«Антропология — это окно в мир вне университета»
Несколько лет назад на базе майнора «Социальная антропология» был запущен Honours Track — проектный исследовательский трек для студентов, которые хотят развиваться в новой предметной области. Руководитель майнора, доцент департамента истории Николай Владимирович Ссорин-Чайков рассказал о первых итогах и планах проекта.
— Николай Владимирович, как вы решились организовать Honours Track на базе вашего майнора «Социальная антропология» ?
— Эта идея, на самом деле, родилась из разговоров со студентами. Можно сказать, что это реакция на их запросы.
К сожалению, в рамках майнора у нас нет времени и возможностей делать большие исследовательские проекты. А некоторые ребята хотели заниматься антропологией на более серьезном уровне и даже после окончания майнора. Два года назад мы ездили в студенческую экспедицию в Екатеринбург в рамках программы «Открываем Россию заново». И вот там, поговорив со студентами вместе с руководителем экспедиции Жанной Корминой, и отметив их интерес, мы решили, что было бы неплохо сделать какое-то продолжение. Посовещавшись с коллегами, поняли, что можем собрать разные форматы нашей проектной работы в единое целое, аккумулировать все и дать правильное название, отражающее тот объем работы, который будут делать ребята. Поэтому у нас получилась не просто проектная группа, а целый Honours Track.
— Расскажите, пожалуйста, из чего складывается Honours Track?
— Honours Track осуществляется на базе майнора, но не является его частью. У нас получился сборный трек из нескольких последовательных проектов, которые идут в течение двух лет: второй год майнора, лето после окончания майнора и весь следующий год, т.е. четвертый курс бакалавриата.
На втором году майнора студенты могут присоединиться к проектной группе, которая называется «Этнография и социальная теория». Там мы целый год углубленно читаем антропологическую литературу, ребята развивают свои исследовательские интересы и смотрят, с какими темами и подходами они хотели бы работать.
Дальше наступает лето и студенты делают свои исследовательские проекты. В этом году мы собираемся ехать в экспедицию в Вологодскую область. Трое студентов, которые уже закончили наш трек, самостоятельно проводили полевые исследования в Болонье, Москве и Петербурге. Получается, что летом между третьим и четвертым курсом участники собирают информацию для своей работы, а на последнем году обучения пишут итоговый Honours Thesis.
Важно отметить, что участие в треке сугубо добровольное. На каждой фазе ребята самостоятельно выбирают, будут ли продолжать обучение. Например, студент может поучаствовать в проектной группе на втором году майнора, получить кредиты за проект, и не идти дальше. А может поехать в экспедицию, поработать там, и опять же решить не продолжать. Но если ребята доходят до конца и пишут итоговую работу, все их кредиты суммируются и получается Honours.
— Какие исследования делают студенты в рамках трека?
— В этом году наш Honours Track завершили три студента, наши пионеры. Анна Смирнова и Дарья Москвина заканчивают бакалавриат по направлению «История», а Олег Смирнов — экономист. У ребят были очень разные темы. Думаю, никто лучше авторов не расскажет про их исследования.
Анна Смирнова, студентка 4 курса ОП «История»
Прошлым летом я пыталась найти интересную тему для исследования в рамках death studies. В итоге я вышла на сообщество трансгуманистов в Москве, много читала про них и решила,что будет интересно написать работу про их восприятие смерти и бессмертия, технологического прогресса и будущего.
Трансгуманисты преследуют цель обретения бессмертия, но расходятся во мнении, кому оно будет доступно. Я хотела посмотреть на их собственное представление о том, какие люди могут или не могут попасть в «будущее», а также каковы условия этого попадания. В течение недели я брала интервью у членов Российского Трансгуманистического движения и слушала их лекции на мероприятиях, например, на конференции компании «Газпром».
Не могу сказать, что у меня получилось включиться в жизнь сообщества, но общение с трансгуманистами определенно очертило рамки моего исследования и, что интересно, заставило меня задуматься о собственном отношении к теме бессмертия.
Я писала о том, как разные темпоральности — настоящее, будущее, бесконечность, ближайшее будущее — влияют друг на друга, обеспечивают создание новых технологий и мотивацию для их развития. После всех интервью и прочитанной литературы я сделала вывод, что формально демаркационной линии в идеологии трансгуманизма не существует. Однако в дискурсе присутствует мысль, что деятельность по созданию и обеспечению себе этого самого «будущего» с бессмертием является своеобразным пропуском в бесконечную жизнь.
