• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Летняя школа на Соловках – 2018

Студенты и преподаватели московского и петербургского кампусов НИУ ВШЭ представили в рамках Летней школы на Соловках проектные идеи по комплексному развитию архипелага. К ноябрю исследовательские команды готовят финальные презентации результатов своих исследований.

С  17   по  25   августа студенты  и преподаватели из московского и санкт-петербургского кампусов НИУ   ВШЭ  приняли  участие в  Летней  школе «Комплексное развитие территории с уникальным природным и историко-культурным наследием на примере Соловецкого архипелага» под эгидой ЮНЕСКО. 

Летняя школа проводится в сотрудничестве с Северным (Арктическим) федеральным университетом при  поддержке  Кафедры ЮНЕСКО по компаративным исследованиям духовных традиций, специфики их культур и межрелигиозного диалога, действующей на базе Российского НИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева. Проект также поддерживает Агентство по развитию Соловецкого архипелага Архангельской области, Соловецкого музея-заповедника и Товарищества северного мореходства.

Проектные идеи студентов

Студенческая Питерской Вышки была представлена на Соловках Михаилом Всемирновым (ОП «История»), Александрой Шистеровой (ОП «История»), Меланией Калининой (ОП «Филология»), Елизаветой Гречаной (ОП «Управление и аналитика в государственном секторе») и Ириной Буториной (МП «Городское развитие и управление»).

Традиционно результатом  работы  Летней  школы  становятся проектные  идеи,  посвященные  комплексному развитию Соловецкого архипелага.  В этом году студенты  Высшей школы экономики разработали проект реконструкции  исторической дороги на Реболду,  который  включает  как инфраструктурные  работы,  так и использование  природного и историко-культурного  потенциала  этого места.  Результаты   этого  проекта будут представлены в  Фонд  сохранения и развития Соловецкого  архипелага,  который  планирует  комплексные  действия  на  этом направлении.  Соловецкий  музей-заповедник подтвердил свою заинтересованность в разработке  силами студентов и преподавателей  НИУ ВШЭ нового экскурсионного маршрута  по этой дороге.  Разработчики маршрута планируют доработать проект информацией из архивов, в том числе Москвы и Петербурга.

Студенты-историки  петербургского и московского кампусов НИУ ВШЭ провели  комплексный анализ  книг отзывов посетителей музейных экспозиций с целью составить рекомендации по репрезентации разнообразного соловецкого наследия. Они выделили ключевые смысловые образы, исследовали основные виды нарратива, формирующего образы Соловков для туристов, и инструменты формирования этих образов, изучили «обратную реакцию» посетителей отдельных музеев.

Студенты программ «История» и «Филология» занимались вопросами репрезентации историко-культурного и природного наследия Соловков под руководством Маргариты Дадыкиной, доцента департамента истории Санкт-Петербургской школы гуманитарных наук и искусств, и Юлии Лайус, ведущего научного сотрудника, руководителя Лаборатории экологической и технологической истории Центра исторических исследований НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург.

«Мы занимались исследованиями образов, которые формируются  для восприятия паломниками  и туристами на Соловках и инструментами их создания. Для этого мы работали в библиотеке и архиве Соловецкого  музея – заповедника  и на экспозициях музвя  с путеводителями и книгами отзывов, тщательно анализировали экскурсии. Мне, как студенту-филологу, было очень интересно работать в одной команде с историками, так как это дало возможность посмотреть на проблематику нарратива, образа и т.д. по другим углом» – говорит Мелания Калинина. «Наша проектная работа, касающаяся репрезентации историко-культурного наследия, нашла добротную почву для своего воплощения на Соловках, где история представлена в различных формах с помощью обширного набора инструментов. Стоит отметить, что многие местные работники шли навстречу нашему исследованию, особенно сотрудники Морского музея» – Александра Шистерова. Проектная группа планирует дальнейшее сотрудничество с Соловецким музеем-заповедником.

