• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Практики взаимодействия бизнеса и цифровых команд обсудили на круглом столе от НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург и 2Nova

18 ноября руководители и эксперты-спикеры образовательной программы «Бизнес-мышление в цифровой действительности» провели online meetup «Практики взаимодействия бизнеса и цифровых команд». Бизнес-встреча стала дискуссионной площадкой, где эксперты поделились своим опытом и лучшими практиками компаний по планированию, бюджетированию, приоритизации задач внутри цифровых продуктов и в бизнесе в целом. Особое внимание спикеры уделили вопросам обучения персонала, развитию «мягких» навыков и необходимых компетенций для продуктивной работы и кросс-функциональной коммуникации в компании.

В дискуссии приняли участие эксперты: Максим Таланов, руководитель департамента электронной коммерции, Почтовые технологии, Почта России; Виктория Краснова, руководитель центра работы с данными, СИБУР; Дмитрий Воскресенский, руководитель направления развития клиентских каналов, Мультибонус ВТБ. Образовательную программу «Бизнес-мышление в цифровой действительности» представлял руководитель проекта Илья Алябушев, эксперт по системной работе руководителей НИУ ВШЭ. Фасилитатором дискуссии выступил Герман Кухтенков, партнер технологического консалтинга 2Nova и партнер школы инноваций и креативного мышления ИКРА. К участию в мероприятии были приглашены руководители и специалисты подразделений компаний, участвующих в процессах цифровой трансформации, представители бизнес-функций и ИТ-подразделений.

В первой части online meetup эксперты и участники обсудили практики приоритизации, среднесрочного планирования и дополнительно отметили, с какими сложностями сталкиваются ИТ-команды при защите бюджетов проектов и как с этим можно конструктивно работать.

Максим Таланов, руководитель департамента электронной коммерции, Почтовые технологии, Почта России


«На мой взгляд, самой лучшей модели приоритизации нет. В крупных корпорациях узкие места появляются в том числе и внутри ИТ-подразделений. Нужен подход к каждому проекту отдельно. У разных способов приоритизации есть соответствующие им проекты.

Что касается технологий управления, то очень сложно построить сортировочный центр по AGILE. При этом мы недавно запустили маркетплейс. И в этом проекте активно используем А/Б-тестирование: движемся маленькими шагами и пробуем, затем собираемся командой и смотрим эффективность».

Виктория Краснова, руководитель центра работы с данными, СИБУР


«У нас в компании существует поэтапный процесс приоритезации. Например, проекты категории А, которые приносят деньги в течение текущего года, получают  приоритетное финансирование. При этом, если работаем с долгосрочным проектом, то все равно вычленяем годовые этапы, позволяющие получить пользу и воспользоваться результатами прямо в текущем году. Этап приоритизации и планирования начинается летом и заканчивается в ноябре. Поэтому к началу года мы подходим с пониманием сколько и каких ИТ ресурсов компании необходимо.

При приоритезация и планировании внутри сложного проекта проекта выделяем этапы фрейминга, позволяющего уточнить задачу. Один раз в квартал по крупным проектам проводится мероприятие, на котором происходит демонстрация руководству и другим подразделениям, что было сделано. 

Хочу отметить, что степень цифровизации сейчас очень высока. Фактически, у людей от бизнеса возникает потребность в базовом понимании процессов в ИТ. И обратно, для ИТ важно говорить на языке бизнеса, показывать выгоды, оценивать, как проект повлияет на KPI компании».

Дмитрий Воскресенский, руководитель направления развития клиентских каналов, Мультибонус ВТБ


«В нынешних реалиях, в большинстве компаний,  члены любых командах вынуждены обладать цифровыми компетенциями: хотя бы загрузить данные в CMS, посмотреть и понять отчет Google Analytics и т.д. Поэтому нужно либо самостоятельно осваивать эти навыки, либо учиться на рабочем месте.

Отмечу, что для бизнеса и ИТ-подразделений очень важно синхронизироваться на разных уровнях, чаще всего это ежедневная, еженедельная и квартальная периодичность, тогда и приоритезация будет проходить проще».