Самым интересным в работе было, конечно, поле: интервью и различные мероприятия, которые проводили или в которых участвовали трансгуманисты. Это было мое первое самостоятельное поле, еще и в другом городе! Работать над этим исследованием было сложно, но результат стоит того. Это определенно новый и очень ценный опыт в моей исследовательской деятельности.
Олег Смирнов, студент 4 курса ОП «Экономика»
Написание основной части работы совпало с моей мобильностью в Италии в начале 4-ого курса. Антропологическое исследование предполагает активное взаимодействие с людьми, поэтому я был рад осуществить его именно в Италии, лучше узнать культуру и сообщества этой страны.
Мое исследование было посвящено движению левых в Болонье. Я изучал сообщество коммунистов в этом городе и их организацию под названием Lotta Comunista («Коммунистическая борьба”). Зачастую Болонью называют «красным» городом. По одной из версий это связано с обилием красного кирпича в местной архитектуре, но многие исследователи, да и сами итальянцы, говорят, что это самый «левый» город в стране, в чем я лично убедился, обнаружив множество граффити в самом центре города с критикой капитализма и общества потребления, антифашистские листовки, расклеенные на зданиях университета, частые забастовки и манифестации.
В какой-то степени можно сказать, что моя тема сама меня нашла. Буквально в первые недели пребывания в городе на главной университетской улице со мной заговорил один из активистов Lotta Comunista. Он предложил мне оставить свой номер телефона, чтобы со мной могли связаться и пригласить на дебаты. Это было настолько неожиданно, что я даже не успел засомневаться или машинально отказаться и дал свой номер. Когда вернулся домой, понял, что эта организация могла бы стать интересным полем для исследования.
Моя работа была основана на включенном наблюдении. Я принимал непосредственное участие в деятельности организации, общался с членами партии и посещал дебаты, посвященные актуальным политическим и общественным событиям. Благодаря общению с членами Lotta Comunista, я смог вынести для себя много нового, приобщиться к абсолютно другому видению мира. Удивительно было узнать, что идеи коммунизма, которые в России у многих ассоциируются с прошлым и кажутся абсолютно неактуальными, приобретают новую жизнь в такой стране, как Италия.
В своем исследовании я описал онтологию партии и социальные практики ее членов. Постарался выяснить, что мотивирует студентов, которые составляют большую часть организации, вступать в ряды коммунистов, какие идеи ими движут и как именно они пытаются изменить мир к лучшему. Также я проанализировал политическое участие левых в Болонье. Оказалось, что формальные структуры, членство в партии и жесткая вертикаль власти уходят в прошлое. На их место приходит индивидуальный активизм, основанный на идеях и убеждениях людей, которые стремятся изменить мир вокруг себя.
Больше всего мне понравилось наблюдать, как активисты организации «делали политику». Несколько раз в месяц они ходили по квартирам жилых домов и рассказывали про партию, предлагая свои газеты взамен на добровольные пожертвования. Удивительно было оказаться по ту сторону политического участия и увидеть, как простые жители Болоньи относятся к идеям коммунизма. Конечно, далеко не все соглашались даже открыть дверь, но многие искренне поддерживали идеи Lotta Comunista и были рады обсудить с активистами те проблемы и вызовы, что стоят перед капиталистическим обществом сегодня.
Мне кажется, что самая сложная часть исследования — оставаться беспристрастным и рассматривать даже те идеи, с которыми ты можешь быть отчасти не согласен, как одну из возможных альтернатив. Однако я убежден, что именно этот навык крайне необходим не только для ученого, стремящегося к объективности, но и для каждого человека, который вступает в дискуссии и общается с людьми, чьи идеи отличаются от наших.
Дарья Москвина, студентка 4 курса ОП «История»
Тема моей дипломной работы в бакалавриате — это история советской этнографии. Основные работы по этому направлению были написаны антропологами (этнографами). В рамках Honours я решила продолжить эту тему, и у меня получилась антропология истории антропологии.
Я изучала, как менялись представления о том, как и зачем нужно писать историю советской этнографии, как это было связано с политической повесткой, с необходимостью «обелять или очернять» и то, как повлияло прошлое советской этнографии на подход современных исследователей.
Было интересно и одновременно сложно проводить границу между «полем» и «жизнью». Например, я принимала участие в конференции в Кунсткамере, на которой делала доклад по истории советской этнографии. Одновременно с этим, эта конференция была для меня возможностью собрать этнографический материал по теме Honours, договориться с информантами об интервью и т. д.
