«Обмен опытом — это всегда полезно»: что говорят о программе менторства студенты и наставники
В ноябре 2019 года в Питерской Вышке запустилась программа менторства для талантливых студентов первого курса. Благодаря своим наставникам из крупных российских компаний учащиеся приобретают необходимые навыки для успешного обучения и простроения будущей карьерной траектории. Менторы и менти поделились с редакцией портала своими планами и впечатлениями о программе.
О программе
Менторство поддерживает талантливых студентов в их личностном развитии и профессиональном самоопределении. Менти становятся студенты бакалавриата, которые поступили в Питерскую Вышку по результатам олимпиад. Свои знания им передают менторы — эксперты с большим опытом в разных сферах деятельности: например, в маркетинге или дизайне. Наставники и студенты обсуждают важные вопросы об учебе и построении карьеры. Среди менторов Питерской Вышки есть представители «ВКонтакте», Банка ВТБ и «Ростелекома».
Подробная информация о программе менторства и ее участниках доступна на официальном сайте НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург.
Юлия Романова, студентка 1 курса программы «Дизайн»
Я решила поучаствовать в программе менторства, потому что мне показалось очень важным наладить контакт с человеком, который работает в сфере дизайна и добился в ней высот. Ведь обмен опытом — это всегда полезно.
Мы время от времени списываемся с моим ментором Ириной Александровной Шмидт в Facebook. Я отправляю свои проекты, а она дает советы, что можно посмотреть или почитать и на что стоит обратить внимание. До самоизоляции мы старались встречаться хотя бы раз за модуль или немного чаще: расписание не всегда позволяло найти время, когда мы обе были свободны.
Менторство дает мне чувство, что мне есть с кем посоветоваться. Это нечастые рекомендации, но каждый раз очень полезные. Благодаря им в трудные периоды мы вместе с наставником находим выход.
Поначалу я немного боялась, что такому опытному и важному человеку не будут интересны мои сложности с учебой. Потом потихоньку мы наладили контакт, и я поняла, что это совсем не так: менторство работает в обе стороны. Прежде всего, я хотела узнать, как устроена реальная работа современного дизайнера и что из себя представляет студия, в которой работают специалисты. Тут такая возможность есть. Кроме того, благодаря менторству я завела новые знакомства в профессиональной сфере и взглянула на свои работы под другим углом.
Сейчас я стала чувствовать себя уверенней. Всего можно достичь, если прикладывать достаточно усилий и не стесняться разговаривать с людьми. Над последним я пока работаю, это очень полезный навык в любой профессии. Без менторства я вряд ли решилась бы на такой смелый шаг — общаться с директором дизайн-студии. Рада, что это со мной случилось.
Ирина Александровна Шмидт, дизайн-директор студии брендинга DEZA
Я согласилась стать ментором, потому что эта практика поддержки будущих специалистов — очень крутая и новая для российского образования. Она помогает передать подопечным практический опыт и подготовить их к реальной работе. Лично для меня менторство — это новый и интересный формат: я впервые даю индивидуальные консультации конкретному студенту.
С моей менти – Юлией Романовой — мы общаемся преимущественно через Facebook. Иногда мы встречаемся у меня в студии — такое общение, на мой взгляд, более продуктивное и живое. Обычно мы обсуждаем темы, которые больше всего интересуют саму Юлию: отчетные работы, предсессионные проекты и так далее. В ответ я делюсь своими соображениями и советами, а также подходящей профессиональной литературой и примерами работ студии. Мне кажется, мои советы сводятся к одной мысли: помнить о будущих пользователях проектов — будь то клиент или конечный потребитель. Нужно искать умные, инновационные и красивые ходы в дизайне, но с оглядкой на их целевую аудиторию. Ведь дизайн всегда существует в контексте его потребления тем или иным сообществом.
Для меня программа менторства — логичное продолжение моей работы. Я передаю свой опыт и наблюдаю за тем, как он трансформируется в головах другого поколения. Кроме того, меня радует, когда я вижу горящий взгляд и вдохновение, с которыми студент уходит со встречи. Больше всего мне хотелось бы видеть умных и по-хорошему упрямых в достижении целей молодых людей, которые не останавливаются перед препятствиями и ищут интересные решения для поставленных задач.
В будущем я собираюсь по возможности взять менти на двухнедельную или месячную практику в студию. А там — посмотрим, как она себя проявит!
Екатерина Романюта, студентка 1 курса программы «Филология»
Моим ментором был главный редактор «Фонтанки» Александр Львович Горшков. Он рассказывал, как сейчас функционирует его издание и современная журналистика в принципе. Мы, как правило, общались лично, несколько месяцев я стажировалась в новостном отделе издания. В этот период я больше общалась с сотрудниками издания, чем с самим Александром Львовичем.
Ментор помог мне развить в себе ответственность, оперативность и внимательность. Кроме того, работа в новостной редакции расширила мой кругозор.
Программа менторства помогла мне попробовать себя в прикладной гуманитарной профессии и понять, насколько мне близка журналистика как возможная профессия. Я бы с удовольствием продолжила работать в «Фонтанке».
Дмитрий Михайлович Мраморов, председатель совета директоров «СКБ Контур»
Я согласился поучаствовать в программе менторства, чтобы помочь талантливым студентам быстрее реализовать свой потенциал и восполнить нехватку жизненного опыта.
Эта программа непривычна и для ментора, и для менти, так как она подразумевает равноправный диалог и доверие между участниками. Менти только выходит из возраста, когда принято беспрекословно слушать старших. Ментор как правило общается в своей профессиональной деятельности с более взрослыми людьми. У меня получается найти общий язык с менти, так как моему старшему сыну сейчас 21 год, и мы с ним тоже часто обсуждаем учебу и дальнейшие жизненные планы.
С [моим менти] Владиславом мы общаемся, когда у него возникают вопросы. Мне кажется, это довольно естественно: ценность программы заключается в возможности посоветоваться, получить ответы на свои вопросы и направление для дальнейшей работы благодаря опыту ментора и его социальными связям. Важно, чтобы возможность такого диалога сохранялась во время всего обучения в университете.
На мой взгляд программы менторства в России делают свои первые шаги, но они, безусловно, полезны. Кто-то из студентов ограничится обменом опытом с ментором, а для кого-то это общение станет началом карьеры и изменит жизнь.
Котова Анна Владимировна