• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Базовая кафедра — это одно из самых замечательных и эффективных средств для привлечения молодежи в науку»

В июле 2020 года на факультете Школа физико-математических и компьютерных наук открылась базовая кафедра Физико-технического института им. Иоффе. Сотрудники кафедры будут читать старшекурсникам общие и специализированные дисциплины и привлекать к работе в лабораториях ФТИ. Как будет организована научно-исследовательская деятельность, кто из ведущих ученых Физтеха присоединился к кафедре и можно ли будет работать в институте во время учебы  рассказал заведующей базовой кафедрой, директор ФТИ им. Иоффе Сергей Викторович Иванов.

«Базовая кафедра — это одно из самых замечательных и эффективных средств для привлечения молодежи в науку»


— Сергей Викторович, для начала объясните, пожалуйста, что такое базовая кафедра?

— Конечно, тем более, что я сам — продукт базовой кафедры. Я думаю, что это одно из самых замечательных и эффективных средств для привлечения молодежи в науку. 

Еще учась в 239 школе я узнал, что в Ленинградском электротехническом институте — ЛЭТИ — есть базовая кафедра ФТИ им. А. Ф. Иоффе, организованная Жоресом Ивановичем Алфёровым. Тогда это было чем-то новым и необычным. Жорес Иванович пригласил туда ведущих ученых Физтеха в качестве преподавателей. Это были теоретики, экспериментаторы, технологи, и все — активно работающие ученые. 

Начиная с третьего курса мы — студенты базовой кафедры — изучали основные физические дисциплины непосредственно в ФТИ. Мало того, что нам читали лекции и давали практические работы, мы сразу приобщались к самой атмосфере института.

И надо сказать, что работающие ученые могут привнести в образовательный процесс очень важный элемент новизны — они рассказывают то, чем люди занимаются в данный момент, чем живет наука. Такие лирические отступления преподавателей очень сильно влияют на интерес и понимание студентами процесса научной деятельности.

На базовой кафедре, которую мы сейчас создаем в Вышке, мы собираемся придерживаться такого же подхода. С одной стороны, будем читать курсы по разным дисциплинам, с другой — активно привлекать студентов к научно-исследовательской деятельности. Это дает им возможность постепенно встраиваться в исследовательский процесс. И те студенты, которым это интересно, которые имеют определенный потенциал, уже на четвертом или пятом курсе готовы со своими результатами выступать на молодежных — а некоторые даже и на взрослых — конференциях. То есть помимо учебы и теоретических знаний, на базовой кафедре студенты получают навыки научно-исследовательской работы. 

— Какие курсы для бакалавров и магистров будут читаться на базовой кафедре Физико-технического института?

— Деятельность кафедры будет связана с основными исследовательскими направлениями ФТИ, по которым мы являемся лидирующим в России и одним из ведущих институтов в мире. Прежде всего это физика конденсированного состояния, физика и технология наноструктур, физическая электроника. 

Второе большое направление кафедры — это астрофизика и космология. Здесь будут курсы по квантовой теории поля, исследованиям астрофизических объектов. Можно спросить: почему так широко? Ведь обычно базовую кафедру стараются ориентировать на какое-то конкретное направление науки. Но вот здесь мы посоветовались с коллегами и решили, что с самого начала хотим иметь широкие возможности для развития. И именно поэтому было принято решение, что такую комплексную кафедру должен возглавить директор института.

Я считаю, что создание базовой кафедры ФТИ в Питерской Вышке, одной из самых динамично развивающихся организаций высшего образования города, — очень важный и нужный шаг для Физтеха в плане притока мотивированной талантливой молодежи, и поэтому согласился.

Естественно, что студентам бакалавриата мы будем читать более общие курсы. По теоретической физике, физике конденсированного состояния, по физическим основам нанотехнологий, электроники. А вот на магистерской программе будут уже специализированные дисциплины: физика низкоразмерных систем, современные полупроводниковые технологии и экспериментальные методы исследования твердого тела и полупроводниковых наноструктур, квантовая электроника и более серьезные курсы по астрофизике и теории поля.

