобы помочь каждому сформировать свой путь в магистратуре. 

Еще стоит отметить, что после каждого выпуска мы формируем пул студентов, которые могут на основе своих исследований или реализованных проектов вести мастер-классы на программе. Это хорошая иллюстрация того, что в процессе обучения можно сделать нечто абсолютно практическое. 

  • Есть ли ограничения по количеству студентов на каждой траектории и будет ли возможность ее менять?

Сейчас план такой: порядка 60% поступивших уходит на общую траекторию и 40% на прикладную. Смена траектории возможна в первом модуле (сентябрь – декабрь) по желанию, а при приближении к сдаче курсовой работы – на основе курсовой, если тема или формат не будет соответствовать траектории. 

  • Еще одной особенностью нового стандарта является появление фигуры наставника. Кто ими станет?

Общую траекторию курирую я. Как академический руководитель всей программы я по опыту понимаю, по каким сценариям можно направлять и развивать студентов. Прикладной траекторией руководит Прикот Олег Георгиевич, который является специалистом по проектному менеджменту. 

  • Как будет выглядеть обучение у тех, кто решит присоединиться к онлайн-формату?

Желание учиться онлайн нужно озвучить на собеседовании. Как только мы понимаем, что у нас набран пул таких студентов и мы отследили географию их проживания, мы формируем для них учебное расписание и организуем индивидуальные планы. Информация о территории проживания очень важна, чтобы понять разницу в часовых поясах и обеспечить возможность обучения в синхронном онлайн-формате. Если синхрон получается, то они будут подключаться к занятиям вместе со студентами, которые присутствуют в аудитории физически. Если нет, то мы будем составлять отдельный график. Но два раза в год им необходимо будет приезжать на сессии в Санкт – Петербург. 

Такие у нас планы. Надеюсь, никакие «черные лебеди» нам не помешают их осуществить.  

  • Наталья Алексеевна, запланированы ли у вас встречи или вебинары для абитуриентов, планирующих поступать на программу? 

Да, мы приглашаем на АБИТУРвстречи всех, кто пожелает узнать о программе больше. Так как прием документов на программу «Управление образованием» проводится по своему, особому графику до 13 сентября, то по опыту мы знаем, что вопросы появляются только в августе. АБИТУРвстречи на 2022 год уже спланированы – они пройдут 25 августа и 7 сентября, с 13:00 до 16:00. Место встречи будет размещено на странице программы.