«Спустя полгода учебы могу сказать, что мои ожидания оправдались»
В 2020 году состоялся первый набор на магистерскую программу по физике в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург. Студенты рассказали, почему они выбрали эту магистратуру, как оценивают учебу спустя полгода и какими темами занимаются в рамках научно-исследовательской работы.
О программе
Магистерская программа «Физика» нацелена на подготовку исследователей современной теоретической физики — квантовой теории полей и физикой конденсированного состояния. Во время учёбы магистранты будут активно заниматься научно-исследовательской работой.
Обучение на программе длится два года. Оно проходит на русском и английском языках. В 2021 году ведётся набор абитуриентов на 15 мест за счёт средств НИУ ВШЭ и 5 платных мест. Доступно также одно место для иностранного студента. Подробнее о программе можно почитать на специальном сайте.
Алиса Шайхутдинова, выпускница бакалавриата СПбАУ РАН им. Ж.И. Алфёрова
Новая магистерская программа «Физика» в Питерской Вышке не была для меня чем-то загадочным и непредсказуемым. На момент поступления я хорошо знала людей, открывших эту программу, и видела их в деле: они же в свое время организовывали бакалавриат в Академическом университете, который я окончила. Там для студентов — во всяком случае на моей кафедре теоретической физики — учеба была непростой, достаточно интересной и полезной для научной деятельности. Доверие внушал и состав преподавателей, приглашенных вести курсы на эту программу. У части из них я училась в бакалавриате, о ком-то слышала от своих однокурсников или знала как серьезных ученых. Словом, у меня были причины для веры как в содержание новой программы, так и в уровень преподавания.
Спустя полгода учебы могу сказать, что мои ожидания оправдались. Преподаватели действительно серьезно подходят к своему делу, рассказывают все подробно и достаточно понятно. А если вдруг оказывается, что какую-то тему надо пояснить дополнительно, они отвечают на вопросы после пар, по почте или в Zoom. Это очень помогает в учебе: если разобраться самостоятельно не получается, всегда можно обратиться за советом. В конце первого семестра я пришла к такому выводу: если хватает желания, сил и времени на то, чтобы внимательно слушать лекции и регулярно делать домашние задания — часто они построены так, чтобы можно было получше разобраться в пройденном на паре или в том, что еще предстоит пройти — то со всем можно справиться.
К сожалению, во втором семестре со временем стало похуже. Сейчас мы изучаем больше дисциплин, соответственно, домашних задач тоже прибавилось. С учетом научно-исследовательской работы загруженность получается приличной. С другой стороны, руководство программы прислушивается к нашему мнению и старается изменять учебный процесс с учетом отзывов студентов. Так, например, нам с одногруппниками удалось добиться переноса некоторых предметов на другой день или время. Все преподаватели, с которыми мы обсуждали этот вопрос, по возможности шли нам навстречу, и в итоге всегда получалось подобрать что-то более удобное.
Еще при поступлении я выбрала трек по квантовой теории поля. С ней был связан мой НИР в бакалавриате и я собиралась продолжить работать со своим научным руководителем в этой области, правда, уже по другой тематике. В общем, над выбором трека я даже не задумывалась, он определился сам собой: я понимала, что знаю еще далеко не все для уверенной работы, а курсы на этой специализации мне бы пригодились. Трек по физике конденсированных сред, конечно, выглядел тоже любопытно, я даже посещала некоторые занятия. Но решила, что эта специализация мне все-таки подходит меньше.
Сейчас моя научная деятельность связана с исследованием физических свойств одной двумерной системы в контексте квантовой теории поля. Интерес к ней возник из-за необычных математических свойств функции, описывающей процессы рассеяния в такой системе: хочется узнать, чему такие свойства могли бы соответствовать физически. Результаты могли бы пригодиться для развивающегося в последние несколько лет обобщения некоторых методов квантовой теории поля. А вот с темой дипломной работы мы с научным руководителем пока не определились.
Аркадий Полухин, выпускник бакалавриата Новосибирского государственного университета
Когда я поступал, у меня был выбор между техническим направлением в другом вузе и программой по физике в Питерской Вышке. На тот момент поступление во ВШЭ, конечно, выглядело большой авантюрой, поскольку программа только открывалась. Но я хотел заниматься естественными науками, поэтому как только узнал, что прохожу в Вышку, забрал документы из технического вуза и подал их сюда.
Не знаю почему, но неизвестность меня не страшила. Теперь, когда я знаю преподавателей и руководителей программы, ясно, что это были правильные ощущения. Все оказались приятными людьми, готовыми решать учебные и околоучебные вопросы.
