Дай пять: что советует почитать Михаил Михайлович Глазов
В новом выпуске книжной рубрики «Дай пять» своими рекомендациями делится Михаил Глазов — член-корреспондент РАН и профессор базовой кафедры ФТИ им. А.Ф. Иоффе в Питерской Вышке. В его списке любимых произведений — детективные рассказы, комикс с Пулитцеровской премией и биографическая книга об ученых-физиках XX столетия.
Торнтон Уайлдер, «Теофил Норт»
Главный герой романа Теофил Норт работает преподавателем в мужской частной школе. По сюжету книги учебный год заканчивается раньше из-за эпидемии гриппа, и Норт решает отправиться в путешествие без особых планов. Старая машина героя ломается на въезде в город Ньюпорт, где Норт раньше проходил военную службу. Норту приходится остановиться в городе на долгий срок и, чтобы обеспечить себя, он начинает зарабатывать деньги чтением вслух для богатых людей, а также дает частные уроки игры в теннис.
Герой книги обладает умением разрешать разные деликатные и семейные вопросы, благодаря чему становится известным в округе и начинает получать просьбы о помощи от местных жителей.
Книга Торнтона Уайдлера нравится мне тем, что повествует о людях, человеческих взаимоотношениях и сложных жизненных ситуациях. Благодаря ей осознаешь, как важно уметь грамотно выстраивать отношения и как хрупки могут быть связи между людьми.
Филип Рот, «Людское клеймо»
Семидесятилетний профессор Коулмен Силк преподает в колледже. Однажды из-за неправильно понятой фразы Силка обвиняют в оскорблении афроамериканских студенток и расизме. Это полностью разрушает карьеру и жизнь героя.
Силк обращается к своему соседу-литератору с просьбой написать книгу о его судьбе и о том, что произошло на самом деле. Читатели наблюдают, как медленно разворачивается картина жизни главного героя, и узнают о тайне происхождения Силка, а также о сложном решении отречься от него.
Книга «Людское клеймо» наталкивает на размышления об университетской жизни, о значимости сказанных слов и о невозможности взять их назад. Она дает повод задуматься и о политкорректности, и о тайнах и скелетах в шкафу, которые есть у каждого из нас.
Арт Шпигельман, «Маус»
Графический роман Арта Шпигельмана о холокосте — это единственный в мире комикс, который получил Пулитцеровскую премию. В его стилистической основе лежит представление героев в виде животных, например, немецкие фашисты — это кошки, а евреи — мыши.
На первый взгляд кажется, что шутливый жанр комикса абсолютно несовместим с описанием страшных событий XX века, о которых нельзя забывать. Однако, погружаясь в книгу, понимаешь, что такая комбинация — это проявление нестандартного мышления автора, которое позволяет снова посмотреть на историю под другим углом. Стилистика комикса и приравнивание различных национальностей к животным показывает, как абсурдно воспринимать народы через политические, общественные клише и стереотипы. Кроме того, произведение ценно своей биографичностью, которая легла в основу описания, возможно, самой главной трагедии прошлого века.
Михаил Шифман «Рукопись, которой не было. Евгения Каннегисер — леди Пайерлс»
Книга выдающегося физика-теоретика Михаила Шифмана написана в формате рукописей Евгении Каннегисер — участницы небольшой группы молодых ленинградских физиков 1920-х годов, известной как «джаз-банда» Ландау. Это вымышленный дневник, который автор создал на основе архивных материалов. Значимая их часть — переписка Рудольфа Пайерлса — молодого американского физика, за которого Евгения выходит замуж в 1931 году. В будущем Пайерлс сыграет большую роль в Манхэттенском проекте по созданию атомной бомбы и развитии теории конденсированных сред.
Читателям книги открывается возможность взглянуть на важнейшие события XX века через дневниковые записи Евгении о жизни ученых в послереволюционном Петрограде-Ленинграде, а затем в Европе и Америке в непростые довоенные и военные времена. Книга для меня ценна тем, что сочетает в себе три вещи. Во-первых, физик Михаил Шифман интересно и корректно пишет о физике и физиках. Во-вторых, произведение погружает в бурный исторический период, полный событий, и, в-третьих, на страницах разворачивается очень непростая жизнь молодых и выдающихся ученых, за которой интересно наблюдать.
Артур Конан Дойл, «Приключения Шерлока Холмса»
Чтение детективных рассказов и романов — это одна из моих любимых форм досуга. Для меня каждый рассказ Конан Дойла из цикла «Приключения Шерлока Холмса» — шедевр. Тут есть все элементы детективного жанра, которые так будоражат читателя: интрига, ложное обвинение и дедуктивная разгадка.
Познание мира учеными можно смело сравнить с процессом дедуктивного решения загадки. Здесь тоже используются строгие логические правила в сочетании с интуицией — одним из важных инструментов научной работы. Мне бы хотелось справляться с каждой научной задачей на своем пути так же ловко, виртуозно и легко, как Шерлок Холмс, который раскрывает запутанные преступления.