Завершила работу «Академия студенческих лидеров»
Заключительный модуль образовательной программы, реализуемой НИУ ВШЭ ― Санкт-Петербург при поддержке Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь), прошел на площадке майской конференции «Образование и мировые города». Выпускники программы обсудили вопросы реализации молодежной политики и развития системы образования, приняли участие в деловой игре и серии мастер-классов. Победители конкурса проектов поедут в молодежный лагерь в Домбай.
Проект «Академия студенческих лидеров» (АСЛ) объединил представителей студенческих организаций сорока пяти вузов из тридцати регионов России. Практико-ориентированная образовательная программа для развития управленческого потенциала стартовала в ноябре 2020 года, включала в себя три образовательных модуля в смешанном формате, офлайн и онлайн, и два дистанционных межмодульных цикла. Последний, очный, модуль прошел на площадке конференции «Образование и мировые города: третья миссия университетов и студенты».
Он открылся сессией вопросов и ответов «Лидеры у лидеров» с участием ректора Вышки и руководителей федерального уровня, отвечающих за молодежную политику, образование и общественные проекты, из числа ключевых экспертов конференции.
Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, отвечая на вопросы студентов о том, как меняется образовательный ландшафт, назвал в качестве основного тренда внедрение компьютерных технологий в гуманитарные дисциплины. В Вышке на протяжении нескольких лет Data Culture является обязательной дисциплиной на всех образовательных программах. Например, экономисты используют технологии блокчейна, искусственного интеллекта и машинного обучения. «Сегодня мы наблюдаем активную интеграцию ИТ-направлений и экономико-финансовых дисциплин ― так называемый финтех. Это направление Вышка развивает вместе со Сбером. Мы видим ренессанс экономической науки на базе интеграции с тремя научными направлениями ― computer science, психология и социальные науки», ― сказал ректор.
Он обратил внимание на качественные изменения образовательных результатов за счет роботизации и внедрения технологий машинного обучения, что отвечает заявленному российским президентом курсу на обеспечение мобильных механизмов перехода студентов на другой образовательный профиль.
«Мы находимся в эпицентре образовательной революции: в условиях информационного взрыва все заняты поиском новых решений. Сегодня, когда средний срок жизни технологий составляет от трех до пяти лет, работодатели обращают внимание не только на то, диплом какого университета вы получили, но и на микростепени. Работодателю тогда понятно, сколько ты стоишь и что ты умеешь. Встраивание подобных курсов в образовательный процесс необходимо, потому что тем самым мы отвечаем на ключевой вызов образования», ― отметил Ярослав Кузьминов. Для обучения на программах микростепеней Вышка сотрудничает с семьюдесятью российскими и зарубежными университетами, задействуя блоки их образовательных процессов. Кроме того, Вышка ― один из двух российских университетов, входящий в топ-10 участников Coursera, крупнейшего мирового провайдера образовательных онлайн-услуг, чья аудитория составляет порядка 80 млн чел.
Ректора поддержал начальник управления президента РФ по общественным проектам Сергей Новиков: «Масса обрушивающейся на нас информации ― это и угроза, и огромные возможности. Сегодня после каждого этапа обучения ― бакалавриата, магистратуры или аспирантуры ― неизбежно приходится добирать новых знаний и компетенций. Крупные корпорации ― такие как Росатом, Роскосмос, Русгидро и другие ― создали для этого даже свои корпоративные университеты, дающие сотрудникам возможность получить специальные знания в точке их производства. Сегодня человек, который хочет быть конкурентноспособным, должен учиться постоянно».
В контексте обсуждения возможностей наработки компетенций директору Департамента государственной молодежной политики Министерства науки и высшего образования Российской Федерации Денису Аширову задали вопрос о возможности прохождения практики или стажировки в государственных учреждениях федерального уровня. Денис Валерьевич ответил, что такая возможность есть и студенты регулярно проходят практику в его департаменте и в других органах исполнительной власти, а также анонсировал работу Министерства по подготовке программы прохождения оплачиваемых стажировок.
О том, что студенты выпускных курсов проходят также практику в Федеральном агентстве по делам молодежи и после ее окончания могут быть рекомендованы для участия в конкурсе на замещение вакантных должностей и в конкурсе на включение в кадровый резерв ведомства, рассказал заместитель руководителя Росмолодежи Андрей Платонов.
Кроме того, он отметил, что агентство ежегодно проводит грантовый конкурс молодежных инициатив, в рамках которого молодые люди могут попробовать реализовать свой проект, как самостоятельно, так и в команде. «По итогам последнего грантового конкурса Росмолодежи многие, получившие грант, ― это совершенно новые люди. То есть своими грантами мы даем возможность запустить общественный молодежный стартап. С нашей поддержкой молодые люди пробуют, анализируют, ищут новые направления для развития, смотрят, насколько востребован проект, а дальше сами находят ресурсы и партнеров, чтобы продолжать эту деятельность», ― отметил заместитель руководителя Росмолодежи.
Он также добавил, что у молодежи от 14 до 35 лет есть возможность подать проект на грант как в рамках заочного этапа, так и защитить свою инициативу на форумах и мероприятиях Росмолодежи, предусматривающих грантовую поддержку.
В ходе реализации проекта АСЛ его участники при помощи менторов тоже разрабатывали и защищали групповые проекты. Треками проектов стали информационные технологии, социальное предпринимательство и волонтерство, молодежная политика, культура и туризм, бизнес и медиа. Кроме того, в рамках второго модуля по предложению партнера проекта, Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» все участники делали проекты по развитию сферы здравоохранения.
20 мая прошла защита восьми проектов, три из которых были признаны победителями. Их участники, семь человек, были награждены поездкой в Домбай для знакомства с проектом KATADZE, представляющим собой молодежный клуб активного образа жизни. Руководитель АСЛ Аслан Кагиев, заместитель директора НИУ ВШЭ ― Санкт-Петербург, считает это полезным продолжением в деле развития навыков коммуникации и освоения нового опыта: «Академия студенческих лидеров дала ребятам знания по управленческим компетенциям, позволила отработать навыки командной работы, а самое главное ― предоставила возможность нетворкинга, шанс познакомиться с молодежными лидерами со всей России. Сейчас время взрывного роста новых проектов в самых разных регионах, знакомство с которыми становится вкладом в копилку идей. Мы пригласили наших победителей в Карачаево-Черкесию, чтобы они сделали еще один шаг по пути «прокачки» своей креативности и познакомились с опытом работы молодежи на Кавказе».
Участники АСЛ приняли также участие мероприятиях конференции 19‒21 мая ― посетили посвященное третьей миссии университетов пленарное заседание и панельную сессию и круглый стол тематического трека «Студенты», на которых обсуждалось участие студенческих команд в развитии регионов. В рамках своей образовательной программы они стали участниками деловой игры и серии мастер-классов.
Кагиев Аслан Магометович