В целом учиться сложно, но эта сложность ожидаемая. Все курсы глубокие, нужно прикладывать много усилий, халявить не удается — но примерно такого я и ждал от программы по физике. Особенно хочу выделить несколько курсов, которые нравятся мне больше всего: это «Интегрируемые системы» от Сергея Эдуардовича Деркачева, «Квантовая теория поля» от Кирилла Михайловича Семенова-Тян-Шанского и «Физика низкоразмерных систем» от Михаила Михайловича Глазова. Эти преподаватели очень хорошо объясняют материал и вносят ясность в какие-то моменты, которые были упущены на других предметах. Могу сказать, что благодаря их дисциплинам у меня складывается общая картина мира.
Я учусь на треке «Квантовая теория поля», выбрал его потому, что он показался самым сложным. Научного руководителя — как раз Сергея Эдуардовича Деркачева — я нашел в ПОМИ РАН, поэтому буду выполнять свою дипломную работу на базовой кафедре этого института. Мой диплом будет связан с интегрируемыми системами. Я буду рассчитывать матрицы рассеяния одним из новых способов и сравнивать результаты с уже известными решениями.
Валерия Столбова, выпускница бакалавриата МГТУ им. Н.Э. Баумана
Я окончила бакалавриат в МГТУ им. Н.Э. Баумана по направлению «Прикладная математика» и особенно интересовалась «чистой» математикой, то есть теоретической наукой. На третьем курсе я определилась с направлением, в котором хотела бы двигаться дальше. Я поняла, что наиболее сложные и красивые структуры в математике составляют аппарат разделов современной теоретической физики. Но поскольку на моей кафедре, да и в вузе в целом, эти разделы математики и физики углубленно не изучали, я стала искать другие варианты и наткнулась на программу в Питерской Вышке.
Для меня, как и, вероятно, для большинства моих одногруппников, поступление в петербургский кампус НИУ ВШЭ стало своего рода шагом в неизвестность. Но когда я увидела учебный план магистратуры, то поразилась и грамотностью организации самой программы, и широтой открываемых перспектив. В процессе обучения я поняла, что этот выбор оказался еще более многообещающим, чем я могла предполагать.
Первое, что хочу отметить, это набор дисциплин и сам подход к обучению. В организации нашей магистерской программы есть существенные черты, которые чаще встречаются в европейских вузах: достаточно узкий набор дисциплин и наличие образовательных треков (квантовая теория поля и физика конденсированного состояния). Читаемые дисциплины отвечают самым современным запросам в нашей профессиональной области — и по степени значимости, и по уровню подачи. Курсы ведут первоклассные специалисты из профильных институтов Санкт-Петербурга: Физико-технического института им. А.Ф. Иоффе РАН, Петербургского отделения Математического института им. Стеклова РАН и Петербургского института ядерной физики НИЦ «Курчатовский институт» (ПИЯФ). Мне кажется, что свобода выбора специализации — это привилегия, в общем не характерная для вузов нашей страны. Я думаю, что ощущение творческой свободы и является ключевым условием профессионального становления успешного физика-теоретика.
На нашем факультете созданы все условия для того, чтобы научная работа превратилась в увлекательный творческий процесс. Мне по специализации ближе всего оказались направления деятельности Петербургского отделения математического института. В частности, по одному из них — интегрируемые системы — нам читают довольно редкий двухсеместровый курс. Помимо университетских дисциплин я посещаю лекции по математическому аппарату суперсимметричных теорий на одном из научных семинаров в ПОМИ.
Я хочу и дальше сотрудничать с ПОМИ и НИУ ВШЭ. Замечательно, что здесь создаются условия для взаимодействия людей в профессиональной среде, общения и обмена интересной информацией — для науки это крайне необходимо. А еще потрясающе иметь возможность делиться своими знаниями с теми, кто делает первые шаги в изучении математики и физики. У меня есть некоторый опыт преподавания, и я понимаю, насколько важно поддерживать интерес к науке у школьников и студентов младших курсов. Меня очень радует, что на это направлена и деятельность нашего факультета. Отдельное спасибо хочу сказать академическому руководителю программы Игорю Евгеньевичу Шендеровичу. Благодаря его поддержке передо мной открылись те перспективы, которые я мечтала увидеть в своей профессиональной области.
Чтобы учиться в одной из лучших магистерских программ по физике – успевайте подать документы в Питерскую Вышку до 31 июля! Подробнее о программе «Физика» можете узнать по ссылке.
Глазов Михаил Михайлович
Базовая кафедра ФТИ им. А.Ф. Иоффе: Профессор
Деркачев Сергей Эдуардович
Базовая кафедра Санкт-Петербургского отделения Математического института им. В.А. Стеклова РАН: Заведующий кафедрой
Семенов-Тян-Шанский Кирилл Михайлович
Базовая кафедра «НИЦ Курчатовский институт – ПИЯФ»: Заведующий кафедрой
Шендерович Игорь Евгеньевич
Академический руководитель программы "Физика"