• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Зин, плакаты и командная работа — студенты о Кураторском форуме 2020

Кураторский форум — это международное культурное событие, которое собирает ведущих кураторов, арт-менеджеров и мастеров. Высшая школа экономики сотрудничает с форумом, а ее студенты принимают участие в мероприятии. Ребята из питерского кампуса в этом году поработали над зином «Неответы» и создали городские плакаты по его мотивам. В материале они рассказывают, как Кураторский форум подарил им практические навыки, новые знания и близких друзей.

Из архива Кураторского форума 2020

Из архива Кураторского форума 2020

О форуме

Кураторский форум — это ежегодный международный проект, организованный Северо-Западным филиалом Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Высшая школа экономики является официальным партнером форума.

В 2020 году Кураторский форум проходит во второй раз. Он посвящен теме образовательных практик в культурных учреждениях — музейной педагогике и арт-медитациям, а также общим вопросам, связанным с производством знания в сфере современной культуры. В событии принимают участие ведущие институциональные и независимые кураторы, галеристы и арт-менеджеры.

Помимо дискуссий и экспертных выступлений, в рамках форума с 21 по 22 ноября проходит Art Weekend. Это день открытых дверей в галереях, арт-пространствах и мастерских художников, который на два дня объединит все площадки города, занимающиеся современным искусством.

Студенты Питерской Вышки принимают активное участие в мероприятии. Они стажируются на дискуссионных площадках и в PR-команде форума. Часть студентов в рамках проекта подготовила городские плакаты и зин, посвященные проблемам современного образования.

О зине

Зин (от англ. zine или fanzine или fan magazine) — это самодельное малотиражное периодическое издание, любительский журнал, как правило, небольшого размера, который можно посвятить любой волнующей теме — от панк-рока до социальной политики. Сегодня зины становятся площадками для творческих экспериментов, выражений интересов и манифестов различных сообществ и субкультур.

В проекте Кураторского форума студенты создали зин «Неответы». Он посвящен проблемам современного образования. Зин называется «Неответы», потому что в нем сосредоточены только мысли участников, и они не являются законченными ответами на вопросы о проблемах образования. В издании студенты рассуждают, например, о гибкости университетов и школ, межличностных отношениях во время учебы и влиянии обучения на характер отдельного человека.

Валерия Куття студентка ОП «Дизайн», 2 курс

Об отборе в команду

О Кураторском форуме я узнала из группы нашей программы в Facebook. В ней опубликовали объявление о наборе в команду для работы над зином. Преподаватели порекомендовали нам зарегистрироваться и поучаствовать в отборе, потому что это отличная возможность развить свои дизайнерские навыки. Мне понравилась идея попробовать себя в творческом мероприятии, и я подала заявку.

Кандидаты должны были выполнить несколько заданий — например, описать, каким они видят идеальный факультет искусств, вплоть до деталей, вроде предметов в учебном плане. Когда я узнала, что меня взяли, я удивилась и обрадовалась. На форум было подано больше сотни заявок, но я стала одной из 15 человек, которых приняли для работы. В тот момент я подумала: «Вау, круто!»

О формате зина

Зин — это маленькое издание, что-то вроде самодельного буклета или журнала. Сама идея зина зародилась в панк-культуре, это свободное творчество, без определенных правил, форматов и верстки. Его главная цель — выразить мысли авторов по любой волнующей теме.

Я считаю, что зин — это слова, которые вылились в чувства. Их отобразили на бумаге, а затем опубликовали для других людей. Когда я объясняла маме, что такое зин, то сказала, что смысл его содержания не обязательно понимать. Нужно просто смотреть и обращаться к эмоциям, которые зин у тебя вызывает. Мне кажется, это очень подходящее описание формата.

О работе над изданием

Над зином работали 15 человек. Нас разделили на три группы по пять участников, и каждая занималась своим заданием.

В моей команде я заняла позицию куратора. Я направляла весь процесс создания, вносила некоторые правки в дизайн, со мной можно было советоваться по разным вопросам.

Наш раздел зина мы с командой посвятили вопросу «Что такое университет?». Раздел получился простым, но хорошим. Без излишнего креатива. Мы в нем порассуждали, например, о том, как университет присваивает личные заслуги, о форматах учебы и недостатках системы образования. Из моих собственных материалов в зин попало стихотворение. Я написала его еще на первом курсе, когда очень сильно тосковала по дому. Еще я сделала обложку для издания.

