«Я участвовал во всех олимпиадах, в каких мог»: первокурсники-программисты о поступлении
Для блога Питерской Вышки на «Меле» студенты первого курса программы «Прикладная математика и информатика» поделились своими впечатлениями от учебы. Ребята рассказали из какой школы пришли, как поступали, и дали несколько советов абитуриентам. Спойлер: олимпиады, олимпиады и ещё раз олимпиады.
Про школу и первые навыки программирования
Роман Венедиктов: Я пришёл из лицея «Физико-техническая школа» имени Ж. И. Алфёрова, это одна из лучших физмат-школ в Петербурге. Учился там с восьмого класса, до этого жил в Череповце. Захотел поменять школу и город, так что подготовился и по результатам олимпиады поступил в ФТШ.
Изначально ехал заниматься математикой. Я плохо знал, что такое физика, а что такое программирование, не знал вообще. Переквалифицировался на физику, потому что она получалась, и почти всё школьное время занимался олимпиадами по физике. Три года подряд ездил на Всерос, два раза становился призёром.
В последние полтора года понял, что олимпиадная физика — одно, но совершенно другое — физика, которой занимаются учёные. Подумал, что она будет мне не очень интересна. А вот работать программистом, мне, скорее всего, понравится больше. Поэтому начал больше заниматься программированием.
Влад Носивской: Я приехал из Краснодара, учился в гуманитарной гимназии. Учительница по информатике продвигала программирование, и в восьмом классе я пошёл к ней на дополнительные курсы. У меня получалось, мне нравилось. В девятом классе меня отправили в Краснодарскую школу программирования к Владимиру Сухову. Там я занимался до конца одиннадцатого класса, а потом Владимир Борисович пригласил меня младшим преподавателем, и я до сих пор дистанционно преподаю школьникам из Краснодара.
Юрий Худяков: Я из Челябинска, учился в лингво-гуманитарной школе. Примерно в пятом классе понял, что мне интереснее заниматься математикой, информатикой, физикой и химией, чем гуманитарными науками, и начал пробовать себя в этих областях.
В школе было много английского, второй иностранный — французский, хорошо преподавали литературу и русский. Но учитель химии был один на всю школу, один или два физика, а преподавателей литературы — пять. Так что по большей части я занимался самостоятельно. По каким-то предметам ходил в кружки: в шестом и седьмом классах учился программированию во Дворце пионеров, а в девятом ходил в IT-школу Samsung, но так и не окончил её. Математикой увлёкся в восьмом классе. Сам что-то изучал, читал дополнительную литературу, но ушёл не сильно дальше школьной программы. Конфликтовал с учительницей: она не одобряла, когда я пытался решать не по алгоритму и не по программе.
Программированием тоже занимался самостоятельно. После девятого класса поставил себе Linux, до этого писал программы, пытался делать сайты. В начале учёбы в вузе этот опыт был очень полезен, потому что со многим я уже сталкивался.
Ещё один полезный навык, который появился, пока я учился самостоятельно, — умение гуглить: правильно формулировать запросы, быстро выбирать полезные ссылки. Это вообще самое важное, если ты занимаешься программированием. Гуглить удобнее на английском, так что мне очень повезло, что в школе был сильный английский.
Про олимпиады и поступление
Влад: Я участвовал во всех олимпиадах, в каких мог. В девятом классе прошёл на региональный этап олимпиады по программированию и набрал 110 баллов из 800: не очень много. Потом поехал в Летнюю компьютерную школу, немного прокачался, и в десятом классе стал победителем нашего края, а в одиннадцатом прошёл на финал Всероса. С девятого класса участвовал в «Высшей Пробе» — олимпиаде по информатике первого уровня, и в одиннадцатом стал победителем, так что в вуз поступал без вступительных испытаний. У меня три диплома призёра олимпиад первого уровня: одну писал в Сочи, одну в Москве, одну в Ставрополе. А Всерос, например, проводился в Казани. Так что поездил по стране за одиннадцатый класс.