• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как студенты Питерской Вышки готовят старшеклассников к олимпиадам

Проект «Вышка Lite SPb» организовали студенты ОП «Политология и мировая политика». Они помогают ученикам старших классов готовиться к олимпиадам по обществознанию, политологии, социологии, философии и праву, а также проводят дебаты и встречи разговорного английского клуба. Организатор проекта, студентка 2-го курса Александра Вайсберг рассказала о переходе команды в дистанционный режим работы, трудностях преподавания и дальнейших планах развития.

Из архива «Вышки Lite SPb»

Из архива «Вышки Lite SPb»

— Как появилась идея создать проект?

— Идея «Вышки Lite SPb», как бы банально это ни звучало, для меня витала в воздухе. Еще когда я сама училась в школе и готовилась к олимпиадам, я заметила, что образовательные возможности старшеклассников, в зависимости от региона, сильно разнятся. Даже Санкт-Петербург с точки зрения возможностей подготовки к олимпиадам тогда значительно отставал от Москвы.

На уровне НИУ ВШЭ ситуация была примерно аналогичной ─ в питерском кампусе было меньше проектов и мероприятий для школьников, чем в московском. Поэтому меня не покидала мысль о том, что нужно попытаться изменить ситуацию. Тем более, что мне повезло с одногруппниками ─ среди них были олимпиадники, которые поддержали мою идею и даже оказались готовы составить программу занятий на год вперед. Позже на нашу образовательную программу поступил призер Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию Артем Аганов, который тоже согласился присоединиться к проекту. С таким составом команды отступать было уже некуда.

Сейчас в команде проекта девять человек. Все они — студенты программы «Политология и мировая политика». Из них четверо, включая меня, отвечают за проведение занятий по подготовке к олимпиадам, а остальные ведут паблик в соцсетях и проводят дебаты на обществоведческие темы.

— Кто приходит на занятия?

— Основные слушатели — старшеклассники, преимущественно учащиеся 10-11 классов. Есть те, кто ещё до прихода к нам начал участвовать в олимпиадах и у кого уже есть опыт и багаж знаний, есть те, кто только начинает готовиться. В любом случае мы надеемся, что их всех объединяет интерес к обществознанию.

Число слушателей зависит от темы занятия и времени, когда оно проводится. Больше всего ребят к нам приходило в начале учебного года и прямо перед заключительным этапом «Высшей пробы», когда мы проводили разборы заданий наподобие тех, что были в прошлом году. В среднем на занятия приходит 10 человек. Это, конечно, немного, нам бы хотелось, чтобы число слушателей увеличивалось, но зато постепенно сформировался своеобразный «костяк» из ребят, которые посещают занятия относительно регулярно и, по моим наблюдениям, довольно активно общаются между собой. Это не может не радовать.

— Что вы преподаете ученикам?

— Мы проводим занятия по социологии, политологии, праву и философии. Все занятия ведут студенты, которые стали призерами или победителями олимпиад по соответствующим дисциплинам. Например, мой однокурсник — Давид Авагян ─ призер олимпиады «Высшая проба» по философии. До перехода на дистанционное обучение он успел провести несколько занятий по решению этических и логических задач, а также рассказал слушателям о ключевых философских проблемах XX века. Давид получил исключительно положительные отзывы от учеников. Я в свое время победила в «Высшей пробе» по обществознанию, социологии и политологии и тоже провожу занятия. Например, я рассказывала слушателям о политических идеологиях и о научном наследии Эмиля Дюркгейма.

Кроме подготовительных занятий, у нас есть дебаты и разговорный английский клуб. Занятия в формате дебатов организовывают студенты-политологи из клуба «Дебаты ВШЭсть». Один из них — второкурсник Артем Посвежицкий, по совместительству является и призером «Высшей пробы» по политологии.

Еще у нас проводились встречи разговорного английского клуба. Мы делали это в сотрудничестве со студенческой организацией Питерской Вышки «Talking Crows». Встречи проходили в неформальной, игровой форме, мы надеялись, что это поможет ребятам преодолеть языковой барьер для того, чтобы потом спокойно учиться на английском. Сейчас мы временно приостановили наш разговорный клуб и дебаты — их не очень удобно проводить в онлайне.

