• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ученый совет принял Программу развития НИУ ВШЭ до 2030 года

Ученый совет принял Программу развития НИУ ВШЭ до 2030 года

© Высшая школа экономики/ Михаил Дмитриев

На очередном заседании ученого совета, состоявшемся в Вышке 24 января, принята Программа развития университета до 2030 года, работа над которой велась весь последний год. Также члены ученого совета обсудили, как идет процесс цифровой трансформации Вышки и подготовка к процедуре аккредитации университета, и договорились о внесении изменений в ряд внутренних документов НИУ ВШЭ.

Что будет происходить с университетом

«Две трети наших коллег публикуются в международных журналах – это фантастические показатели для вуза. Но ученые стали меньше общаться друг с другом, – отметил Ярослав Кузьминов, открывая заседание ученого совета. – Мы ликвидировали кафедры, которые ограничивали возможности наших коллег. Но школы тоже разбиты на группы по интересам. В науке мы должны заняться формированием больших коллективных проектов. И они обязательно должны включать не только коллег, но и студентов – потому что мы университет».

Ректор обратился к исследованию ВЦИОМ, согласно которому Высшая школа экономики заняла пятое место в «Народном рейтинге вузов России». «Это выборка людей, половина из которых никогда не сталкивалась с вузами – они только о них слышали, – пояснил Ярослав Кузьминов. – Нам всего 27 лет, и это показатель того, чем мы стали для нашего общества. Это ощущение Вышки, как необходимой части того, чем гордится страна. Это серьезный результат и заявка на то, чтобы по-другому посмотреть на себя и свои задачи».

Ярослав Кузьминов отметил, что в своем развитии Высшая школа экономики прошла несколько этапов и сейчас входит в топ-200 мировых вузов во многих секторах образования.

Мы в наше развитие инвестировали в два раза больше собственных средств, чем давало нам государство

Как заявил ректор, сейчас университет проходит новый этап развития, требующий изменения подхода к образованию: «Задача перед нами: поставить в основу образовательной модели проектную деятельность – и вовлекать в нее студента».

Второй «челлендж», по словам Ярослава Кузьминова, это цифровая трансформация университета: «Миллиард рублей в год мы инвестируем в цифру. Это поможет уйти от рутины, которая делает образование скучным. Цифровые методические комплексы повысят уровень закрепления материала у той части студентов, которые не увлечены конкретным предметом».

Также ректор отметил необходимость индивидуального подхода к каждому обучающемуся: «У одного образное мышление, а у другого логическое. Цифровой модуль позволит давать такие задания, которые будут интересны конкретному человеку».

Образование – как основное, так и высшее – в целом должно приобретать максимально индивидуальный характер. Об этом сказал и президент в своем послании Федеральному Собранию, предложив дать возможность студентам после второго курса в вузе менять направление и осваивать новые профессии. И, по мнению Ярослава Кузьминова, университет должен идти по пути реализации такой модели.

Увеличение приема иностранцев

Достигнув колоссальных цифр приема на платном обучении, Вышка в московском и питерском кампусах идет на сокращение приема российских граждан и на увеличение приема иностранцев.  И тому есть несколько причин. Одна из них, по словам ректора, в том, что Вышка расходовала на каждого платного студента почти столько же средств, сколько он приносил университету. При этом в России ожидается демографический спад, который необходимо компенсировать. «Мы должны привлекать умных людей из других стран, и Вышка идеально подходит для реализации этой миссии – мы самый селективный университет, – заявил Ярослав Кузьминов. – В последнюю приемную кампанию ВШЭ получила 10 000 заявок от иностранцев, а приняла 2000 человек. К 2030 году половина иностранных студентов будет англоязычной».

Ярослав Кузьминов также отметил необходимость изменения формата университета, в том числе в разы увеличив количество онлайн-курсов и развивая университетское партнерство: «Я очень хочу, чтобы в 2025 году в CV писали: я закончил такой-то университет – и курсы Вышки». Говорил ректор и о расширении присутствия университета в глобальной повестке: «У нас задача не просто сохраниться, а резко повысить свою видимость. Мы должны войти в сознание международных экспертов».

В Вышке необходимо перестраивать модель организации науки, заявил Ярослав Кузьминов. Важно создать такие центры притяжения, чтобы не отпускать, а притягивать сильных людей: «Это наша задача. И вторая задача – формирование собственной исследовательской программы в каждом департаменте и в каждой школе. Не будет науки – это будет рамка, загончик. Четверть заработанных факультетом средств нужно направлять на финансирование научных проектов на самом факультете».

Еще один важный вопрос, затронутый на заседании ученого совета – новая система предоставления общежитий, которая будет введена с отсрочкой в один год (для тех, кто поступит в университет в 2020 году и всех действующих студентов, подход останется прежним и ничего не изменится): «Мы сохраняем общежития для тех, кто реально нуждается – и будем развивать проект арендного жилья. Многие боятся самостоятельно арендовать жилье. Мы вместе с домом РФ и Внешэкономбанком разрабатываем модель студенческих городков с общей социальной инфраструктурой».

По Программе развития университета также высказались президент НИУ ВШЭ Александр Шохин, деканы факультетов Вышки и руководители кампусов (их мнение о Программе можно прочитать здесь).

Цифровой университет

Программу цифрового развития Вышки представил старший директор по цифровой трансформации Алексей Чукарин. «Мы стараемся активно опираться на внутренние ресурсы, использовать продуктовый подход и избегать заплаточных решений, ориентируясь на создание системы», – сказал он. Алексей Чукарин также рассказал, что цифровая трансформация университета будет происходить поэтапно. В первую очередь предполагается создать полноценный набор инструментов: «Тогда Вышка, как образовательная корпорация, сможет по полному праву считаться лидером в этой области». Кроме того, будут развиваться две ключевые платформы – образовательная и бэк-офис, а также корпоративный портал Hse.ru и мобильные приложения, пул которых планируется разрабатывать совместно со студентами. Ректор, в свою очередь, отметил, что учащихся нужно широко привлекать к решениям этих задач: «Мы формируем команды студентов, чтобы они решали задачи по созданию цифрового университета – образовательные сервисы, обучающие игры, симуляторы».

Проректор Сергей Рощин обратил внимание ученого совета, что проект цифрового университета – это не технологический проект: «Наша Программа развития – это программа развития цифрового университета». С помощью цифровизации образования Вышка решает многие важные задачи: повышает компетенции студентов; стирает границы, организуя единую цифровую среду; увеличивает доступность образования и т.д. Также Сергей Рощин рассказал о ходе подготовки к процедуре аккредитации НИУ ВШЭ.

Изменения в правила трудового распорядка

На ученом совете были рассмотрены изменения в Правила внутреннего трудового распорядка НИУ ВШЭ, Правила внутреннего распорядка обучающихся НИУ ВШЭ, Порядок поддержки студенческих организаций и студенческих инициатив в НИУ ВШЭ.

Ученый совет большинством голосов принял поправки в Правила внутреннего трудового распорядка с учетом ряда предложенных по итогам обсуждения изменений (мнение ректора о поправках в университетские правила здесь, обсуждение поправок здесь). Также были приняты поправки в Правила внутреннего распорядка обучающихся и изменения в Порядок поддержки студенческих организаций и студенческих инициатив в редакциях, подготовленных правовым управлением НИУ ВШЭ совместно со студенческим советом (как шел диалог студентов и администрации университета).