• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Петербургу с любовью: как иностранные студенты учатся дистанционно

Когда Питерская Вышка перешла на дистанционное обучение, нашим иностранным студентам пришлось принять непростое решение: оставаться в России или вернуться домой. Редакция портала разузнала, как проходит самоизоляция в общежитии и на родине, что изменилось в учебе и чем ребята занимаются в свободное время.

Петербургу с любовью: как иностранные студенты учатся дистанционно

Акмаль Таджибаев, студент 3 курса ОП «Политология и мировая политика»

Ташкент, Узбекистан

После перехода на дистанционное обучение я остался в Петербурге. Принял такое решение по нескольким причинам. Во-первых, вот только в январе я вернулся из Китая, где был на академической мобильности. Уезжать еще на полгода я не хотел и планировал провести в Питере все лето. Во-вторых, мне комфортнее учиться в общежитии, где я живу сейчас, чем дома. Домашняя обстановка очень расслабляет, ничего не хочется делать. Плюс мне пришлось бы подстраиваться под разницу во времени — в Ташкенте на 2 часа больше. 

Родители и друзья полностью поддержали мое решение. Конечно, я за них волнуюсь, как и они за меня, мы часто созваниваемся. Я не вижу трудностей, с которыми мог бы столкнуться. Вышка поддержала всех своих студентов: и тех, кто решил вернуться домой, и тех, кто остался в Петербурге.

Переход на дистанционное обучение никак не повлиял на мою учёбу и прошел довольно легко. Но теперь мне куда сложнее распределять свое время. Я люблю всё структурировать, а из-за того, что сегодняшний день очень похож на вчерашний, иногда не понимаю, что происходит. Сначала показалось, что появилось больше свободного времени — теперь я не трачу его на дорогу — но учёбы, по ощущениям, тоже стало больше.

Я думаю, что Вышка превосходно справилась с переходом на дистанционку. Вебинары, пары, онлайн мероприятия – жизнь в университете продолжается, хоть и в новом для нас формате. 

Из забавного: я долго не мог найти, где в Zoom находится «электронная рука», и продолжал поднимать руку как на обычном семинаре. Меня даже несколько раз вызывали, пока друг не написал, что это немножко по-другому работает. Сейчас мне больше всего не хватает живого общения и первое, что я хочу сделать после окончания самоизоляции, это встретиться с друзьями.

Флоренс Байрисвил, студентка 3-го курса University College London, 

Швейцария

Я изучаю Европейские социальные и политические науки в University College London. В марте приехала в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург на семестровую программу Russian Language and Culture. Когда университет перешел на дистанционное обучение, я решила вернуться в Швейцарию, потому что хотела быть с семьей в родной стране и чувствовала, что так будет удобнее.

Покидать Россию было особенно трудно в эмоциональном плане. Первые две недели после приезда в Санкт-Петербург я болела и вот только по-настоящему начала привыкать к жизни в городе, как пришлось снова уезжать. Мне очень понравилось жить в Петербурге: понравилась моя квартира и моя соседка, я начала брать уроки музыки, играть в барах. Оставить все это и собрать все свои вещи за день было очень сложно. Такое ощущение, будто нас лишили опыта, который бывает раз в жизни. До дома я добралась без проблем, с этим все было в порядке.

Дистанционное обучение в Питерской Вышке проходит даже лучше, чем я ожидала, как с точки зрения содержания уроков, так и со стороны технических аспектов. Конечно, нужно больше дисциплины, чтобы внимательно слушать преподавателей. По-моему, самое трудное – это смотреть на экран 4 часа: это сильно утомляет, и у меня постоянно болит голова. 

Сейчас у меня всего один час разницы с Санкт-Петербургом, поэтому нет проблем с тем, чтобы подстроиться под расписание. В обычный будний день я встаю в 8 и занимаюсь йогой с мамой (иногда и с папой), и потом с 9:30 до 14:00 у меня идут занятия. После учебы я играю на саксофоне, смотрю сериалы, готовлю, работаю в саду и т.д., в зависимости от моего настроения. Иногда я работаю над диссертацией. 

Сам переход на дистанционное обучение прошел достаточно хорошо. В начале, конечно, было трудно привыкать к тому, что снова есть расписание, особенно учитывая все то беспокойство и неопределенность, которые мы видели в новостях. Я думаю, что несмотря на ситуацию в мире, мы все хорошо адаптировались к новому формату, хотя небольшие технические заминки иногда случаются. Всегда очень забавно, когда чья-то кошка заходит в кадр – это бывает нередко. Что касается учебы, я, конечно, скучаю по реальным, живым контактам с людьми. Мне очень нравился вид из нашего кабинета, и, конечно, я скучаю по самому Санкт-Петербургу. Я бы очень хотела вернуться в Россию до конца лета, хотя бы просто для того, чтобы попутешествовать, но до сих пор неизвестно, когда откроются границы. Но кто знает, как всё будет возвращаться на круги своя (и когда)? Невозможно сказать.