— В чем для вас заключается сложность преподавания? А чем этот процесс вам нравится?

— Еще когда мы презентовали проект на конкурсе поддержки студенческих инициатив, одна из членов жюри сказала, что студентам без соответствующей подготовки будет сложно проводить занятия со школьниками. Отчасти она была права. Мы, студенты, находимся даже в более сложном положении, чем школьные учителя, потому что в нашем распоряжении нет инструментов контроля, таких как оценки или замечания. Мы можем рассчитывать только на интерес и мотивацию участников наших занятий. При этом поначалу этот интерес должен быть достаточно сильным, чтобы ребята приезжали в наш корпус в центре города после целого дня уроков.

С другой стороны, тем приятнее осознавать, что наши занятия все-таки для кого-то настолько полезны, что они готовы к нам ехать да еще и заниматься по два-три часа подряд. От этого появляется ощущение общественной значимости  — мы чувствуем, что делаем что-то важное. Преподавание приносит еще и практическую пользу. Оно заставляет глубже разобраться в теме, о которой собираешься рассказать, учит объяснять сложные вещи простым языком и развивает фантазию — ведь нужно придумывать новые интересные форматы заданий и занятий.

— Как работает проект в онлайн-режиме? И как вы организовываете работу команды в новых условиях?

— Сейчас мы постепенно выходим из состояния вынужденного застоя. Дистанционный формат нам не чужд, поскольку мы и раньше старались сделать наши занятия доступными для школьников не из Петербурга и проводили для этого трансляции в группе во «ВКонтакте». Но все-таки изначально проект заточен под очные занятия. Сейчас мы пытаемся перенести их в онлайн, используя Jitsi Meet — это такой бесплатный, но менее популярный аналог Zoom.

Организация работы команды, кажется, пока не сильно пострадала. Конечно, раньше удобно было собираться на небольшие летучки после пар и обсуждать наши планы по развитию проекта, но в основном мы и вне режима самоизоляции общались онлайн. Мы использовали беседы во «ВКонтакте» и Google Docs. Пока команда небольшая —  всех устраивает такая «небюрократизированная» форма коммуникации. Если проект расширится, вероятно, придется начать использовать еще и Trello, чтобы структурировать задачи.

— С какими трудностями вы столкнулись при переходе в онлайн-режим? А какие нашли преимущества у такого формата?

— В онлайн-режиме оказалось еще сложнее оценить, внимательно ли тебя слушают, и интересно ли ребятам то, что ты рассказываешь. Это особенно тяжело, когда у слушателей выключены камеры. Теперь мы хорошо понимаем, почему преподавателям бывает некомфортно проводить семинары в такой форме. Кроме того, если мы вводили регистрацию на офлайн-занятия, то количество зарегистрировавшихся примерно совпадало с количеством пришедших. В случае вебинаров количество виртуально пришедших ниже, чем количество изначально зарегистрировавшихся. Я думаю, это тоже особенность онлайн-мероприятий — на них гораздо легче психологически зарегистрироваться, потому что не нужно размышлять о своем графике и оценивать время на дорогу. Но также в таких мероприятиях легко потеряться и забыть про запись, особенно сейчас, когда поток предложений растет.

Плюс дистанционного формата в том, что он помогает значительно расширить аудиторию проекта. Мне в целом кажется, что инструменты дистанционного обучения могут быть использованы для того, чтобы сделать качественное образование доступным для школьников вне зависимости от того, где они живут, в какой школе учатся и могут ли они в принципе посещать школу. Пусть дистанционное обучение и не заменит обычного, оно может стать его важным дополнением.

— Опишите, как проходит регулярное занятие «Вышки лайт СПб»?

— Уже традиционно наши занятия проходят по субботам в 17:30. Раньше мы занимались в корпусе Питерской Вышки на набережной канала Грибоедова, а сейчас — онлайн. Это единственная общая черта, которую я могу выделить, а в остальном ход занятий зависит от преподавателей. Раньше уроки вели только студенты, но сейчас нас поддерживают и «взрослые» преподаватели. Мы за это особенно благодарны департаменту прикладной политологии.

