• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как записывать подкаст про кино в Питерской Вышке? Рассказывает студентка

Мария Гаврилюк учится на третьем курсе программы «Социология» и активно занимается внеучебной деятельностью. Она состоит в дискуссионном киноклубе 35mm и создаёт подкаст про кинематограф. Какие навыки студентка смогла развить благодаря подкасту и что нового она узнала о кино — в материале редакции Питерской Вышки.

Фото из личного архива Марии Гаврилюк

Фото из личного архива Марии Гаврилюк

— Почему вы решили поступать в Питерскую Вышку?

— Я из Петербурга. В конце школы я долго выбирала университеты в городе, переезжать мне не очень хотелось. Еще в школе я занималась социологией, но была уверена, что это просто увлечение. А вот в 11 классе сходила на День открытых дверей Питерской Вышки и послушала рассказ академического руководителя программы по социологии. Он рассказывал про разные проекты и научные лаборатории, а также объяснял, что такое социальная информатика.  Я так загорелась идеей туда поступить, что постаралась сделать для этого все возможное. 

— Какая внеучебная деятельность вам близка? 

— Внеучебными активностями я начала активно заниматься на втором курсе, когда стала куратором.С началом дистанционного обучения я поняла, что кураторские мероприятия закончатся и мне нужно новое занятие. Я также пришла к выводу, что организация мероприятий мне не близка. В этот момент я увидела отбор заявок в дискуссионный киноклуб 35mm я прошла отбор и сказала, что хочу заниматься чем-то творческим: готовить подкасты, писать статьи. 

Я решила присоединиться к дискуссионному клубу, потому что мне нравились его идея и атмосфера . Это был первый клуб, который я нашла на Дне Питерской Вышки, когда была первокурсницей. На первом курсе я ходила на встречи клуба как зритель. Так получалось. что фильмы, которые ребята смотрели, перекликались с событиями моей жизни, это было классно. Еще мне очень нравилась теплая атмосфера в клубе, я хорошо общаюсь с ребятами, которые им руководят.

— Почему вы решили заняться подкастом?

— Когда началась самоизоляция, я спасалась от тоски разными подкастами — они меня мотивировали. Это вообще классный формат: можно слушать подкасты, пока что-то делаешь, и это не отнимает много времени. В прошлом году мы с подругой принимали участие в проекте московской Вышки. Там студенты записывали подкасты с молодыми учеными, чтобы узнать как они вообще пришли в науку. К сожалению, с началом карантина проект умер, мотивация ушла. Но идея о подкастах у меня появилась как-то так.

Я поняла, что подкаст — это классный формат для онлайн-активностей. Он поможет оживить группу дискуссионного клуба 35mm во «ВКонтакте» и проложить коммуникации с аудиторией.

Первые эпизоды появились благодаря онлайн-фестивалю Вышки «Ночь искусств». Для этого мероприятия мы записали четыре пробных эпизода. Мы позвали на запись преподавателей Вышки, чтобы обсудить с ними кино. Например, у нас была социолог Мария Андреевна Сафонова, которая рассказывала о социологии кино. Также к нам приходила политолог Татьяна Леонидовна Барандова и рассказывала про экранный образ политика. В итоге у нас получился научно-популярный подкаст о кино. В будущем мы планируем немного отойти от лекционного формата, нам интереснее сделать обсуждение. Мы хотим, чтобы и слушатели могли задавать нам вопросы.

— С какими трудностями вы сталкиваетесь при работе над подкастом?

— В основном, с техническими. Когда я записывала первый подкаст, было очень сложно его монтировать. У меня раньше не было такого опыта, но когда работаешь с чем-то напрямую, то быстро учишься. Только уходит много времени, потому что хочется, чтобы склейка, монтаж и качество звука получились хорошо.

Еще были сложности со звуком из-за онлайна. В первых эпизодах, например, я записывала себя на диктофон и просила гостей сделать то же самое, а потом резала и соединяла записи. Это трудоемкий процесс, на него ушло около суток.

— Как изменится подкаст клуба 35mm в будущем?

— Мы планируем завести несколько рубрик. Одна будет похожа на лекцию, где преподаватели Вышки рассуждают о кино с позиции своей экспертизы. В других рубриках мы вместе с участниками клуба или гостями подкаста будем обсуждать просмотренные фильмы или популярные кино-новинки.

— Какие навыки вам помогла развить учёба в нашем кампусе?

— Университет развил во мне мультизадачность. Этот навык мне сейчас помогает при работе над подкастами. В Вышке ты сталкиваешься с большим количеством вопросов и заданий, которые нужно решать. Когда ты пытаешься сориентироваться, то быстро учишься справляться с большим потоком информации и распределять время. 

Ещё мне кажется, что студентам важно заниматься внеучебной деятельностью. Она помогает развить дополнительные навыки и знакомит с разными людьми. Например, когда я была куратором, то научилась работать в команде: общаться с разными людьми, понимать чужое мнение, искать компромиссы и слышать другого человека. Еще я обрела уверенность в себе и способность отстаивать свою точку зрения аргументированно, выражать мысли так, чтобы быть услышанной. Этот навык мне пригодился и в работе над подкастом. В последние несколько месяцев мы работали онлайн и мне часто нужно было в переписке объяснить, что я имею в виду. 

А вот во время записи подкаста я беседую с другими людьми и тренируюсь правильно задавать вопросы. Этому я учусь и на парах, когда беру по заданиям интервью у разных людей, но это я делаю как ученый. В подкасте я просто учусь общению, менее формальной коммуникации, и от этого я получаю большое удовольствие.

— Помогают ли подкасты узнавать новое про кино?

— Да, например, Мария Андреевна рассказала интересный факт про титры. В голливудских кино имена актеров после фильма появляются последовательно, согласно их статусу и престижу: чем круче актер, тем раньше он в списке. То есть, когда смотришь титры, узнаёшь, какой актер больше ценится в Голливуде.

— Какие у вас планы на ближайший учебный год?

— Вышка помогает мне искать свое место в жизни. За прошедшее лето я поняла, что мне нравится анализ данных. Мне хотелось бы заниматься Big Data и поступить в магистратуру по этому направлению. Когда я поступала, у меня были совсем другие мысли о том, что я могу делать, а Вышка и учеба на социологии помогли мне лучше узнать себя и понять свои интересы: раньше я считала себя гуманитарием, и классическая социология привлекала меня больше.

Я пока не связываю свои планы на будущее с подкастом. Это для меня просто хобби, которое может дать мне полезные навыки в будущем. Если они пригодятся — тоже здорово. 

— Посоветуйте что-нибудь студентам, которые боятся создавать что-то своё.

— Найдите людей, с которыми вам будет комфортно заниматься общим делом. Одной мне было очень страшно за что-то браться. Я думала «Да кому вообще нужен этот подкаст? А когда я оказалась в киноклубе 35mm, я смогла развить свою идею и получила поддержку. Работать в команде гораздо приятнее. Если в команде хорошая атмосфера и ребята поддерживают друг друга, то перестаёшь бояться неудачи. Наоборот, ты раскрываешься с лучшей стороны.