«ПАН — это постоянное нахождение в среде мотивированных студентов»
В 2019 году на ОП «Экономика» появилась группа повышенной академической нагрузки (ПАН). Ее цель — дать возможность талантливым ребятам обучаться по специальной интенсивной программе. Редакция новостного портала поговорила с тремя студентами ПАН и выяснила, почему стоит идти на программу.
Узнать подробнее о количестве мест и вступительных испытаниях на ОП «Экономика» можно на странице программы. Информация о поступлении находится в разделе для абитуриентов бакалавриата.
Почему год назад вы решили выбрать группу повышенной академической нагрузки?
Андрей Шалашов: Еще до поступления в Питерскую Вышку я знал, что на ОП «Экономика» появится группа с усиленной программой, выходящей за рамки стандартного учебного плана. И да, я понимал, что нагрузка может быть гораздо выше. Однако где возникают дополнительные трудности, там открываются и дополнительные возможности: расширение кругозора и качественное повышение уровня знаний. За этими возможностями я и пришел в группу ПАН.
Артемий Горя: Изначально я хотел поступать на совбак ВШЭ и РЭШ, но туда берут только со всеросом по экономике, на который мне не удалось пробиться. Лучшим из оставшихся вариантов оказался ПАН в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург. Кажется, что Питерская Вышка не настолько известна, как московский кампус. Но за этот год я понял, что главное — желание развиваться, а этого у студентов и преподавателей хоть отбавляй.
Дмитрий Маслов: ПАН открывает новые возможности. Это и перспективы академической деятельности, и возможность практического применения знаний уже сейчас. Более того, расширенный курс я воспринимаю как необходимость: обучение математическим, экономическим и общим дисциплинам нужно не только для профессиональной реализации, но и для всестороннего развития личности.
Сложно ли было попасть в группу ПАН? Какие советы абитуриентам по прохождению отборочного тестирования вы можете дать?
Андрей Шалашов: Если заранее подготовиться как следует, тестирование не покажется сложным. Материалы для подготовки и темы тестирования нам выдали за неделю, чтобы у всех были равные шансы попасть в группу. Единственный совет, который я могу дать, — это не паниковать перед «страшными» на первый взгляд терминами. На самом деле все может оказаться очень просто, главное — спокойно разобраться.
Артемий Горя: Пройти тестирование было не очень сложно. Времени для подготовки нам дали достаточно, а задания в тесте требовали хорошего знания предложенных материалов, доли логики и здравого смысла. Совет поступающим: если вы действительно хотите на ПАН, лучше готовиться вместе, чтобы точно пройти тестирование. Решение некоторых задач мне объяснили мои будущие одногруппники — разбираться поодиночке было бы сложнее.
Дмитрий Маслов: Отборочное тестирование проверяло не столько изначальный уровень знаний, сколько способность к аналитическому мышлению и изучению нового. Все материалы для подготовки к тестированию нам предоставили где-то за неделю-две. Нужно просто ознакомиться со всеми изложенными концепциями и научиться ими пользоваться.
Было ли вам сложно учиться этот год? Как вы оцениваете объем академической нагрузки?
Андрей Шалашов: Если честно, первое время учиться было даже немного скучно: многое из того, что мы проходили в начале года, мне было известно еще со школы. Однако вскоре все изменилось, и учиться стало сложнее — а значит, интереснее. Академическая нагрузка не невыносимо огромная, но умение распределять ее на все учебное время — это важный навык, который придется освоить.
Артемий Горя: Я не испытывал каких-то особых трудностей с нагрузкой. Вообще мне кажется, что без ПАНовских предметов учиться было бы не так интересно.
Какая дисциплина, преподаваемая на первом курсе, понравилась вам больше всего? Почему?
Андрей Шалашов: Это курс «Python: Работа с данными в экономике и бизнесе». На нем многое приходилось изучать самостоятельно, читать профессиональную документацию. Можно сказать, что присутствовал элемент исследования, что мне очень понравилось.
Артемий Горя: Больше всего мне понравился курс «Конструкции математических рассуждений». До 9-го класса я учился в языковой гимназии, и у меня было некоторое отставание от одногруппников в плане математики. А этот курс не только помог понять предмет, но и полюбить его. Мне кажется, это важная история для экономиста.
Дмитрий Маслов: Пожалуй, больше всего мне понравилась топология. После этого курса математика в целом начинает ощущаться по-другому. Хотя это скорее «язык», чем динамично развивающаяся наука, изучать ее было очень интересно.
Чем, помимо учебы, вы еще успели заняться за этот год?
Артемий Горя: За год я принял участие в двух кейс-чемпионатах. Первый — Chain cup от «Ченджелендж». В нем мы участвовали вместе с одногруппниками и еще одной одиннадцатиклассницей, которая, кажется, тоже собирается в ПАН. Для меня это был абсолютно новый опыт, но мы справились довольно успешно, войдя в 15 % лучших команд. Для более высокого результата не хватило опыта, хотя я считаю, что мы и так прыгнули выше головы.
Дмитрий Маслов: С разной степенью успешности участвовал в нескольких кейс-чемпионатах. Есть пара проектов и идей, над которыми я работаю сейчас, но они еще ожидают реализации.
Чем для вас стал ПАН за первый год обучения?
Андрей Шалашов: ПАН — это постоянное нахождение в среде мотивированных студентов, которые с каждым новым днем стремятся стать лучше.
Дмитрий Маслов: ПАН — совершенно новый опыт и начало большой интересной академической жизни.
Какие у вас планы на следующий учебный год?
Андрей Шалашов: В предстоящем году я планирую подтянуть английский и заняться Data Science, чтобы в последующем использовать его в экономических исследованиях.
Артемий Горя: Не могу сказать, что есть какой-то конкретный план, но скорее всего я попробую себя в разных студенческих олимпиадах. В старших классах школы я активно в них участвовал, и думаю, что 2-й курс — самое время вернуться к этой практике, сменив «весовую категорию».
Дмитрий Маслов: Исходя из опыта обучения на 1-м курсе, обнаружил необходимость стать более системным и ответственным студентом. Планирую пройти стажировку в одной из крупных компаний Петербурга (предварительное согласование уже есть) и начать заниматься исследовательской деятельностью.
А какие у вас планы на будущее? Собираетесь ли вы продолжать академический трек в магистратуре и аспирантуре или хотите работать в реальном секторе экономики?
Андрей Шалашов: Учитывая, как быстро может измениться мир, — что мы все и наблюдали в этом году — я считаю, что не стоит загадывать так далеко вперед.
Артемий Горя: Мне в начале года сказали, что можно заниматься, чем угодно — главное, быть крутым специалистом в своей области. Я стараюсь следовать этому завету. Вряд ли первый курс — подходящее время принимать такие long-run решения. Хочется туда, где будет интереснее и где будет больше вызов.
Дмитрий Маслов: Я собираюсь продолжать обучение в магистратуре и аспирантуре, параллельно занимаясь научными исследованиями. Но надеюсь, что результаты моей работы можно будет использовать и на практике, в реальном секторе экономики.