• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Для меня качественные исследования — это такой метод очень сильного зума, как на фотоаппарате»

Современные политологи, исследователи и аналитики должны владеть разными инструментами анализа. На программе «Сравнительная политика Евразии» студенты проходят методологическую подготовку на научно-исследовательских семинарах от преподавателей из разных областей знаний. В интервью заместитель директора Центра молодежных исследований Яна Николаевна Крупец рассказывает, что позволяют узнать качественные исследования и почему их должны уметь применять не только исследователи.

Из архива Яны Крупец

Из архива Яны Крупец

— Какое значение имеют качественные методы для современных исследований?

— Сейчас в контексте развития современных технологий вновь разгораются дебаты о качественных и количественных методах в исследованиях. Мы можем наблюдать две тенденции. Первая — развитие Big Data [больших данных], которые мы выкачиваем из интернета для работы и анализа, в том числе социологического, политологического и исторического. Вторая — это ренессанс качественных методов. Он спровоцирован в том числе развитием технологий, вместе с которыми стало меняться отношение к человеку как к потребителю, как к гражданину, как к участнику каких-то общественных отношений.

Мы живем в эпоху, когда люди проявляют больше активности. Этому способствует методика Web 2.0, которая предполагает более сильное вовлечение людей в Интернет.  В этой ситуации предполагается, что мы [как исследователи] должны как-то лучше их понимать. Раньше мы изучали общие тенденции и закономерности на макроуровне. Сегодня интересным становится индивидуальный опыт, и, например, в исследованиях потребителей происходит все больше обращения к восприятию и оценке явлений отдельным человеком.

Качественные методы — это про то, что мы, живя в современном мире, не просто работаем с цифрами, но пытаемся за этими цифрами увидеть людей и их истории. Сегодня сторителлинг становится все более популярен как жанр, как рамка, в которой мы выстраиваем наши проекты, в том числе биографические. Мы слушаем истории людей, и наша задача — понять их и рассказать про них другим. Мне кажется, качественные методы становятся все более значимыми именно потому, что исследователи все больше внимания начинают обращать на индивидуальные истории.

— Какова основная задача научно-исследовательского семинара (далее - НИС) по качественным методам? Чем конкретно студенты занимаются на этом семинаре?

— На семинаре НИС мы разбираем, какие качественные методы существуют и как они могут быть нам полезны. Мы изучаем такие базовые вещи как интервью, наблюдение и работа с текстами — это такие три кита [качественных методов], с которыми мы работаем. Сейчас меняется структура и наполнение методологического блока программы, поэтому студентам эти базовые вещи будут известны уже до семинара. Так мы сможем уделить больше внимания более тонким вещам.

Задача НИСа — не просто поговорить о качественных методах, но и применить их на практике. И моя личная задача — «вытолкнуть» студентов к людям. Начинающие исследователи часто боятся незнакомых людей. Поэтому сначала мы пробуем провести наблюдение и взять интервью друг у друга, смотрим, что получается, а что нет и только после этого беремся интервьюировать незнакомого человека. Кроме того, мы делаем собственные мини-проекты исследований. Обычно они групповые. Мы начинаем с того, что придумываем дизайн исследования, потом собираем данные, затем их анализируем.

На курсах по качественным методам часто бывает, что больше внимания уделяется сбору данных, например, процессу проведения интервью или наблюдения, а про анализ рассказывается не очень много. На НИСе я стремлюсь это изменить. Студенты учатся анализировать неструктурированные и нецифровые материалы. Они работают с историями людей, с дневниками наблюдения или с медиа-текстами. Мне кажется, что политологам очень важно овладеть качественным дискурс-анализом, и мы уделяем этому много времени, изучаем, какие дискурсы, как и кем производятся. У меня максимально прикладная задача: я хочу, чтобы студенты научились использовать качественные методы и применяли их для написания своих магистерских диссертаций, либо просто овладели навыками работы с разнообразными текстами, которые пригодятся в будущем.

— Чем могут быть привлекательны качественные методы в эпоху, когда мы наблюдаем такую огромную популярность всего, что связано с Big Data?

— Для меня индикатор привлекательности качественных методов — это то, что в мире наряду с ростом спроса на курсы, связанных с Big Data, также увеличивается спрос на курсы, например, по этнографии, прежде всего, со стороны маркетологов. Особенно это видно по онлайн-дисциплинам. Здесь же можно сказать про курсы по «UX дизайну», которые предполагают, что мы должны понимать пользователей и потребителей и подстраивать товары, продукты и услуги под его восприятие мира. Для решения таких задач нет ничего лучше качественных методов. Они важны и для политологов, для понимания настроений в обществе.

Качественные методы в целом дают возможность максимально приблизиться к человеку и его жизни, погрузиться в нее. Очень часто говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Качественные методы — это как раз про «увидеть».

Количественные опросы — это тоже значимый инструмент исследований. Однако, нередко в результате получается срез поверхностных представлений людей. Человек вам может в анкете рассказать одно, а вы приходите к нему домой и понимаете, что живет он вообще по-другому. Качественное интервью — оно длительное и глубинное. В нем у человека есть возможность высказать свое более глубокое понимание чего-то, привести больше примеров на основе какого-то общества.

Еще один шаг – это наблюдение, когда мы идем к человеку в его дом, его двор, на его работу, идем вместе с ним на выборы и наблюдаем как что-то происходит. После этого с человеком говорим, пытаемся понять, почему все именно так, а не по-другому. Если говорить про анализ текста, то с текстами мы работаем плотно и выясняем, как лингвистически структурирован тот или иной дискурс, на что делается акцент и почему именно это так важно.