Альфредо Леоне Розелли, студент 3 курса ОП «Международный бизнес и менеджмент»

Нью-Йорк, США

Когда университет перешел на дистанционное обучение, я решил остаться в России. Мне все равно необходимо быть на занятиях, хоть и онлайн, а разница в часовых поясах стала бы значительным препятствием для нормального обучения. В целом, моя семья и мои друзья поддержали мое решение остаться, потому что, как мне кажется, по сравнению с остальными странами Россия имеет несколько лучшее представление о происходящем.

Что касается дистанционного обучения, то здорово, что преподаватели стали пользоваться LMS, и информация стала не просто доступна, но и централизована. То, что преподаватели сами решают, какую программу для видеосвязи использовать, создает некоторые сложности: постоянно возникают затруднения с переключением между этими программами. Похоже, что учебный офис сейчас также перегружен работой по организации перехода образовательного процесса в удаленный формат, и, как правило, забывает отвечать на мои письма.

На самоизоляции я всегда просыпаюсь рано, ем полезный и здоровый завтрак, делаю зарядку и подключаюсь к видео конференции. А каждый вечер я обязательно готовлю пиццу в нью-йоркском стиле, так что я таким образом могу ненадолго вернуться домой.

В первую очередь, я хотел бы высоко оценить те усилия, которые приложили наши преподаватели, чтобы перейти на удаленку. Я едва представляю, как сложно было перевести учебные планы в цифровой формат. На нашей программе, к сожалению, на многие организационные вопросы ответов пока нет, но я надеюсь, что со временем нам предоставят всю необходимую информацию. Зато в новом формате мы с одногруппниками приспособились обмениваться любезностями в перерывах между видео конференциями.

Вообще, самые смешные моменты во время онлайн лекций – это когда на экране внезапно появляются чьи-нибудь родственники, или, например, камера начинает фокусироваться на домашних животных, и твое внимание, соответственно, тоже.

Больше всего, пожалуй, я скучаю по перерывам между парами, когда ты можешь пойти взять капучино и поболтать с ребятами. Так что как только все встанет на свои места, я пойду на долгую прогулку, чтобы понежиться на солнце, которое у нас в Петербурге бывает очень редко.

Санта Мерика, студентка 3 курса ОП «Международный бизнес и менеджмент»

Рига, Латвия

Переход на дистанционное обучение был ожидаем, но никто не знал, когда именно это произойдет. Помню, в понедельник, 16 марта, я сходила в университет и даже в тренажерный зал. Вечером того же дня на корпоративную почту пришло письмо о переходе на дистанционное обучение. Моя первая мысль была: «Ура, завтра не надо так рано вставать». 

Дальше все произошло как-то быстро: отмена международных рейсов, закрытие границ, введение режима самоизоляции. Я приняла решение остаться в Санкт-Петербурге, потому что скоро мне нужно получать новую визу. Я визовый студент и каждый год должна обновлять ее в России, текущий документ закончится в июне.

Родители конечно же расстроились, что я осталась в Петербурге. До введения режима самоизоляции мы планировали, что я приеду домой на недельку в конце марта. Возможно, после получения визы и снятия жестких ограничений у меня все же получится добраться до дома. Сейчас в Латвии поспокойнее и не так много заболевших.

Мой обычный день на дистанционке не отличается от предыдущих. Я встаю после обеда, сижу на парах, делаю домашнее задание, готовлю. Сейчас у меня даже остается время на себя и хобби, потому что не надо тратить его на дорогу, а ложусь спать я в 3-4 часа ночи. Поначалу я сходила с ума от сидения в общаге в четырёх стенах. Но спустя пару недель все же привыкла.

Если честно, мне не нравится онлайн-обучение: домашних заданий стало гораздо больше, а живого общения с друзьями наоборот не хватает. Сама Вышка перешла на дистанционку достаточно оперативно, все преподаватели хорошо справляются с онлайн-форматом, но трудности тоже возникают. Например, в Zoom нельзя проводить конференцию на 200 студентов, это слишком много. Поэтому наш преподаватель решил вести потоковые лекции в Instagram. 

Недавно я столкнулась с еще одной проблемой. Мы всем потоком писали 40-минутный тест в LMS. Я, ответив на все вопросы, нажала на кнопку «завершить тест», и в тот же момент мое подключение к wi-fi оборвалось. Через несколько секунд страничка обновилась, и все мои ответы сбросились. Тест начался сначала, а вот время нет — оставалось всего 6 минут. К сожалению, я не успела повторно пройти тест. Проблему с оцениванием я ещё не решила, но думаю, что преподаватели пойдут мне навстречу.