— Познакомьте, пожалуйста, с вашими коллегами, которые станут сотрудниками кафедры. 

— Как я уже говорил, сотрудники ФТИ будут принимать участие и в подготовке будущих бакалавров, но основная работа все же будет вестись с магистрантами.

Преподавательский состав кафедры сформирован еще не полностью, но ключевых специалистов я назвать, безусловно, могу. Вообще у нас подобралась прекрасная команда молодых ученых, большинству нет еще и сорока. Во-первых, это Михаил Михайлович Глазов. В своем юном для ученого возрасте он уже доктор физико-математических наук и член-корреспондент РАН. Михаил Михайлович — один из сильнейших специалистов в области спиновых и кинетических явлений в наноструктурах. Уточню, что когда я говорю: «Один из сильнейших специалистов», я имею в виду мировой уровень. Для нас специалист — тот, кто активно занимается наукой и взаимодействует с большим количеством лабораторий — и в России, и в зарубежных университетах. Так вот, Михаил — очень востребованный в научном плане человек и в то же время обладает прекрасными организаторскими способностями. Он согласился станть заместителем заведующего кафедрой, чтобы помогать в организации образовательного процесса и курировать студентов кафедры. 

Если говорить об астрофизике, то здесь у нас тоже все отлично. Стать частью новой кафедры согласился — причем с удовольствием и энтузиазмом — заслуженный ученый, доктор физико-математических наук и член-корреспондент РАН, специалист в области физики нейтронных звезд Дмитрий Георгиевич Яковлев. Это очень сильное приобретение для кафедры: Дмитрий Георгиевич возглавляет сектор теоретической астрофизики и сможет в случае необходимости подключить к работе со студентами и своих коллег. 

Надо сказать, что астрофизика в ФТИ им. А. Ф. Иоффе развивается в нескольких направлениях. Во-первых, это участие в международных программах орбитальных гамма-детекторов по наблюдению и регистрации гамма-всплесков. Во-вторых, ведется активная международная деятельность по созданию мощных наземных гамма-обсерваторий с участием НАСА, Дублинского университета и др. Также   выполняются исследования вариации фундаментальных физических констант и физики сверхплотного звездного вещества. Наши сотрудники одними из первых имеют доступ и обрабатывают большие объемы данных, поступающие  от разных наземных и космических обсерваторий.

Если возвращаться к коллегам, с удовольствием назову Александра Никитича Поддубного. Тоже прекрасный молодой доктор физико-математических наук, специалист в области оптических явлений в наноструктурах и метаматериалах. Игорь Владимирович Рожанский исследует резонансно-туннельные спиновые явления в полупроводниковых гетероструктурах. Ну и совсем еще молодой Михаил Васильевич Дурнев, которому я недавно читал лекции в магистратуре Академического университета. Он пришел в Физтех, получил степень кандидата физико-математических наук в области оптических и спиновых свойств полупроводниковых материалов и прекрасно вписался в работу теоретического сектора.

Получается, я назвал пятерых наших ключевых сотрудников. Ну и я сам планирую преподавать. Я являюсь специалистом в области полупроводниковых технологий, занимаюсь физикой полупроводниковых наноструктур, оптикой и квантовыми приборами. До того, как стать директором института, я посвятил этому почти сорок лет. Читал курсы в Академическом университете и в ЛЭТИ. Надеюсь, что и в Вышке у меня будет возможность прочитать существенную часть курса по технологиям полупроводниковых гетероструктур.

ФТИ им. Иоффе


— Как будет выстроена научно-исследовательская работа студентов на вашей базовой кафедре?

Основная задача базовой кафедры — вовлекать студентов в научно-исследовательскую деятельность, наставлять и развивать их так, чтобы они сразу становились частью института.

На третьем курсе бакалавриата студенты распределяются по лабораториям института. Здесь у нас неограниченные возможности: есть прекрасные теоретические лаборатории, есть лаборатории, где ведется синтез различных полупроводниковых гетероструктур — в ФТИ имеется совершенно уникальное современное технологическое оборудование. Также за последние несколько лет в институте появились отличные оптические лаборатории, есть комплексы, которые позволяют заниматься квантовой фотоникой, сверхбыстрыми магнитными явлениями и т.д .