Илья Алябушев, эксперт по системной работе руководителей НИУ ВШЭ


«Важно отвечать на вопрос «Зачем?" в процессе приоритезации. Так мы будем понимать, какую пользу приносят бизнесу те или иные цифровые технологии или продукты. Считаю, что ИТ-команда должна быть интегрирована в продуктовую команду, чтобы ИТ не становились «бутылочным горлышком».

Отмечу, что финансовый результат часто возникает не от одного продукта компании, а от связки сразу нескольких продуктов. Поэтому важно создавать пространство для общения продуктовых команд, чтобы они могли мыслить пользой цепочки продуктов, когда планируют свои бизнес-показатели».

Вторая часть круглого стола была посвящена практике взаимодействия между командами. Особое внимание спикеры уделили формированию бизнес-мышления и развитию soft skills для формирования культурной трансформации внутри компании

Илья Алябушев: «На мой взгляд, сейчас правят бал soft skills. Я очень часто рефреном слышу от руководителей, что их главная задача: вовлечь в свои проекты и процессы команды из разных направлений компании. Сделать это директивно уже не получается, потому что мир перешёл в эпоху неопределённости, и никто заранее не знает, что «выстрелит», но по-прежнему можно вдохновить (и, конечно, подкрепить это цифрами).

Особо хочу выделить эмпатийную зрелость личности. Сегодня это значимый навык для выстраивания правильного процесса цифровой трансформации. Где эмпатия – способность правильно понять эмоцию другого человека, а зрелость – умение применить это понимание в своей каждодневной работе и на пользу бизнеса. Это то, что помогает понять своих коллег и найти подходящий способ вовлечь в созидательные процессы трансформации компании».

Максим Таланов: «Считаю, что не только с помощью soft skills мы движемся вперед. Наблюдаю, что самый большой вклад в проект и продукт вносят члены команды с хорошими hard skills в своей области. Например, разработчики и аналитики, которые хорошо знают технологию, её ограничения и куда она движется, лучше всего помогают развитию продукта и достижению результатов компании. 

Да, коммуникация нужна. При этом нужно учиться у смежных подразделений, погружаться в особенности их работы. Например, прийти на площадку и отстоять смену в сортировочном центре, чтобы понять на более глубоком уровне, чем живет твоя компания и что нужно нашим клиентам.

Отмечу, что желание учиться - это перспективный навык, который необходимо формировать руководителям и специалистам для эффективной работы, так как среда внутри компании и глобально в мире быстро меняется».

Дмитрий Воскресенский: «Когда мы говорим о коммуникациях в компании, то невозможно обойти стороной конфликты. На мой взгляд, энергия конфликта может резко продвинуть проект вперёд. Замечаю, что после «продуктивной ссоры” члены команды больше кооперируются, чем при не вскрытых конфликтах».

Виктория Краснова: «Важно создавать среду в компании, в которой сотрудник не замечает, как происходит обучение, так как оно интегрировано в рабочий процесс. Мы создали школу аналитики, внутри которой сместили фокус с процесса обучения на решение бизнес-задач. 

Например, как логисты обучаются цифровой грамотности. Менторы школы, опытные бизнес-аналитики, помогают решить задачу отслеживания своевременности подачи транспорта и выполнения отгрузок, а не Phyton, Tableau или SQL. Другими словами, главный результат работы Школы это формирование у человека рутинной привычки в реальной жизни  принимать решения на основании данных, использование современных инструментов анализа и формирования правильного бизнес-мышление.

Также очень важна поддерживающая среда. У нас есть группы и чаты, куда можно обратиться с вопросом. При этом мы стимулируем других учеников и выпускников погружаться в тему и помогать друг другу».

Посмотреть круглый стол «Практики взаимодействия бизнеса и цифровых команд» в записи можно по ссылке

Набор слушателей на новый поток образовательной программы «Бизнес-мышление в цифровой действительности» стартовал. Познакомиться с подробным содержанием программы и оставить заявку на обучение можно на сайте проекта.