Если честно, после работы над Honours Thesis вопросов у меня стало только больше! Мой проект еще не закончен, я планирую продолжать работу над этой темой в будущем в рамках магистратуры.
— Что из себя представляет итоговая работа, Honours Thesis?
— Это самостоятельная работа студентов объемом с небольшую научную статью. Мы не задаем жестких рамок, чтобы не загонять никого в формальности. Главное — поработать в поле, получить какие-то результаты и обосновать свои мысли.
Мы думаем, что ребятам нужно попробовать подать свои работы в международные студенческие журналы. Есть несколько хороших журналов и антропологических сайтов, которым такие вещи будут очень интересны. Поэтому надеемся, что Аня, Даша и Олег доведут свои исследования до публикации.
Другой отличный вариант — использовать Honours Thesis в качестве writing sample при поступлении в магистратуру. Многие магистерские программы — и за рубежом, и в России — просят показать пример письменной работы: исследовательского проекта или эссе. У нас англоязычный майнор, поэтому ребята писали свои Honours Thesis на английском языке. Получается, что их можно использовать и при поступлении в зарубежные магистратуры.
— Что студентам дает успешная защита Honours Thesis?
— Во-первых, если у вас в дипломе строка, что у вас есть Honours, это действительно очень хорошо для получения дальнейшего образования. Это то, что прекрасно понимают западные университеты. Honours дает большой плюс при поступлении, и не только по дисциплине «антропология», но вообще. Это свидетельство того, что перед вами сильный студент.
Во-вторых, очень важно, что студенты получают навыки самостоятельной исследовательской работы. И это важно независимо от того, продолжат ли они заниматься наукой или уйдут в другие сферы. Самостоятельная работа — это то, что помогает повзрослеть и приспособиться к жизни. И в этом смысле антропология, наука, основанная на полевых исследованиях — отличный вариант.
Антропология — это окно в мир вне университета. Студенты выходят за рамки привычного: за рамки экономики, истории, филологии и других своих образовательных программ. Современная антропология — это не просто изучение культур, это выстраивание отношений с людьми, которые очень сильно отличаются от вас. Как правило, антропологи изучают мир, совсем не похожий на тот, из которого они сами пришли. Чаще всего, люди, которых вы изучаете, имеют другое материальное положение, другой образ жизни, этническое происхождение. Вы можете быть сложившимся светским ученым, а рядом — глубоко религиозные люди. Получается, что на самом деле вы учитесь повседневной дипломатии, учитесь вести дела с людьми, которые кардинально отличаются от вас. И в этом тоже большой плюс антропологии.
— Как вы отбираете студентов для участия в проекте?
— Сейчас у нас на треке порядка 15 студентов. Критерии для участия такие: надо хорошо учиться на майноре, работать в проектной группе второго года и показывать желание двигаться в направлении собственного исследования.
Но с каждым последующим шагом: проектная группа — экспедиция — работа над исследованием, будет идти отбор со стороны преподавателей. И самый важный критерий здесь — желание и возможность проведения своего собственного исследования. Потому что антропология — это наука индивидуальная.
— Какие у вас планы на развитие Honours Track?
— Во-первых, мы хотим более тесно работать с программой «Открываем Россию заново». Основная задача здесь — попробовать организовать индивидуальные поездки, чтобы ребята могли заниматься полевыми исследованиями самостоятельно или маленькими группами. Сейчас, к сожалению, в рамках программы доступны только достаточно крупные экспедиции, когда в одно место едет целый коллектив исследователей.
Во-вторых, мы бы хотели дать нашим студентам возможность заниматься исследованиями и за пределами России. Олег Смирнов работал в Италии, но он воспользовался тем, что был там по программе мобильности. У нас есть сильные востоковеды с хорошим знанием языков, и они потенциально могли бы поехать в поле в Китай и другие страны. Очень хотелось чтобы студенты могли изучать США. Мне кажется важным, чтобы у наших молодых людей была возможность открывать заново не только Россию, но и весь мир.
Ну и, наконец, продолжать работать над качеством. Те ребята, которые выбрали наш Honours Track, уже согласились с тем, что будут много и усердно работать. Мы хотим, чтобы они делали то, что им нравится, и видели отдачу от своей работы. Мы хотим, чтобы высшее образование все больше и больше было похоже на такую сборку из проектной деятельности. Это то, в какую сторону мы будем развивать и майнор, и наш Honours Track дальше.
Кормина Жанна Владимировна
Профессор департамента социологии
Ссорин-Чайков Николай Владимирович
Доцент департамента истории