Получается, что студенты уже с третьего курса могут, во-первых, учиться работать на самом современном оборудовании, а во-вторых, делать это под присмотром и руководством старших коллег-ученых. И это очень важно, потому что, скажем, в европейских университетах ситуация совершенно иная. Там наука начинается на уровне PhD, и у одного профессора может быть пять, десять (а в Японии даже двадцать) аспирантов. Он не может уделить внимание каждому, и вся эта учебная работа в лаборатории ложится на плечи ассистентов. Получается так, что аспиранты старших курсов передают знания аспирантам младших. Это достаточно сильно замедляет научный процесс и делает его менее эффективным — я знаю, я сам в качестве приглашенного ученого работал во многих лабораториях Европы и Азии. 

В Физтехе же формат работы совсем иной.

За каждым студентом закрепляют персонального руководителя, который дает и проверяет задания, отвечает на вопросы, причем не раз в неделю, а ежедневно.

Рабочий день в Физтехе не нормирован, поэтому можно легко совмещать учебную деятельность с научной. У нас часто какие-нибудь эксперименты проходят после 17:00. И те ребята, которым интересно, которые действительно хотят прогрессировать в научной деятельности, будут иметь возможность в них участвовать.

Еще хочу сказать, что у нас считается нормальным, если студент начал заниматься одним направлением и вдруг почувствовал, что его душа лежит к чему-то другому. Он может переместиться в рамках той же лаборатории, может даже сменить область: заняться теорией или, наоборот, перейти из теоретиков в экспериментаторы. В рамках большого института с большими возможностями это сделать довольно легко. 

— Расскажите, пожалуйста, а есть ли какие-то научно-исследовательские семинары или, может быть, журнальные клубы?

Помимо экспериментальной научной деятельности, студенты у нас участвуют в обработке данных и написании статей. Во многих лабораториях ФТИ принято так: если студент собирается участвовать в конференции, он обязательно выступает с докладом  предварительно перед своими коллегами из лаборатории. Когда его слушает не только научный руководитель или консультант, это очень полезно. Другие сотрудники задают вопросы, дают советы, это такая школа научного общения и подготовки к выступлениям.

Еще у нас проводятся научные семинары в очень живой обстановке и разные конференции: и молодежные, и для опытных исследователей.

Есть человек активно вписывается в деятельность лаборатории и получает хорошие результаты, он может участвовать в больших конференциях за рубежом. Знаю примеры, когда еще учась в магистратуре, студенты получали Best Paper Awards на международных конференциях.

Тут очень важно, чтобы ребята, которые к нам приходят, свободно говорили на английском. Наука — деятельность международная: 80–90 % того, что мы читаем, слушаем и делаем сами, —  на английском языке.

— Уезжают ли ваши выпускники и молодые сотрудники за рубеж? И каково это — их отпускать?

Конечно, всегда жаль, когда хороший молодой человек после защиты кандидатской диссертации или магистерской работы говорит, что собирается поехать за границу, в иностранный университет. Но в таком случае ФТИ дает рекомендации — это просто обязательно. Я еще не знаю случаев, когда с хорошей рекомендацией Физтеха человека не брали практически в любой университет Европы или США. Многие ребята уезжают на PhD или постдока, но не теряют связи с альма-матер. 

Ну и поскольку научный мир достаточно узкий, даже при подаче аспирантом аппликации на дальнейшую карьеру за рубежом, нам неизбежно приходит письмо от какого-нибудь знакомого из иностранного университета: «Слушай, у нас тут есть аппликация от Сергея, он написал, что работал в Физтехе в твоей лаборатории, что скажешь?» Такое тесное международное взаимодействие позволяет пристраивать наших аспирантов и магистров в хорошие лаборатории мира, где занимаются большой наукой, и где опять же есть неплохие связи с ФТИ и другими российскими институтами. Поэтому с уверенностью могу сказать, что у молодежи есть серьезные возможности продолжить свою научную карьеру не только в России, но и за рубежом.

— Можно ли студентам базовой кафедры трудоустроиться в ФТИ?