До перехода в дистанционный формат мы старались делать занятия более интерактивными. Даже если занятие было по теоретической теме, мы проводили дебаты или задавали слушателям вопросы для обсуждения. По мере приближения очных этапов олимпиад мы начали проводить разборы олимпиадных заданий, которые сами и составляли, чтобы было интересно даже тем, кто уже успел потренироваться на заданиях прошлых лет. Такой формат, как мне показалось, стал особенно популярен. Сейчас с переходом в онлайн стало сложнее вовлекать людей в дискуссию, хотя бы потому что во время онлайн-конференции несколько человек практически не могут говорить одновременно. Из-за этого мы переходим к другому формату.

— Расскажите подробнее об этом формате. Что нового вы готовите для слушателей?

— Сейчас спрос на наши занятия немного упал, так как большинство олимпиад, которые должны были бы сейчас проходить — их либо отменили, либо перенесли на неопределенный срок. Поэтому мы решили предложить поучаствовать преподавателям Питерской Вышки.

Мы довольно долго обсуждали формат, в котором они могли бы выступить. В итоге у нас получился своего рода гибрид The Question и «Постнауки». Сначала мы предлагаем нашим подписчикам оставить свои анонимные вопросы в Google-форме на тему, которая отвечает научным интересам конкретного преподавателя. Затем преподаватель отвечает на эти вопросы в формате вебинара. Мы уже опубликовали такую лекцию-интервью на тему антикоррупционной политики с Аленой Александровной Вандышевой. В эту субботу проведем вебинар по федерализму с деканом Школы социальных наук и востоковедения Андреем Владимировичем Стародубцевым. Еще мы планируем сделать вебинар с олимпиадниками, чтобы ребята могли поделиться своим опытом участия и рассказать обо всех сложностях.

Кроме того, мы планируем сделать курс по подготовке к обществоведческим олимпиадам на Stepik. Формат Stepik не предполагает большого числа объемных заданий с открытым ответом, поэтому по крайней мере часть заданий будут несложными и вполне подойдут для тех, кто только начинает свой олимпиадный путь. Также, если взаимодействие с преподавателями сложится удачно, другая часть курса будет состоять из заданий по тематике их исследовательских интересов, составленных согласно их методическим указаниям. В этом случае курс сможет удовлетворить и потребности достаточно искушенных обществоведов. Надеюсь, проект на Stepik окажется хорош тем, что его можно будет проходить в любое время и в любом месте, вне зависимости от расписания занятий.

— Каким вы видите ближайшее будущее проекта?

— Надеюсь, когда режим самоизоляции наконец закончится, нам удастся совмещать онлайн и офлайн форматы. Это поможет расширить географический охват проекта и увеличить число петербургских участников очных занятий. Вероятно, в перспективе для этого может потребоваться расширение и самой команды проекта, поэтому мы будем рады новым организаторам и участию преподавателей!

Было бы здорово, если бы идею проекта подхватили другие факультеты и программы Питерской Вышки. Ведь это не только подготовка к олимпиадам — это возможность для школьников познакомиться с кампусом в неформальной обстановке, узнать лучше студентов и преподавателей. Я бы хотела, чтобы проект в этом помогал не только абитуриентам Школы социальных наук и востоковедения.

Кроме того, мы надеемся, что проект унаследуют те ребята, которые сейчас ходят к нам на занятия. Если они поступят в Питерскую Вышку, то смогут поучаствовать в развитии проекта. В конце-концов, в долгосрочной перспективе именно им определять его будущее. Уже сейчас, смотря на ребят, я могу сказать, что оно в надежных руках. Ну, а мы постараемся заложить хорошую базу для начинаний.

Если вы хотите присоединиться к вебинарам с преподавателями и узнать больше о мероприятиях проекта — следите за анонсами в группе «Вышки Lite SPb» во «ВКонтакте».