Для меня качественные исследования — это такой метод очень сильного зума [как на фотоаппарате]. Мы приближаемся к чему-то, и именно это приближение в том числе позволяет во многом понять, а что же нам говорят цифровые данные. Сейчас есть очарованность Big Data и у меня в том числе, потому что мы понимаем, что мы добрались до каких-то данных, которые всю нашу жизнь в цифрах показали. При этом очень много внимания уделяется тому, как это все выкачать технически. Через какое-то время придет второй этап, когда нам нужно будет анализировать и интерпретировать эти данные, чтобы понять, что они значат. Для этого как раз требуется умение переключаться с больших данных на микро-данные. Исследователи и аналитики, которые будут востребованы в будущем, должны уметь пользоваться разными методами для того, чтобы переключаться и интерпретировать все в разных масштабах.

— В рамках какого подхода вы рассматриваете качественные методы? Приходилось ли вам слышать от студентов, что качественные методы далеки от науки?

— Качественные исследования многообразны. И в рамках своего курса я стремлюсь показать это многообразие. На первых занятиях мы в принципе рассматриваем диапазон качественных исследований, говорим о том, что по-разному можно оценивать их качество, цели и инструменты. В дальнейшем я объясняю студентам, что на этом НИСе мы работаем, в основном, в рамках интерпретативного подхода в качественных исследованиях, поскольку я его методологический сторонник.

Мы не столько пытаемся деконструировать количественный подход или позитивистский качественный подход, сколько пытаемся развить другую оптику на социальную реальность. Мы понимаем, что все сконструировано, в том числе и наша интерпретативная оптика, но мы именно в ней работаем. Мы не уходим в радикальную интерпретативность, но мы достаточно смелые в нашем опыте качественного исследования, как в полноценном научном проекте, и это, пожалуй, то, что мне очень нравится в этом НИСе. Мы пытаемся посмотреть на другую модель науки. Мы просто переопределяем те критерии научности, из-за которых качественные исследования для кого-то выглядят ненаучно. Исходя из других критериев, это наука.

Еще это очень публичная наука, потому что мы понимаем, что есть разные жанры и разные языки говорения о научных результатах. Мы смотрим фильмы, мы разбираем разные альтернативные формы академического письма, поскольку важно показать, что есть не только статьи в журнале SCOPUS. Мы, конечно же, можем заниматься и классическим академическим письмом, опираясь на результаты нашего качественного исследования, но мы можем говорить и по-другому. Качественный исследователь выступает как своего рода переводчик результатов, которые он получил, на языки пригодные для разных аудиторий. Этому тоже надо учиться, в этом сила этого подхода.

— Зачем качественные методы нужны политологам?

— Я стараюсь давать как можно больше примеров по темам близким политологам. Те кейсы, которые мы разбираем, те статьи, которые мы читаем, так или иначе связаны, например, с темами гражданства, политического участия, идентичности, в том числе этнической, национальной идентичности и так далее. Это важная часть политологии, уже давно институционализированная, поэтому политологи должны знать и уметь анализировать такие сюжеты. Иными словами, я не даю студентам абстрактных или каких-то исключительно социологических тем.

Во-вторых, сами студенты могут выбрать исследования, которые им интересны. Например, в этом году у нас был проект, связанный с активизмом студентов. В прошлом году была тема репрезентации России в турецких СМИ. Тематически студенты-политологи находят применение качественным методам.

Третий момент, качественные методы хорошо «прочищают мозг» компетентному специалисту, окончившему магистратуру по политологии. Студенты, например, могут не заниматься гендерными исследованиями, но при этом они должны знать гендерные исследования для того, чтобы продемонстрировать свою культурную компетенцию на сегодняшний момент. То, что мы изучаем с помощью качественных методов, которые выросли в том числе из феминистских исследований, это и вопросы общей эрудиции, которая ожидается от выпускника университета социальной специальности. Выпускники должны понимать эти дебаты, знать, что такое интерпретативный подход, даже если никогда не будут его применять. Они должны знать, что такое колониализм и пост-колониализм, что ученые должны с ним бороться и что качественные методы —  со своей методологической перспективы — поднимают эти вопросы.

Качественные методы — это не только социология, это междисциплинарный проект, который завязан в том числе на проблематизации роли ученого — его места, его знания. К тому же, качественные исследования — это демократический проект в науке, поэтому кому, как не политологам, нужно им владеть и его продвигать. Мне безумно интересно заниматься качественными методами с ними.

— Среди студентов программы есть люди с разными образовательными и, профессиональными бэкграундами. Как воспринимает предмет такая аудитория?

— На программу приходят из разных специальностей: из журналистики, из международных отношений, и мне это кажется интересным. Сомнения по поводу качественных методов появляются гораздо чаще у российских студентов, чем у иностранны. Потому что российские студенты уже многое знают, благодаря их базовому образованию.

Мы начинаем наш семинар с того, что студенты рассказывают, чем они занимаются, откуда они приехали, что им интересно. У многих приехавших из иностранных университетов интересы максимально далеки от качественных методов, но они могут быть связаны с вопросами идентичности, с исследованиями положения женщин и так далее. С другой стороны, для наших студентов, которые приехали из каких-то российских университетов, очень важна дисциплинарная привязка. Те границы, те перспективы, которые они выстраивают, это такая классическая и даже «мейнстримовая» политология в моем понимании, что меня немного смущает, потому что сегодня развитие идет по иному пути. Мне кажется, что задача Вышки показать, что в науке есть разные методологии, и мы должны их знать.

 

 

Интервью подготовил Даниил Гущин,

студент 2-го курса магистерской программы

«Сравнительная политика Евразии»