Конечно, студенты старших курсов могут быть трудоустроены в институт. Это, безусловно, зависит и от их успеваемости, и от задач, которые они выполняют. Но у нас практически все активные ребята зачисляются в лаборатории в качестве лаборантов. Это еще не научная должность, а техническая. 

Также самые талантливые ребята могут участвовать в грантах научных фондов в составе команд. Они могут стать полноправными участниками большого проекта и получать вполне достойную зарплату на уровне младшего научного сотрудника. Интересно, но сейчас одни из самых высокооплачиваемых ученых в институте — это молодые активно работающие теоретики. У них и гранты, и высокие стимулирующие надбавки за хорошие статьи.  

— А могут ли выпускники нашей магистерской программы «Теоретическая и математическая физика» пойти в аспирантуру Физтеха?

Прежде всего скажу, что наша кафедра будет со временем обязательно включать и магистерскую программу «Физика и технология наноструктур». Теперь отвечаю на Ваш вопрос — безусловно! Сейчас у нас 90 аспирантов в институте. Это по 20–25 человек на каждом году обучения — всего их четыре. Но в ближайшее время мы планируем расширять численность нашей аспирантуры до 100–120 человек. Цель проста: аспиранты — это основная рабочая сила науки, это потенциал, который институт должен накопить, чтобы иметь успех в будущем. 

Многие студенты, с которыми мы познакомились и работали в магистратуре, идут к нам и в аспирантуру. У них уже есть научный руководитель, есть тема, есть отзывы со стороны коллег из лаборатории. Для нас это самый предпочтительный вариант. 

Вообще в Физтехе существует и активно поддерживается дирекцией института политика привлечения молодых кадров. Если человек учится в аспирантуре и успешно ее заканчивает, если у него есть научные рекомендации и лаборатория считает, что он хорошо вписался в ее деятельность, то такой кандидат даже без защиты диссертации зачисляется на должность младшего научного сотрудника. Он может спокойно еще год-два заниматься своей работой и только потом выйти на защиту.

Сейчас у нас есть четыре диссертационных совета, которые покрывают все основные направления деятельности ФТИ: астрофизика, физика конденсированного состояния, физика полупроводников, теорфизика, оптика, физика плазмы… Еще мы надеемся открыть в аспирантуре направление по физической химии и создать соответствующий диссовет. Сейчас очень актуально изучать новые материалы для возобновляемой энергетики, для суперконденсаторов и сверхмощных аккумуляторов. И здесь у нас есть возможность расширения, поэтому с аспирантурой, конечно, в физтехе проблем нет.

— Какие у вас ожидания от сотрудничества с Питерской Вышкой? 

Физика — это совсем молодое направление в петербургском кампусе ВШЭ. Знаю, что иногда говорят: «Ну зачем Вышке естественные науки, ну куда они лезут?» Но, как показывает опыт, самое главное — это принцип, с которым люди подходят к формированию программы. Если цель — просто расшириться, набрать какие-то специальности, чтобы стать полноценным университетом — это одно. Но если люди ставят себе задачу сделать лучшую кафедру, лучшую в стране школу по компьютерным наукам и физике — это совершенно другое.

Здесь есть команда, которая готова прикладывать усилия для привлечения выпускников ведущих школ, есть большая и очень понятная цель — а значит, неважно, что все только начинается.

Талантливые, амбициозные ребята не пойдут куда попало. Им важно понимать свои перспективы с точки зрения образования, важно оказаться в кругу таких же мотивированных студентов. И у меня в этом плане есть большие ожидания. Я надеюсь, что благодаря нашей совместной работе мы действительно сможем набирать талантливых и образованных ребят, персонально с ними заниматься и выпускать штучных специалистов, которые захотят связать свою жизнь с наукой.

До 18 августа продолжается прием документов на образовательную программу бакалавриата «Физика». Информация о поступлении находится в разделе для абитуриентов бакалавриата.

До 31 июля продолжается прием документов на образовательную программу магистратуры «Теоретическая и математическая физика». Информация о поступлении находится в разделе для абитуриентов магистратуры.