• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Вышка зажгла во мне неподдельный интерес к социологии»

Студентка 4 курса ОП «Социология и социальная информатика» Анастасия Кузнецова активно вовлечена в науку. Она дважды ездила в социологические экспедиции и активно работала в лаборатории «Социология образования и науки». Недавно она выиграла немецкую стипендию DAAD для учёбы в магистратуре за границей. Анастасия рассказывает, как она занималась наукой в Питерской Вышке.

«Вышка зажгла во мне неподдельный интерес к социологии»

Фото из личного архиа Анастасии Кузнецовой

Начало пути: поступление в Вышку

Меня всегда интересовали люди. Я подумывала податься на психологический факультет, но для этого пришлось бы сдавать ЕГЭ по биологии, а с ней отношения у меня не сложились. Поэтому я стала смотреть программы по социологии. Я думала между другим университетом и Питерской Вышкой - очень хотелось именно в Питер. Вышка показалась мне более продвинутой, да и аспект социальной информатики заинтересовал. К тому же подкупила скидка в 70%.

«Социология и социальная информатика» — шикарная программа, мне она очень нравится. В 2019 году на базе ВШЭ проходила международная конференция INAS, и в какой-то момент преподаватели из разных вузов мира сели обсуждать преподавание социологии бакалаврам. Оказалось, что из всего мира только Питерская Вышка учит бакалавров работать с данными, используя язык программирования R и огромное количество аналитических методов. В других странах такое дают только на уровне магистратуры. 

Я — человек довольно страстный, мне важно искренне интересоваться тем, что я делаю, чтобы поддерживать мотивацию. Эта конференция меня очень вдохновила. На INAS я была волонтером, мне удалось послушать множество интересных выступлений и пообщаться с экспертами из других стран. Уже в то время я думала о магистратуре, и профессора дали мне много наводок на интересные программы. Конференция фокусировалась именно на аналитической социологии, и я наблюдала, как ученых объединяет их принадлежность к этой сфере, как они планируют ее продвигать. Мне удалось почувствовать эту общность и еще больше захотелось стать ее частью.

Я очень люблю наших преподавателей, они открытые и дружелюбные. С ними можно поговорить, они посмеются, лайкнут запись во «ВКонтакте». На первом курсе меня очень вдохновил Даниил Александрович Александров. Некоторые свои рассказы из жизни он превращает в детективные истории, где нам нужно угадать “подозреваемое” социальное явление — я такие вещи очень люблю. Мне нравится, что выученные вещи открывают для меня закулисные механизмы работы общества, дают более глубокое его понимание.

Научно-исследовательская деятельность

Первая экспедиция

В конце первого курса наш преподаватель Ксения Алексеевна Тенишева отправила нашему потоку ссылку на какую-то социологическую экспедицию и сказала, что это будет очень интересно. Я не слишком понимала, на что подписываюсь, но поверила, прошла отбор и оказалась самой юной участницей этой экспедиции.

Экспедиция открыла мне глаза на то, что такое социология. До неё я лишь в теории знала, о чем эта наука и чем занимаются исследователи. Мы ездили в Калужскую область изучать сегрегацию и буллинг в школах. Нагрузка оказалась серьезная — каждый день мы выезжали в поле, брали интервью, писали полевые заметки, а по вечерам анализировали собранные данные и транскрибировали интервью. Мы все работали над одной задачей, общая картина складывалась из собранных нами частей, и на обсуждениях мы эту картину видели. Я намного лучше поняла и прочувствовала многие концепты, которые до этого изучала на занятиях.

Научно-учебная лаборатория «Социология образования и науки»

Мою первую экспедицию проводила лаборатория «Социология образования и науки» (далее — СЛОН). Я узнала, что там можно работать стажером и помогать в проектах. Меня это заинтересовало. К тому же коллектив СЛОНа просто замечательный. Полгода я заглядывала в лабораторию за разными небольшими заданиями. А с начала 2019 устроилась работать стажером-исследователем.

Я проводила опросы и интервью со студентами, учителями, родителями, а после расшифровывала и кодировала их. С частью этих данных я работала в проектной группе и позже написала на них свою курсовую и сейчас пишу диплом. На проекте «Родители и школа: сигналы и ценности воспитания» я и встретилась с темой, по которой написала курсовую и пишу диплом: ценности воспитания как способ воспроизводства неравенства. 

В лаборатории есть масса проектов, к которым можно присоединиться как  стажер или через проектные группы. Например, сейчас мы изучаем, как в России работают с детьми-мигрантами: как дети адаптируются и интегрируются. Это все открывает мои личные горизонты: во время интервью всегда понимаешь разницу в точках зрения и убеждениях, узнаешь что-то про сферы, с которыми в жизни редко соприкасаешься. 

