• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Поверх барьеров: филология XXI века

Сегодня в НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург проходила международная конференция, посвященная открытию кафедры сравнительного литературоведения и лингвистики Санкт-Петербургской школы социальных и гуманитарных наук, а таже бакалаврской программы «Филология».

Тема конференции, по мнению ее организаторов, призвана отразить общую направленность, которая составляет характерную черту новой образовательной программы Питерской Вышки. Эту общую идею они определяют как «интеграция через разнообразие».

«Мы стремимся преодолеть все барьеры, которые существуют в науке - национальные, ментальные, идеологические, методологические. Мы за то, чтобы их не было, а было единое пространство мыслящих людей. Мы исходим из того, что единство культуры определяется не единообразием «кодов» языкового и культурного общения, а напротив, бесконечным многообразием форм, жанров и интерпретаций. Именно эта непохожесть общающихся сторон заставляет их активно интерпретировать сообщение «другого» и стремиться быть им понятым. Мы надеемся, что доклады и их обсуждение будут способствовать созданию той интерактивной атмосферы коллективного интеллектуального поиска, который нам хотелось бы видеть в качестве определяющего направления в предстоящей работе со студентами», - отметил профессор Евгений Вячеславович Казарцев, академический руководитель программы «Филология».

И в построении учебной программы, и в своих научных планах сотрудники новой кафедры стремятся показать различные аспекты культуры, опирающиеся на слово, — язык, во всем многообразии его дискурсов, литературу, философские, культурно-исторические и эстетические концепты, связанные с разными видами словесного общения. И все это с учетом взаимных связей, «поверх барьеров» традиционных разграничений филологических дисциплин. Изучение русской литературы в тесной взаимосвязи с другими литературными традициями; интенсивная работа с научными и художественными текстами на иностранных языках как необходимый компонент изучения родного языка и литературы; сближение литературоведческих и лингвистических методов и концепций, — таковы основные направления, определяющие интеллектуальный профиль новой образовательной программы.

В заявленных на конференции выступлениях этот принцип реализуется через соположения различных областей и аспектов филологической науки: от типологии языковых форм до анализа культурно-исторических корней языковых явлений; от формального изучения стиха с привлечением лингвистических методов до широкой картины миграции идей в контексте межнациональной культурной истории; наконец, от «прочтения» собственно литературных произведений до выявления в них прототипов, восходящих к современной им живописи и кино. Мы надеемся, что доклады и их обсуждение будут способствовать созданию той интерактивной атмосферы коллективного интеллектуального поиска, который нам хотелось бы видеть в качестве определяющего направления в предстоящей работе со студентами. 

Литовская Мария Аркадьевна, профессор кафедры русской литературы ХХ-ХХІ вв. Уральский федеральный университет им. Б.Н. Ельцина:

«Я рада, что в Высшей школе экономики развивается филологическое направление. Это очень интересная конференция для студентов, по сути – это цепь открытых лекций, что позволит увидеть разнообразие тем, кроме того они поймут насколько увлечены эти взрослые люди тем, чем они занимаются, им передастся их азарт. Хорошие ребята, живые, они задают интересные вопросы, рвутся в бой. А если говорить об их специальности, то могу сказать, что филологическое образование не может пойти во вред. