• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Глобальная и региональная история» — магистратура для историков, антропологов и не только

С 2020 года вместо программы «Прикладная и междисциплинарная история» в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург открылась магистратура «Глобальная и региональная история». Редакция Питерской Вышки поговорила с ее руководителем, антропологом Николаем Ссориным-Чайковым, о глобальном подходе к изучению истории и о международных сотрудничествах программы.

«Глобальная и региональная история» — магистратура для историков, антропологов и не только

iStock

 

Узнать подробнее о вступительных испытаниях можно на странице программы. Информация о количестве мест и стоимости обучения находится в разделе для абитуриентов магистратуры.

— Чем отличается обновленная программа от магистратуры «Прикладная и междисциплинарная история»?

— Особенностью программы «Прикладная и междисциплинарная история» была практическая ориентация студентов. В «Глобальной и региональной истории» мы сделали упор на научную деятельность. Студенты будут заниматься преимущественно научными проектами и смогут продолжить свое обучение в аспирантурах России и за рубежом — например, на совместной программе Питерской Вышки и Туринского университета. Новая магистерская программа вместе с бакалавриатом и аспирантурой по истории формирует в кампусе сильный академический трек.

В то же время, мы понимаем, что разные магистранты по-разному планируют свои дальнейшие карьеры. Не все из них собираются заниматься наукой. На обновленной программе студенты получат навыки для работы в музеях, издательствах, архивах, культурных и исторических центрах. Они научатся работать с архивными материалами, обрабатывать и систематизировать информацию на цифровых и физических носителях, составлять выставки и экспозиции.

Научно-ориентированное образование пригодится магистрам и вне академической карьеры. Оно развивает широту мышления, аналитический инструментарий, поощряет знания языков. С таким потенциалом можно работать в различных культурно-исторических проектах не только в России, но и за рубежом.

— Кого программа видит в качестве абитуриентов?

У программы есть две основные группы абитуриентов. С одной стороны, это историки и антропологи, которые хотят продолжить углубленное изучение своих научных областей. С другой стороны, это люди, которые не занимаются историей, но хотят открыть для себя мир этой науки. 

Мы принимаем в магистратуру выпускников бакалавриата и специалитета смежных специальностей — политологов, социологов, филологов, археологов, а также тех, у кого совсем иной бэкграунд — экологов, биологов, менеджеров.

Новая программа ориентируется на потребности, способности и интересы конкретного магистранта. Если у вас уже есть знания в исторических науках и вы хотите развивать академическую карьеру, то магистратура для вас. В то же время, новая программа может стать вашим первым знакомством с историей и возможностью сменить область деятельности.

Ссорин-Чайков Николай Владимирович
Руководитель магистерской программы «Глобальная и региональная история»

— Давайте поговорим о содержании программы. Почему она называется «Глобальная и региональная история»?

— Глобальная история и антропология глобализации — это важные составляющие гуманитарного знания сегодня. Сложно разобраться, что и почему происходит в какой-то отдельной точке мира без понимания глобальных взаимосвязей. Поэтому глобальная история — это основная теоретическая рамка программы. 

В то же время, исследователи обычно изучают мир на примере отдельной его части: города, района, улицы или даже отдельного предмета. Сама глобальная рамка формируется из отдельных региональных исследований. Например, если мы начнем изучать, что такое iPhone, то окажется, что это не просто телефон, но глобальный продукт. В нем концентрируются взаимоотношения между людьми по всему миру — от Силиконовой Долины до Китая. Точно так же можно рассматривать сибирскую пушнину — ее производили в России, но она всегда была товаром мировой торговли. 

Еще один пример: известная книга Фернана Броделя «Средиземное море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II». Бродель рассматривает море как точку пересечения потоков торговли, дипломатии, миграции, путей сообщения, которые выходят далеко за границы средиземноморья. Иными словами, анализ может быть региональный, но чтобы его провести нужно иметь представление о глобальном мире и владеть общемировыми научными теориями. Рамка глобальная — фокус региональный.

