• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистрантка Питерской Вышки создала медиапроект про Алексея Балабанова

Анна Поздняк учится на первом курсе магистерской программы «Медиапроизводство и медиааналитика» и создает интересный медиапроект о режиссере Алексее Балабанове. Она рассказала редакции о создании виртуальной комнаты режиссера и о том, чему успела научиться за полгода учебы в Питерской Вышке.

Магистрантка Питерской Вышки создала медиапроект про Алексея Балабанова

Фото из личного архива Анны Поздняк

— Расскажите поподробнее о поступлении на «Медиапроизводство и медиааналитику».

— В Екатеринбурге я закончила факультет журналистики и успела поработать в отделе культуры «Областной газеты». Когда пришло время поступать в магистратуру, у меня было два запроса: расширить свои навыки по созданию медиаконтента и переехать в Петербург. Впервые я побывала в этом городе еще в детстве и, конечно, сразу влюбилась. Чтобы узнать историю каждого дома хотя бы в центре, не хватит целой жизни, поэтому для меня Петербург —  бесконечное вдохновение и удивление.

Набор на программу «Медиапроизводство и медиааналитика» проводился впервые, поэтому я ориентировалась по описанию на сайте: меня привлекла практическая направленность учебных проектов. Для поступления мне нужно было написать мотивационное письмо и успешно пройти вступительные испытания. Там я должна была сформулировать концепцию медиапроекта, который хотела бы разрабатывать в процессе учебы. В итоге я предложила сделать приложение-аудиогид по ключевым местам Балабанова в Екатеринбурге.

— Как проходит ваше обучение в магистратуре?

— Программа оправдывает мои ожидания: мы сотрудничаем с музеями и культурными институциями. То есть одновременно учимся и практикуемся. Мне нравится создавать медиаконтент и управлять медиапроектами, это составляет наибольшую часть моей учебы. Сейчас я состою в двух группах по курсовым проектам. В одной мы создаем аудиогид для музея Анны Ахматовой: разрабатываем сценарий и концепцию. В другой группе мы делаем сайт для конкурса короткой драматургии, который проходит в театре «Суббота».

Также нас знакомят с различными инструментами по созданию медиаконтента. Допустим, для создания медиапроектов нам нужно уметь верстать сайты: в вузе нам дают основу, а дальше каждый сам осваивает то, что ему нужно. В моем случае это Tilda, Readymag, Wordpress и Wix. Раньше я была совсем слаба в этой области, но теперь разобралась, и это круто.

Также у нас есть лекции и по экономике медиа, но мне это не так интересно. Я легко генерирую и воплощаю идеи, но вопрос монетизации пока для меня открыт из-за моих личностных характеристик: «коммерческая жилка» — это не про меня. Мне нужно проделать большую работу над собой, чтобы быть уверенной, что мой проект достоин оплаты. В то же время я понимаю, что это важная часть сферы медиа, и программа нацелена в том числе и на то, чтобы помочь научить творческих людей зарабатывать на контенте.

Часть учебных материалов для меня дублирует то, что я изучала на факультете журналистики, поэтому мне на таких занятиях не так интересно. Однако моим одногруппникам, которые получали техническое образование, это полезно. Кроме того, поскольку программа новая, в ней присутствует элемент несогласованности. Некоторые курсы в чем-то повторяют друг друга, но я надеюсь, это изменится.

— Кто из преподавателей программы вас вдохновляет?

— Я считаю, что весь преподавательский состав на программе подобран достаточно грамотно. У меня сложились хорошие отношения с Артемом Николаевичем Мельником, одним из наших преподавателей. Он работает во многих СМИ, среди которых «KudaGo», «Colta.ru» и «Такие дела», а также сотрудничает с множеством культурных индустрий. Артем Николаевич преподает практико-ориентированные дисциплины, поэтому на домашних заданиях мы часто можем поупражняться. Например, как-то раз он попросил создать стикерпак для Telegram.

— Как вам пришла идея проекта «Балабанов в Свердловске»?

— Мой проект посвящен молодости Балабанова в Свердловске. Я находила либо разрозненные тексты на эту тему, либо вырезки из документальных фильмов. Такой формат кажется мне очень скучным и однобоким. Мне захотелось скомпоновать имеющуюся информацию и преподнести ее так, чтобы это было разнообразно и интерактивно.

Мне было обидно, что Балабанов не ассоциируется напрямую с Екатеринбургом, хотя он жил в Свердловске до тридцати лет (Екатеринбург назывался Свердловском до 1991 года. — Прим. ред.). Именно в этом городе он начал свою карьеру режиссера. Я сама не так давно узнала об этом этапе его жизни, хоть и интересовалась его творчеством и личностью, Балабанов стал известен, когда приехал в Ленинград и начал снимать фильмы «Замок», «Брат» и «Брат 2», поэтому о нем в основном говорят как о петербургском режиссере.

— Из чего состоит проект?

— На дисциплине «Управление медиапроектами» нам предлагалось разработать концепцию какого-либо проекта. Тогда-то я и вспомнила идею, которую придумала при поступлении. Адаптировав ее под текущее задание, я решила сделать виртуальную комнату Алексея Балабанова в Свердловске — у меня было время и возможности.

В то же время у нас шел курс Артема Николаевича Мельника «Технологии производства», на котором мы знакомились с формами представления контента и сайтами, на которых с ними можно работать. Пять статей, стикерпак и виртуальная карта, оформленные в блог «Балабанов в Свердловске» на «Яндекс.Дзене», были домашними заданиями к этой дисциплине. Теперь они составляют единый проект с виртуальной комнатой.

— Как проходило создание виртуальной комнаты Балабанова?

— В работе я опиралась на проект, который назывался «Zemfiroom». Там создатели опирались не на биографию, а на творчество Земфиры: предметы в комнате стали отсылками к ее песням.  Видимо, эта концепция засела у меня в голове, так что я неосознанно решила сделать что-то похожее. Но с другой стороны, я считаю, что не так уж и плохо ориентироваться на существующие проекты, когда у тебя еще совсем мало опыта.

Работать над комнатой мне помогала Мария Ефименкова, моя подруга из Екатеринбурга. По части дизайна за все отвечала она, а я была контент-менеджером: давала ей техническое задание, описывала, как предметы должны выглядеть и где располагаться. Она уже непосредственно создавала 3D-модели в программе Blend4Web. Также я выбирала хостинг, покупала домен и конструировала сайт.

— Откуда вы брали информацию о предметах?

—   Из фильмов Алексея Балабанова, интервью и книг. Комната стала симбиозом его биографии и творчества. Например, с ритм-гитарой, которая лежит на диване, связана довольно любопытная история из юности режиссера. Евгений Горенбург, его школьный товарищ, а сейчас известный в Екатеринбурге организатор музыкальных фестивалей, в интервью Юрию Дудю упомянул, что Балабанов пел и играл в школьной рок-группе «Кери». Однажды он пытался настроить гитару и повредил ее отверткой, из-за чего его родителей вызывали в школу. Лично меня этот факт немало удивил: трудно представить, что великий режиссер когда-то был обычным парнем. В какой-то степени это сближает его со всеми нами.

— Как вы работали над виртуальной картой?

— Я черпала информацию для проекта из общедоступных источников: читала интервью, пересматривала ранние фильмы. С родственниками режиссера пока не общалась. Я сама жила в Екатеринбурге, и многие места не изменились за тридцать лет со съемок фильмов.  Поэтому конкретные локации в городе я узнала с легкостью.

Кроме того, у журнала «Сеанс» есть отдельный медиапроект «Чапаев», в котором о Балабанове многое сказано, потому что главный редактор журнала Любовь Аркус была его хорошей подругой. Также я использовала информацию из книги Марии Кувшиновой, которая так и называется — «Балабанов».

— Каково будущее проекта «Балабанов в Свердловске»?

— Я планирую создать в дипломной работе аудиогид по местам Балабанова в Свердловске, с идеей которого поступала в магистратуру. Для этого нужно будет еще больше узнать о его жизни: я собираюсь взять интервью у его родственников и друзей, чтобы получить эксклюзивную информацию. Думаю, это станет завершающим этапом проекта «Балабанов в Свердловске». Также я думаю над второй частью, посвященной творчеству Балабанова в Петербурге. Об этом можно найти куда больше информации, но с форматом я пока не определилась.

— Мы очень много говорим о творчестве Балабанова, поэтому расскажите, какой у вас любимый фильм режиссера?

— Не могу выбрать из двух.  «Про уродов и людей» содержит интересные философские рассуждения.  С одной стороны, у него есть люди, а с другой — нелюди. Но никто не дает гарантии, что плохой человек не может исправиться, а хороший — испортиться.  

Второй фильм — «Мне не больно». Эта любовная драма мне очень нравится, потому что я — романтик, хоть фильм и нетипичен для творчества Алексея Балабанова.

— Где вы бы хотели работать после того, как выпуститесь из магистратуры?

— Безусловно, в сфере медиа. Мне бы хотелось заниматься продвижением культурных индустрий. Эта деятельность связана с музеями, театрами или кино. Например, в кинопрокатной компании можно придумать множество медиапроектов, которые будут и познавательными, и заметными для аудитории. Но я бы хотела, чтобы моя работа была связана еще и с просвещением, не только с коммерческой выгодой, как это могло бы быть в сфере экономики или бизнеса.

Текст подготовила Варвара Комарова,
студентка 4 курса ОП «Управление и аналитика в государственном секторе»