О команде и навыках

Больше всего мне понравилась наша команда. Мы с ребятами были очень дружными и отлично ладили друг с другом. Еще здорово, что мне выпала возможность сменить обстановку и поработать с новыми людьми, познакомиться со взрослыми и опытными кураторами.

Мне понравилось ездить на встречи, совещаться, думать и планировать. Я научилась работать в команде, более чутко слышать мнение других людей, а также не бояться рассказывать о себе и своих навыках и выступать на презентациях.

Об учебе в Школе дизайна

Первый курс дался мне тяжело психологически. Я оказалась в новом городе, далеко от родителей, не могла найти друзей и чувствовала себя одиноко. Однако со временем я занялась анализом своих мыслей, влилась в учебу и поняла, что дизайн в Вышке — самое крутое, что может быть на Земле.

Здесь дают очень ценные знания. Мы учим все: верстку, дизайн, композицию — и вся информация максимально прикладная, я пользуюсь всем, что изучаю. Это для меня самое главное.

Вышка научила меня думать самостоятельно. Я начала этому учиться, еще когда создавала работу на конкурс школьных проектов «Высший пилотаж». В университете в нас только закладывают мысль, но мы должны сами ее развить и проанализировать.

Мария Лисконоженко студентка ОП «Социология и социальная информатика», 2 курс

О решении подать заявку

Я состою в кампусовском киноклубе «35 mm». Иногда ребята в групповой чат скидывают информацию о мероприятиях, связанных с искусством. Обычно я пролистываю такие сообщения, но пост о Кураторском форуме меня почему-то зацепил.

Я долго думала, стоит ли мне отправлять заявку, ведь у меня не было опыта участия в творческих проектах. В моем родном городе, Краснодаре, сложно найти подобные инициативы, а первый курс в Петербурге у меня был и без того очень насыщенный, поэтому у меня не было возможности поучаствовать в подобном мероприятии. Однако мне было очень интересно получить новый опыт и поработать с интересными людьми. В итоге я решилась и подала заявку в последний день. Я не особо надеялась, что пройду отбор, но, к моему удивлению, меня взяли в команду. Я очень рада, что так сложилось!

О командной работе

Большая часть студентов в команде учатся на творческих специальностях. Когда мы только знакомились, мне было немного неуютно. Я не знала, смогу ли привнести что-то полезное в командную работу, ведь я ничего не понимаю в дизайне. В итоге я смогла заняться проработкой идей и наполнением зина, а ребята из моей команды помогли мне оформить все мысли и создать дизайн страниц.

Мне понравилось обсуждать студенческую жизнь с ребятами из других вузов. Сначала каждый высказал, что ему не нравится в современном образовании, затем мы проанализировали варианты ответов и попытались найти что-то общее. В итоге сошлись на том, что современное образование очень сильно зациклено на конечном результате и при этом почти не уделяет внимания процессу получения знаний. Именно эта идея легла в основу нашей части зина.

Поскольку в работе наша команда вдохновлялась личным опытом обучения, каждый разворот издания затрагивает разные темы. Например, в своей части я писала о том, что освоение конкретной профессии не обязательно является целью образования.

О пользе проекта

Кроме воркшопов по работе над зином, у нас были различные лекции. Я узнала не только об истории зинов, но и об образовательных практиках. Например, об арт-медиации, где задача медиатора не объяснить смысл произведения, а помочь зрителю найти его самостоятельно. Некоторые вещи мне уже были известны из курса социологической теории. Например, я знала про феномен hidden curriculum в образовании, который означает, что дети в школе узнают не только новую информацию о предметах, но и неосознанно впитывают определенные ценности и нормы поведения. Эти знания помогли мне лучше погрузиться в проект.

В Вышке преподаватели часто задают групповые проекты, поэтому работа в команде не была для меня проблемой. Однако на проекте я научилась находить общий язык с людьми, у которых совершенно другие интересы. Кроме того, я узнала больше о культурной жизни Санкт-Петербурга и о художниках, которые занимаются созданием зинов.