— В описании программы заявлено, что программа отказывается от традиционного для России деления на отечественную и всеобщую историю. Почему?

Обычно в российских университетах преподают две параллельные «истории» — российскую и всеобщую. Вокруг них существует два отдельных круга литературы и исследований. Это разделение проецируется дальше на аспирантуру и научную карьеру. В Российской академии наук есть Институт российской истории и Институт всеобщей истории.

Руководство и академический совет программы считают, что от этого разделения нужно отказаться. Так выпускники программы станут гораздо более сильными историками. Магистранты изучат современные дискуссии, которые существуют в области истории империй и Холодной войны, медицины и гендера. Они узнают о многочисленных точках пересечения истории и социальной антропологии, истории и искусствоведения. Наша цель — научить студентов говорить о темах и актуальности своих исследований с гораздо более широкой аудиторией: не только с коллегами из своей научной области, но и с другими исследователями.

Глобальная рамка одновременно усиливает научную составляющую образования и открывает другие карьерные возможности для студентов. Теоретические знания, широта мышления и сильный аналитический потенциал — это хорошие качества как для исследователя, так и для сотрудника художественной галереи или издательства.

— Приведите примеры нескольких предметов программы.

— На программе курс «История Санкт-Петербурга» будет читать главный научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН, ординарный профессор Евгений Викторович Анисимов. Этот курс отлично иллюстрирует, чему учит программа. История Петербурга — это одновременно история региональная и всемирная. Чтобы изучить Петерург, нужно понять, кто создавал этот город и жил в нем. Его архитекторы, поэты, деятели науки и искусства, булочники, извозчики были самого разного происхождения. Для того, чтобы изучить один город, нужно окунуться в глобальную перспективу. Этой же логике следуют и остальные курсы программы. Они все построены на изучении глобального через региональное и вне разделения на отечественную и зарубежную историю. 

Студенты будут изучать предмет «Антропоцен». Этот термин появился недавно, он обозначает новую геологическую эпоху, где одним из важных факторов изменения окружающей среды является присутствие человека. Предмет изучает антропогенное влияние на планету и экологическую историю современного человека и человеческой цивилизации. Изменения климата и экологические проблемы не знают национальных границ. Преподавание этого предмета тоже выводит студентов за рамки отечественной или любой другой национальной истории.

Дисциплина «Цифровые гуманитарные науки» поможет студентам узнать, какие возникают новые технологии и инструменты для изучения истории — например, оцифровывание архивов, и компьютерные программы для анализа источников. Также этот предмет расскажет о современном обществе, жизнь которого неотделима от цифровых данных. Студенты изучат, что представляет собой цифровое общество и как мы живем в паутине Big Data.

— Какие курсы составляют основу программы? У студентов будут курсы по выбору?

— Основу программы составляют курсы методологического характера — предметы по глобальной истории империй, антропологии религии, истории науки. Они учат теоретической рамке и инструментам анализа.

На предметах по выбору студенты изучают региональные сюжеты. Можно сказать, что эти курсы дают эмпирический материал для исследований и работы с глобальными теориями. Магистранты смогут выбирать курсы, чтобы изучить отдельные регионы или исторические явления, такие как культы личности XX века. Среди предметов по выбору также будут курсы по антропологической документалистике и антропологии визуальности.

— Почему основной язык программы — английский?

— Наша цель — помочь магистранту интегрироваться в международное научное сообщество. Современный международный ученый умеет вести дискуссии на английском языке, читать новейшие научные труды зарубежных коллег и выражать свои мысли в публикациях для иностранных журналов. Этот уровень достигается постепенно. Магистранты смогут писать свои работы по-русски, некоторые элективы — например, история Санкт Петербурга — будут преподавать на русском. Но цель программы — научить студентов работать на английском языке.