Работа в лаборатории стала для меня это очень важным опытом, который помог понять, в каком направлении мне хочется двигаться дальше. В СЛОНе тебя принимают с распростертыми объятиями, стараются помочь; я бы сказала, это самая дружелюбная к студентам лаборатория. Я научилась работать в поле и нашла тему, в которой я хочу развиваться.

Вторая экспедиция

Вторая экспедиция проводилась в конце второго курса. На нее поехало больше моих однокурсников; думаю, их заинтересовали восхищенные рассказы участников первой моей экспедиции. Также многие мои однокурсники решили пойти работать в лабораторию после знакомства с ней.

Эта экспедиция тоже проводилась в Калужской области. Обе длились по 10-14 дней. Если в первой экспедиции мы жили в небольшом городке с населением около 15 тысяч человек, то во второй раз мы поселились в самой Калуге. В обоих случаях мы часто группами выезжали в соседние населенные пункты.

Погружение в процесс большого количества людей всегда очень объединяет. Это как небольшой детский лагерь, только насыщеннее и вовлеченнее. Мы вместе жили, завтракали и ужинали. Готовили друг другу еду по очереди, помогали чинить сантехнику, делились самыми яркими и интересными моментами интервью или дня в целом. Работники лаборатории еще успевали объяснять нам теорию.

Планы на будущее и стипендия в Германии

Подача документов

Мне очень хотелось получить магистратуру за границей, и для этого я еще с конца третьего курса начала искать стипендии - желательно с полным покрытием проживания и обучения. Таких очень немного: немецкая стипендия DAAD, шведская стипендия (раньше называлась Visby) и стипендия Университета Амстердама (я смотрела Европу). Последнюю на 2021 год не выдавали. Я подалась именно на DAAD - там больше мест, чем на Visby, и требования мне больше подходили. Я подавалась на стипендию для последипломного обучения для всех дисциплин. 

Совсем недавно меня оповестили, что я получила стипендию! Это огромная радость для меня. Подавала документы я в последний момент: четыре дня безвылазно работала над своей заявкой. Например, нужно было перечислить, какие предметы  из программы я выберу. Тут есть две сложности: первая — это сайты университетов, каждый из которых уникален по устройству и навигации. Вторая проблема заключается в том, что в момент подачи университеты не публикуют официально утвержденный список дисциплин. Опираться в выборе приходится на прошлый год. Но зато теперь я знаю про выбранные программы абсолютно все, и это большой плюс.

Отбор

Процесс отбора стипендиатов происходит в два этапа. Сначала комиссия просматривает заявки и отбирает 100 человек для интервью. В этом году заявок было около 750 - рекордно большое количество. Второй этап — это интервью с преподавателями из университетов Германии с тех направлений, которые кандидат указал в заявке. Я просмотрела множество видео, где говорится о содержании интервью DAAD ), и основательно подготовилась к вопросам. Большое внимание комиссия DAAD уделяет мотивации: им важно видеть, что тебе действительно нужна эта программа и эта стипендия.

В ходе интервью я рассказала, что хочу продолжить изучать проблемы, связанные с неравенством, в том числе в школах. А в Германии очень интересная школьная система: дети в четвертом классе распределяются по трекам, а с некоторых треков невозможно даже поступить в университет. Перед интервью я посмотрела видео, разъясняющие всю эту систему, чтобы при случае показать, насколько серьезно я подошла к изучению страны, в которую поступаю. Этот момент понравился моему интервьюеру, и он попросил меня назвать плюсы и минусы такой системы. Я немного удивилась, потому что я готовилась к вопросам про университеты и диплом, а меня спросили про школы. 

У меня была сильная мотивация: я четко знала, почему иду на социологию, четко обосновала выбор своих программ и описала, как магистратура пригодится мне в будущем. Именно поэтому, думаю, я и получила стипендию. Вышка зажгла во мне неподдельный интерес к социологии, мне нравится исследовать, и я хочу связать с этим свою жизнь в дальнейшем. Я бы хотела и дальше изучать неравенство, и для меня важно, чтобы в университете была лаборатория, где я смогу работать над этим. Это тоже было моим критерием выбора немецких магистерских программ, и это я расписала в мотивационном письме.

Планы на будущее

Теперь, когда я получила стипендию, мне осталось собрать документы для подачи в университеты Германии. После подачи на DAAD у меня есть многие из этих документов, это приятно. После магистратуры я хочу получить PhD и продолжить заниматься исследованиями. Неравенство в наше время — это проблема как для отдельных стран, так и для мирового сообщества, и я хочу помочь найти решение.


Текст подготовила Дина Васина,
студентка ОП «Социология и социальная информатика»