«Я просто не могла представить, что пойду в российскую аспирантуру в какой-то другой вуз»
Аспирантура — необходимая ступень образования для тех, кто хочет всерьёз заниматься наукой и преподавать. В аспирантуре Питерской Вышки студенты могут не только получать новые знания, но и писать статьи, подключаться к работе исследовательских центров и участвовать в международной академической мобильности. Аспиранты НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург рассказывают, как проходит их обучение.
Программы и вебинары
До 12 марта продолжается первая волна приёма документов в аспирантуру Питерской Вышке. В 2021 году для набора открыты семь аспирантских программ: «Экономика», «Менеджмент», «Политические науки», «Социологические науки», «Исторические науки», «Математика и механика», «Информатика и вычислительная математика». Абитуриенты могут узнать больше о каждой программе на специальных вебинарах, которые будут проходить до 16 февраля.
Зарегистрироваться на вебинар про аспирантуру
София Паклина, аспирантка программы «Экономика»
Поскольку я два года проработала в Международной лаборатории экономики нематериальных активов, поступление в аспирантуру было следующим логичным шагом и способом развития в моей профессиональной деятельности.
Я закончила бакалавриат по экономике и магистратуру по финансам в НИУ ВШЭ — Пермь. Хотя я понимаю, что смена учебных мест — это хорошая практика, я просто не могла представить, что пойду в российскую аспирантуру в какой-то другой вуз. В Вышке привыкаешь и к насыщенному учебному ритму, и к интересным форматам, и к отзывчивым преподавателям. Наш университет всесторонне развивает и при этом дисциплинирует.
Один из главных положительных моментов в Питерской Вышке — привлечение высококлассных зарубежных и российских профессоров и в учебные, и в исследовательские процессы. Когда тебя учат профессионалы своего дела, ты действительно получаешь актуальные знания и важные навыки. Единственную возможную сложность нужно принимать как данность перед поступлением в аспирантуру: всё-таки здесь довольно насыщенный учебный график. Это особенно сильно ощущается в первый год. Кроме того, нужно выполнять достаточно большое количество домашней работы и не забывать про требования ежегодной аттестации. Чтобы её пройти, необходимо успешно проходить учебные курсы, публиковать научные статьи и участвовать в научных мероприятиях.
С момента начала учебы в аспирантуре у меня получилось поучаствовать в нескольких научных конференциях и семинарах, в том числе международных. Кроме того, я подготовила и отправила на рецензирование две статьи по теме диссертационного исследования — про влияние цифровизации на рынок труда. Кроме того, мне посчастливилось выиграть стипендию Оксфордского Российского Фонда и стипендию имени В.Д. Матвеенко. Также это большое преимущество — быть аспирантом, потому что этот статус позволяет участвовать в PhD-воркшопах и получать специализированные гранты и стипендии.
Перед поступлением в аспирантуру я бы рекомендовала тщательно подумать про специализацию и тему диссертационного исследования, а ещё лучше — обсудить ее с предполагаемым научным руководителем. Этот выбор определит дальнейшую траекторию в аспирантуре. Что же касается самой учебы, главный совет, который я могу дать – начните проводить исследования и писать статьи с самого начала обучения. Это не только поможет соответствовать требованиям для аттестации, но и сделает обучение более прикладным. Ведь здорово, когда сразу понимаешь, что ещё нужно узнать для развития! А ещё после этого чаще стараешься опробовать получаемые знания в деле.
Александр Турбин, аспирант программы «Исторические науки»
Ещё во время учёбы в специалитете я начал заниматься наукой — участвовал в круглых столах и конференциях, публиковался. Оказалось, что удовлетворять свой исследовательский интерес — крайне увлекательное занятие, которое к тому же может быть работой. Кроме того, мне нравилась идея стать преподавателем. Так что идея поступать в аспирантуру напрашивалась сама собой.
До поступления в аспирантуру Питерской Вышки мне повезло пообщаться на научных мероприятиях с некоторыми преподавателями департамента истории. У меня сложилось хорошее впечатление относительно их уровня теоретической и методологической подготовки. Мне кажется, этого часто не хватает в других вузах России.
До того, как стать абитуриентом, я имел возможность поделиться своими идеями и наработками с преподавателями департамента истории. Так я понял, что моя тема будет интересна преподавателям с точки зрения исследовательской повестки. Более того, у меня появилось представление, что в аспирантуре Питерской Вышки я научусь делать своё исследование более интересным для широкого круга учёных и вписывать его в более широкий историографический контекст. Мне кажется, этому сегодня мало где в России учат целенаправленно. Так что решение поступать в данную аспирантуру не было случайным, и других вариантов на тот момент я даже не рассматривал.
Ещё одним преимуществом в пользу Питерской Вышки стала высокая степень интеграции местных учёных в международное исследовательское сообщество. В университет постоянно приезжают исследователи мирового уровня, на его базе проходят интереснейшие мероприятия, реализуются долгосрочные совместные проекты. Кроме того все историки достаточно тепло общаются между собой: нет ощущения жёсткой иерархичности.
Стоит дополнительно отметить, что Вышка поддерживает активных студентов. Здесь также есть ряд программ, которые позволяют получить дополнительное финансовое обеспечение во время учёбы.
Учёба в аспирантуре отнимает много сил: департамент истории предъявляет довольно высокие требования к аспирантам. Но это не минус, ведь таким образом усиливается конкурентоспособность выпускника Питерской Вышки на рынке труда. В то же время, некоторые формальные требования по оценке публикационной активности и качеству журналов сужают возможности по выработке индивидуальных исследовательских траекторий, поэтому какие-то хорошие и конкурентные проекты, возможно, проще реализовать в другом месте. В то же время я хотел бы отметить, что Вышка активно работает над поиском баланса между эффективностью и устойчивым развитием своего человеческого потенциала.
За время учёбы я поучаствовал в реализации международного исследовательского проекта «Пост-имперское разнообразие: взаимоотношения между большинством и меньшинствами при переходе от империй к национальным государствам». Кроме того, я принял участие в большом количестве научных мероприятий, в том числе за границей, и опубликовал три статьи в журналах, индексируемых международными базами данных. На протяжении всей учёбы я получал повышенную стипендию в рамках программы Академической аспирантуры, работал в Центре исторических исследований, а на третьем году обучения меня зачислили в программу «Кадровый резерв». Она поддерживает исследователей на начальных и переходных этапах академической карьеры. А ещё я учился у замечательных учёных и преподавал у восхитительных студентов.
Перед поступлением в аспирантуру я бы советовал заранее пообщаться с представителями департамента, чтобы узнать больше об учебном процессе и академических возможностях. Также к моменту поступления полезно иметь сертификат о владении иностранным языком — например, IELTS. Мне это дало возможность участвовать в программе Академической аспирантуры. Но я бы сказал, что владение иностранными языками в аспирантуре Питерской Вышки необходимо. Особенно хорошо нужно знать английский, поскольку публиковать работы в журналах придётся преимущественно на этом языке. Кстати, подготовкой публикаций я бы рекомендовал заняться как можно раньше. Успехов!
Паклина София Николаевна
Международная лаборатория экономики нематериальных активов (Санкт-Петербург): Младший научный сотрудник
Турбин Александр Дмитриевич
Центр исторических исследований: Младший научный сотрудник