На программе «Прикладная и междисциплинарная история» примерно половина учащихся — иностранцы. Мы хотим сохранить эту традицию и для новой программы. Студенты приезжают из разных стран — от Великобритании до Бразилии. Они тоже могут написать магистерскую диссертацию на русском, если у них высокий уровень знания языка. Кроме этого, иностранные магистранты могут брать курс «Русский язык как иностранный».

Тесная работа с иностранными студентами полезна для российских магистрантов. Люди из разных стран по-разному ведут себя на семинаре, представляют разные точки зрения. Это учит студентов понимать образовательные и социальные бэкграунды других людей. Программа создает среду, в которой видно, насколько по разному можно общаться и заниматься наукой. Эта среда стимулирует магистранта меняться.

Ссорин-Чайков Николай Владимирович
Руководитель магистерской программы «Глобальная и региональная история»

Мы также приглашаем к нам иностранных преподавателей. Осенью на программу приедут американские историки Джейн Бурбанк и Фред Купер. Они проведут лекции или мастер-классы. Мы также стараемся чтобы у магистерских диссертаций были внешние отзывы от зарубежных коллег.

— Какие международные партнерства есть у программы? 

— У программы большое количество зарубежных партнёров. Выстроены партнерские отношения с Финским Университетом Йю́вяскюля, Йоркским университетом Великобритании, Мюнхенским университетом Германии, Амстердамским свободным университетом в Голландии и Туринским университетом в Италии. Студенты ездят к партнерам учиться по обмену и на стажировки.

— Как магистранты будут заниматься научной деятельностью?

— Научная деятельность на программе устроена в форме обязательных проектов. Проектная деятельность — это исследование, которым можно заниматься в группе или индивидуально. Магистранты будут заниматься ей на обоих курсах, начиная с осени первого года обучения.

У каждого студента есть тема исследования для магистерской диссертации. Вокруг этой темы можно сформировать проектные исследования и получить дополнительные знания. Мы приветствуем инициативу: если есть время и желание, студент может включится в проект по теме, которая не относится к выпускной работе или предложить новое исследование. В рамках проектов у студентов будут организованы встречи с научным руководителем, поездки в архивы, для работы с материалами, такими как географические карты, музейные предметы или дневники.

На программе есть научно-исследовательский семинар (НИС). На нем магистранты будут формулировать цели своих магистерских диссертаций и проектов и учиться работать с методами исследований. НИС создает среду для научного диалога между магистрантами и преподавателями.

На Департаменте истории есть научные центры, где тоже можно заниматься исследованиями. Прежде всего, это Центр исторических исследований. Там есть Лаборатория экологической и технологической истории, проект «Пост-имперское разнообразие», где работают исследователи из Финляндии и Германии.

— Как устроена практика на программе?

— Мы организуем для студентов практику в архивах, музеях, культурных центрах. Она может быть связана с темой проектной деятельности, но не обязательно. На практике студенты проходят небольшую стажировку в организации, работают там.

Это прикладной вид деятельности. Он важен не только для студентов, которые хотят работать в креативных и культурных индустриях. Когда вы занимаетесь исследованием, часто приходится обращаться в архивы и фонды. На практике можно узнать, как они организованы и научиться находить нужные материалы.

Практику можно пройти в музеях — помочь с организацией выставок и экскурсий. В Питерском кампусе есть Базовая кафедра Кунсткамеры. Мы тесно сотрудничаем с музеем и его директором, профессором Андреем Головнёвым. В этом музее всегда рады студенческой помощи. 


Можно пройти практику в Государственном музее-заповеднике «Петергоф», Всероссийском музее А. С. Пушкина. Мы планируем направлять студентов в киностудии, такие как «Ленфильм» и в культурные центры, например, в «Новую Голландию». Магистранты могут предлагать свои места для прохождения практики, программа готова заключать сотрудничества с разными культурными организациями.