Студенты, специализирующиеся на ГМУ, изучали уровни и лакуны нормативного регулирования на Соловках, определяли существующий правовой статус и варианты его улучшения. Руководитель команды, заведующая лабораторией арктического биомониторинга, кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права и сравнительного правоведения САФУ Татьяна Сорокина отметила, что существование монастыря создает особые условия для территории. В частности, если земля отдается во владение религиозной организации, то уменьшаются налоговые поступления, а значит и местный бюджет. Статус ЮНЕСКО в свою очередь налагает ограничения, связанные с застройкой, что порождает проблемы со строительством нового жилья. Проектная группа проанализировала основные документы и провела консультации с главными субъектами (администрацией посёлка и музеем). В дальнейшем предстоит систематизировать все нормативно-правовые документы и проанализировать возможности и ограничения 4 возможных сценариев, выделенных исследователями.

Ксения Кузьмина, доцент департамента менеджмента НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, стала одним из руководителей проектной группы по социологии, в которую вошли студенты из НИУ ВШЭ и САФУ. Основная цель исследования – изучение сезонных занятых на архипелаге для построения их социологического портрета. Студенты провели глубинные интервью с теми, кто приезжает на Соловки на сезонные работы: экскурсоводами Соловецкого музея-заповедника и Соловецкого морского музея; реставраторами и строителями; водителями экскурсионных автобусов; работниками магазинов, сувенирных лавок, сферы гостеприимства и заведений общественного питания.  В задачи исследования входило выяснить, с какой целью они прибыли на архипелаг, как взаимодействуют с местными жителями, туристами и другими сезонными сотрудниками, как ассоциируют себя с архипелагом. В результате опросов были получены данные, согласно которым значительная часть сезонных рабочих не осознает культурно-исторического значения архипелага и приезжает лишь в расчете на более выгодные условия труда.

Дискуссионная площадка

Хорошей  традицией  стало  проведение в рамках  Летней школы экспертных круглых столов и встреч студентов с представителями ключевых ведомств и организаций, вовлеченных в процесс развития Соловецкого архипелага.  В этом  году  экспертная  дискуссия   была  посвящена   вопросам придания  Соловкам статуса религиозно-исторического  места  и  особо  охраняемой природной  территории,  гармонизации  различных  документов  стратегического развития Соловецкого  архипелага, оценке  генерального плана и  качества проводимых  реставрационных  работ.  В обсуждениях участвовали преподаватели Северного (Арктического) федерального университета и Высшей школы экономики, руководитель агентства по развитию Соловецкого архипелага Елена Корнеева, представитель Соловецкого историко-архитектурного и природного музея заповедника, приглашенные эксперты летней школы — заслуженный архитектор России Сергей Ткаченко и руководитель программы ООН «Habitat» Татьяна Хабарова, Татьяна Фокина, руководитель ООО «Северный ландшафт», эксперт в области природоохранной деятельности.

По итогам круглого стола была составлена резолюция, в которую вошли предложения относительно программы будущих летних школ, расширения их тематики, усиления комплексного характера разрабатываемых студентами проектов. Целесообразным также было признано сформировать реестр созданных ранее проектов развития архипелага и текущих нормативных документов, расширить пул экспертов.

Далее этот документ будет представлен  в  Фонд  сохранения и развития  Соловецкого архипелага и  в рабочую группу по вопросам придания этой территории статуса религиозно-исторической достопримечательности.

«Во время Летней школы мне все время казалось, что времени катастрофически не хватает: его слишком мало, чтобы сходить на все мастер классы, пообщаться со всеми участниками школы, лекторами и гостями, задать все вопросы, сходить на все экскурсии, обсудить все детали проекта с «одногруппниками», налюбоваться закатами и надышаться морем. Сейчас я понимаю, что благодаря такой насыщенной и интенсивной программе мы смогли так быстро и глубоко погрузиться в жизнь архипелага», – поделилась впечатлениями Ирина Буторина.

Работа  над проектными идеями студентов, принявших участие в Летней школе, продолжится  осенью. Финальная  презентация  результатов состоится в ноябре 2018 года в Архангельске, когда эксперты и приглашенные специалисты смогут оценить качество и практическую обоснованность проектов.