Андрей Воронов: «Главный принцип — сделай так, как никто раньше не делал»
Архитектор и художник, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Андрей Воронов рассказало профессии и о том, какие проекты делает вместе со студентами профиля «Дизайн среды».
Андрей Воронов — сооснователь объединения АРХАТАКА, лауреат и номинант различных архитектурных и художественных премий и конкурсов, куратор профиля «Дизайн среды» Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург. Вместе с командой единомышленников Андрей создал арт-проект «Фанерный театр», а также работал над виртуальными спектаклями в Minecraft — «Недоросль», «Вишневый сад», «Моцарт и Сальери», созданных для портала БДТdigital. С 2020 года Андрей — помощник художественного руководителя Большого драматического театра им. Г. А. Товстоногова.
— Андрей, расскажите о своем профессиональном опыте, о проектах, над которыми работаете, и как стали преподавать в Питерской Школе дизайна?
— Сейчас я являюсь партнером молодого архитектурного бюро АРХАТАКА, образованного на основе творческой группы Лесосплав. С друзьями архитекторами мы принимали участие во множестве международных конкурсов и фестивалей, а некоторые — и выигрывали. В конце концов мы решили, что пора заняться профессиональной деятельностью, и организовали архитектурную мастерскую. На данный момент в бюро два партнера — я и Иннокентий Падалко. Мы ведем достаточно активную творческую деятельность на грани архитектуры и искусства, плюс занимаемся коммерческими проектами. Сейчас это мой основной род деятельности. Пару лет назад в Большом драматическом театре имени Г.А. Товстоногова вместе с художником Александром Шишкиным-Хокусаем я занимался проектом «Фанерный театр». После этого проекта театральный художественный руководитель Большого драматического театра Андрей Могучий пригласил меня поработать с театром над некоторыми внешними проектами, которые, к сожалению, не состоялось из-за пандемии. Но как раз в это время затишья я неожиданно стал художником-постановщиком спектаклей БДТ в Minecraft, сделанных совместно с режиссером Эдгаром Закаряном. И, видимо, благодаря всем этим и многим другим моим заслугам, Митя Харшак пригласил меня стать куратором в Школе дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург.
— Сразу приняли приглашение?
Около года ушло у меня на то, чтобы принять решение. Человеку свойственно считать себя моложе, чем он есть, и у меня присутствовало некоторое стеснение. Я вспоминал свои студенческие годы, и мне казалось, что преподаватели — это старые и очень солидные люди, и для преподавательской деятельности необходимо иметь огромный багаж опыта, которым я, на мой взгляд, ещё не обладаю. Скорее, я сам постоянно учусь. Но в итоге я начал понимать, что все это в большей степени мое искаженное восприятие, ведь некоторые мои преподаватели были моложе, чем я сейчас. Но тот факт, что коллеги оценили меня в профессиональном плане и пригласили преподавать в Высшую школу экономики, сыграло свою роль, и я решил попробовать. В конечном итоге то, что я преподаю — не наука, а довольно фантастическая дисциплина. По большому счету я должен не только научить, но и вдохновить студентов. Мне очень нравится программа Школы дизайна, особенно в сравнении с тем, что было у меня в годы обучения. Я разговаривал с коллегами из других вузов и сделал выводы, что программа Школы дизайна интересна и заслуживает внимания. Это стало одним из доводов для принятия решения.
Отдельно я отметил то, что в Школе тебя называют куратором. Это утверждает мою уверенность в том, что преподаватель в такой дисциплине, как дизайн, должен направлять студента в нужное русло, толкать на личностный рост и развитие, а не грузить его субъективными знаниями. В отличие от математики или истории тут нельзя ошибиться или сделать что-то неправильно.
В Школе дизайна мне нравится свобода действий и творчества. Здесь идёт поощрение вашего творческого «Я». Главный принцип — сделай так, как никто раньше не делал.
— Чем вы занимаетесь с вашими студентами? Что это дает вам в личностном плане?
— То, чем мы занимаемся, я бы сравнил с творческой лабораторией. Мы общаемся и обмениваемся со студентами идеями и мнениями об их учебных проектах. Я стараюсь прислушиваться и лишь корректировать выбранный ими путь или помочь его выбрать. Здесь студент не услышит обидных комментариев вроде: «Так никто не делает!», «Где вы такое видели?», «Такого не может быть!». В Школе дизайна мне нравится свобода действий и творчества. Здесь идёт поощрение вашего творческого «Я». Главный принцип — сделай так, как никто раньше не делал. В процессе такого взаимодействия учишься быть объективным. Если я вижу, что студент достиг своей собственной цели в проекте, получил опыт — это дает определенный эмоциональный заряд.
— Что вы думаете об уровне современного образования в области дизайна? Каковы тенденции развития?
— Мне сложно оценить общий уровень образования в сфере дизайна, потому что по роду деятельности я сталкиваюсь в основном с молодыми специалистами из сферы архитектуры. Там уровень заметно повышается. Перед людьми открывается огромное количество новых возможностей. В этом я и вижу потенциал профессии дизайнера — поле деятельности расширяется, и человек в нем может найти себе место. Плюс к этому и государство сейчас активно вкладывается в развитие профессии на уровне урбанистики, среды, благоустройства: привлекает молодых специалистов к работе, организовывает конкурсы, гранты и фестивали. Можно сказать, что сейчас стало «модно» заниматься окружающей средой. Хотя, конечно, «среда» — понятие более широкое, чем улица и парк. И до этого тоже скоро доберутся.
— Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать хороший дизайнер?
— Чем больше я погружаюсь в профессию, тем больше мне кажется, что хороший дизайнер — это, прежде всего, хороший художник и творчески мыслящий человек. Профессионализм относится к прикладным навыкам. И тут важно наличие определенной «насмотренности», творческого кругозора, знаний в области современного искусства, истории. А учитывая развитие технологий — порой еще и науки. Дизайнеру сейчас не хватит только лишь профессиональных навыков. Нужно уметь воспринимать мир глобально.
Полная версия оригинального текста доступна по ссылке.