• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
НИУ ВШЭ в Санкт-ПетербургеНовостиУчеба в университете начинается со школы

Учеба в университете начинается со школы

Высшая школа экономики в Санкт-Петербурге активно оказывает содействие школам в повышении качества образовательных результатов: исследовательской культуры, общей эрудиции, культурного кругозора, творческих способностей выпускников. Руководители и опытные преподаватели департаментов НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург поделились своим опытом работы со школьниками.

Александр Сунгуров, профессор, руководитель Департамента прикладной политологии НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, ведет семинар по политологии для старшеклассников. Он отмечает: «Во-первых, это эффективная форма работы, которая помогает набрать ответственных и мотивированных студентов. Во-вторых, уже помимо решения задач университета, этот семинар становится важной формой гражданского образования ответственных и критически мыслящих граждан современной России, способных не только исправить ошибки, допущенные нами, участниками демократического движения страны в конце 80-х – начале 90-х годов, но и достойно ответить на сложные вызовы XXI века».

Доцент кафедры сравнительного литературоведения и лингвистики Дмитрий Калугин рассказывает о Малом филологическом факультете, который задумывался как своеобразный мостик между двумя школами: средней, где можно получить необходимые знания, и высшей, где обретают дело своей жизни. Пройти по этому мостику – значит, в какой-то мере определиться с проблемой выбора. «Наши занятия направлены именно на это, они помогают выявить круг интересов абитуриента и обозначить то, что ему может потребоваться для учебы. Ведь свое знакомство с литературой и языком мы все начинаем в школе. Это фундамент, без которого невозможно двигаться дальше. Но если сегодняшний выпускник решает посвятить себя филологии, он должен научиться мыслить по-новому, обогатить свой словарь научной терминологией и найти себя в качественно иных проблемах и сюжетах. Именно здесь будущий студент знакомится с еще не привычными для себя формами получения знаний – он слушает лекции, выступает на семинарах, обсуждает с преподавателем заинтересовавшие его проблемы. Это своеобразный курс по введению в новую жизнь, науку и специальность», – комментирует преподаватель.

Как проходят занятия?

Дмитрий Калугин рассказал о Малом филологическом факультете: «Занятия проходят раз в неделю и состоят из двух частей: в первый час – лекция, которую читает преподаватель кафедры, а после небольшого перерыва – семинар, который ведут наиболее успевающие студенты программы. Литературоведческие темы занятий чередуются с лингвистическими, благодаря чему школьники одновременно знакомятся с обоими направлениями. Помимо тесного общения на занятиях, каждый слушатель может написать студентам, занимающимся Малым филологическим факультетом, в группе Вконтакте, где не только публикуются анонсы предстоящих лекций, но и ведутся несколько постоянных рубрик (например, «Филологический ликбез»). Подобная форма позволяет абитуриентам глубже погрузиться в интеллектуальную атмосферу программы и совершить правильный выбор». 

Руководитель Департамента востоковедения и африканистики Евгений Зеленев считает: «Школы сегодня предлагают нам не просто быть их "шефами", но и партнерами. Кроме классических Дней востоковедения, расширяющих кругозор учеников и имеющих профориентационный характер, преподаватели и студенты проводят в школах разнообразные мероприятия, которые включают элементы презентации образовательных программ университета и носят образовательный и культурно-познавательный характер. С некоторыми школами у НИУ ВШЭ заключены договоры. В частности, у нашего Департамента есть программа сотрудничества с 547 школой Красносельского района, где внедряется инновационная программа по изучению китайского языка. В рамках этой программы наши преподаватели проводят мастер-классы и курсы повышения квалификации в школе, студенты проходят там преподавательскую практику, сотрудники участвуют в совместных методических разработках инновационных проектов. Так называемый "национальный вектор" в образовании все более смещается в сторону наднационального или поликультурного. Востоковедный компонент (изучение языков, культур, традиций Востока) – это отклик на реальный вызов современности. Мир перестаёт делиться на Запад и Восток, он становится миром для всех. В ряде случаев изучение восточной культуры в школах становится изучением культуры людей, которые сидят с вами за одной партой, что и делает образование транскультуральным (термин относительно новый, но в нашем случае – полезный и применимый)».