Ярослав Ясько, студент 3 курса ОП «Управление и аналитика в государственном секторе»

Кишинёв, Молдавия

Для меня, как и для людей по всему миру, пандемия стала большим испытанием. Моя команда много занимается внеучебкой: мы организуем конференцию TEDx и Медиафорум в Питерской Вышке. Часть запланированных мероприятий мы перенесли на осень, часть — перевели в онлайн, но это оказалось не так уж и просто.

Я долго думал, стоит ли уезжать из Петербурга на время эпидемии — все-таки, для меня этот город сейчас немного больше ассоциируется с домом, чем родной Кишинёв. К тому же, мне казалось, что здесь я буду лучше защищен — медицинская система в России гораздо более развита. Но коронавирус стал распространяться быстрее, чем я думал, и я принял решение уехать к родителям в Молдавию. 

Тут я столкнулся с проблемой: пассажирское авиасообщение в моей родной стране уже было приостановлено, а границы Украины закрыты для иностранцев. Я позвонил в посольство, заполнил форму для репатриации граждан, закидал петициями молдавское правительство и в итоге получил квоту на авиабилет на чартерный рейс из Москвы 11 апреля. 

Поездка в Москву стала отдельным кейсом: я ехал в пустом Сапсане, в двух респираторах и двух парах перчаток, а во Внуково не работало ровным счетом ничего, кроме одной кассы и стойки регистрации. На входе в любой транспорт мне измеряли температуру, а пограничники и стюардессы работали в защитных костюмах. В Молдавии меня попросили купить медицинский полис и обязали соблюдать самоизоляцию. Я также сам сдал тест на COVID-19 — он оказался отрицательным. 

С 17 марта все наше обучение переехало в онлайн — туда же, куда и вся остальная жизнь. К обычной программе добавились курсы на Coursera — и мне нравится это нововведение. Лекции в онлайне слушать уж точно удобнее — можно поставить на паузу или записать важный момент, а потом вернуться к нему. В этом я поддерживаю идеи нашего ректора, Ярослава Ивановича Кузьминова, ратующего за новый digital-подход к университетскому образованию. Конечно, есть и минусы: некоторым преподавателям сложно подстроиться под новый формат, особенно тем, кто приглашен работать с нами из других вузов или организаций. 

Скучаю я, конечно, по личным встречам с преподавателями, студентами и сотрудниками университета. Еще скучаю по внеучебке и по ярким диванчикам в корпусах ВШЭ. Ну и больше всего — по своим друзьям. Теперь мы встречаемся с ними только в онлайн-конференциях, а увидеться лично сможем лишь в середине или конце лета (если границы откроют). 

Как только ситуация в мире нормализуется и я вернусь в Петербург, я организую встречу со своими одногруппниками — ведь, как показывает практика, отношения, построенные в университете, остаются с человеком на всю жизнь. К тому же, я искренне надеюсь, что мы сможем провести запланированные на весну 2020 образовательные и внеучебные мероприятия осенью — ведь наша команда так долго над ними работала!

Флоренс Ибуово Олубинми, студентка 3 курса ОП «Политология и мировая политика» 

Нигерия

Когда Вышка перешла на дистанционный формат обучения, я решила остаться в России, потому что думала, что очень скоро все вернется на свои места. Моя мама поддержала меня, потому что в моей стране уже бушевал вирус, и она не хотела, чтобы я подвергалась риску заражения во время дороги домой.

Мне нравится дистанционное обучение. Конечно, я меньше двигаюсь, но я получаю намного больше академических знаний. Распорядок моего дня сильно не поменялся. Каждое утро я просыпаюсь как обычно, также поздно ложусь спать, но зато сейчас у меня появилось много свободного времени, чтобы посмотреть кино или пообщаться в сети с моими родителями и друзьями.

В целом я довольна тем, как проходит дистанционное обучение. Судя по тому, как проходили наши занятия уже с самого первого дня, можно сказать, что преподаватели и студенты смогли быстро и хорошо адаптироваться.

Иногда случаются странные и забавные ситуации. Например, во время одной из лекций у меня полностью отключился интернет, и я пропустила больше половины занятия. Мне пришлось договориться с профессором о том, чтобы организовать короткую личную видео-встречу после окончания лекции.

Как и все я, наверное, больше всего скучаю по традиционному обучению в классе, а еще очень хочу встретиться с однокурсниками. И, конечно же, я скучаю по шокороллу с корицей из «Гранолы».

Я планирую посетить очень много мест после того, как вся эта история с изоляцией закончится. Вообще я домосед, и поэтому не видела очень много мест в городе. Так что как только наша жизнь станет прежней, я пойду исследовать Петербург и куплю себе вкусную шоколадную булочку с корицей.