О будущем в искусстве

До участия в проекте меня очень привлекала профессия куратора выставок. Однако теперь я уже не уверена в этой карьерной траектории. На мой взгляд, хороший куратор должен заниматься творчеством, например, быть художником. Мне сложно представить себя в этой роли, я скорее интересуюсь изучением искусства с помощью социологии. Тем не менее, мне было бы очень интересно в будущем поработать в команде организаторов проектов, подобных Кураторскому форуму.

Александра Арсентьева студентка ОП «Дизайн», 2 курс

О решении участвовать в проекте

О Кураторском форуме я узнала благодаря доске объявлений Школы Дизайна в группе в Facebook. Наш академический руководитель Митя Харшак написал, что есть возможность поработать над зином, который будут распространять в городе. Я перешла на сайт, прочитала о форуме и поняла, что это классный опыт. Мне часто не хватает проектов, которые учат решать небольшие задачи в короткий срок. Я подала заявку и прошла отбор из 129 человек. Для меня это было очень радостной и волнительной новостью.

О теме зина

Мы создали зин, чтобы осветить проблемы образования. Мне нравится, что кураторы, у которых уже есть образование, решили обсудить эту тему не с такими же взрослыми людьми, как они, а со студентами. Мне кажется, мы иногда можем рассказать больше, чем те, кто занимается организацией обучения. Мы изнутри видим проблемы, которые могут быть незаметны руководству.

У каждой команды была задача придумать тему для своей части зина. Наша группа выбрала проблему отсутствия гибкости в системе образования. Мы хотели высказаться на тему жесткости стандартов обучения, которые затрудняют доступ к образованию или сам процесс учебы для тех, кто хоть как-то в них не вписывается.

О команде

Я была очень удивлена, что мы в команде быстро нашли общий язык. Среди участников были ребята уже со второго курса магистратуры, но это не повлияло на наше общение. Нам было друг с другом приятно и весело общаться. Было здорово узнать, что мое мнение по разным проблемам разделяют и что у меня с другими людьми случались похожие ситуации в школе или вузе.

О задачах в проекте

В нашей группе за я отвечала за дизайн и верстку. Мне понравилось работать с форматом зина, где нет четких правил и установок по оформлению. Все должно быть свободно, спонтанно и даже в каком-то смысле неаккуратно, как самиздат.

Мне помогли знания из типографики, которую мы изучали в Вышке: на первом курсе мы делали книжку, посвященную пространству. В других группах в зин добавили очень много изображений, и, на мой взгляд, листы получились довольно плотно забиты. В нашей части я решила оставить преимущественно текст, чтобы не отвлекать ничем читателя. Сам текст выглядит как дневник школьника, и мне нужно было показать жесткие образовательные рамки, в которые герой заключен, и передать его эмоции. Я поместила содержание в графические рамки, которые с каждой страницей постепенно исчезали.

Нам также нужно было придумать городские плакаты, чтобы рассказать жителям про зин. Мы очень долго думали, что на них должно быть, но в итоге нам пришла идея написать на плакатах от каждого по типичной фразе, которую ему говорили в школе. Теперь эти фразы появились на нескольких плакатах в городе, и еще я придумала оставить на них хэштэг с названием нашего зина «Неответы».

О впечатлениях и навыках

Я получила исключительно положительные эмоции от проекта и очень благодарна, что мою заявку приняли. Это мой первый проект, который выходит за рамки университета в город. Экземпляры зина лежат в книжных магазинах, их можно было заказывать на дом. Плакаты висят на улицах, мимо них проходят люди. Очень здорово понимать, что ты имеешь к этому отношение.

В проекте я нашла много классных людей, которые стали мне близки. Мне нравилось что-то вместе придумывать, обсуждать и получать коллективное удовольствие от процесса. Я научилась сходиться с малознакомыми людьми, и этому очень способствовала свободная и творческая атмосфера проекта. Надеюсь, что мы с ребятами не потеряем связь и еще поучаствуем в интересных событиях.

Если говорить о профессиональных навыках, то я научилась более свободной верстке, стала лучше понимать формат листа. Я также научилась верстать плакаты, и мне было интересно получить знания по техническим аспектам, связанным с их размещением в городе. Еще было очень интересно представлять свою часть работы, это классный опыт презентации своей работы совершенно другим людям, вне Вышки.