• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Видеть структуру повседневной жизни и анализировать происходящее вокруг

Преподаватели магистерской программы «Современный социальный анализ» Надя Нартова и Вероника Костенко  —  о том, какие нововведения ждут программу и как с ее помощью можно сделать карьеру в науке, IT, маркетинге и госуправлении.

Вышка вошла в ТОП-100 ВУЗов по социологии в рейтинге «QS – World University Rankings by subject», 2018, и знания, которые здесь получают, очень востребованы в академической среде, в бизнес-аналитике и государственном управлении. Выпускники программы уже являются успешными учеными, открывают собственный бизнес, работают в крупных международных компаниях.

Однако программа не стоит на месте. С 2018 года вводится система треков в рамках магистерской программы «Современный социальный анализ». Это позволит студентам специализироваться в выбранной области, обучаться у лучших преподавателей-практиков и активно участвовать в глобальных исследовательских проектах, которые проводят лаборатории Высшей школы экономики.

Студенты смогут выбрать между двумя направлениями подготовки: «Социальный анализ молодежи» и «Аналитика социальных данных».

Нартова Надя

Координатор трека «Социальный анализ молодежи», научный сотрудник Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ

 

– Трек «Социальный анализ молодежи» уникален. Он ориентирован на развитие навыков и компетенций в качественных методах, которые позволяют уловить все то новое, специфичное, иногда маргинальное и стигматизированное в молодежном (и не только) пространстве. Специализированные курсы читают преподающие ученые. Это те, кто активно работают в поле, проводят интервью, наблюдения, снимают социологическое кино о различных молодежных сообществах и пространствах.

Помимо базовых курсов, о которых можно прочесть на странице программы, учебный план включает узконаправленные дисциплины. В первую очередь, это курс «Молодежные исследования: субкультуры, солидарности, поколения», который читает академический руководитель магистерской программы и директор Центра молодежных исследований Елена Леонидовна Омельченко. Этот курс станет концептуальной основой трека.

Другие дисциплины посвящены актуальной повестке «Youth Studies»: гендерные исследования, социология детства и подростковости, поколенческие трансформации  в цифровую эпоху, анализ вкусов и моды, глобальные и локальные тренды в молодежной среде.

На нашем треке студенты учатся качественной методологии: от подробного разбора проблем полевых этапов исследования и этнографии до кодирования в NVivo и QDA Miner и анализа больших массивов качественных данных.

Большинство преподавателей трека работают в Центре молодежных исследований (ЦМИ) – одном из ключевых центров по качественным методам, гендерной повестке и youth studies в России. 

Костенко Вероника

Координатор трека «Аналитика социальных данных», научный сотрудник Лаборатории сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ

 

– Мы занимаемся социологией, которая основана на реальных цифрах, и учим находить их в очень разных источниках. На треке «Аналитика социальных данных» будут курсы по анализу социальных сетей, интернета, анализу опросных данных. Мы предлагаем три языка программирования: SQL (для баз данных), Python (для машинного обучения и сам курс по машинному обучению), а также делаем большой упор на R (язык программирования, на котором анализируют данные). Мы вводим дисциплины, которые только что стали появляться в ведущих мировых вузах: agent-based modeling и социальная физика. 

Для нас важно, чтобы наши  выпускники были востребованы не только у нас в стране, но и за рубежом: печатались в топовых международных журналах, сотрудничали с зарубежными коллегами, ездили на конференции и стажировки в другие страны.  Поэтому на нашем треке со второго семестра все курсы будут на английском языке. Будет адаптационный курс по академическому английскому языку, но нужно иметь в виду, что нам нужен уровень не ниже upper intermediate и это единственное требование. Все остальное – только конкурс портфолио.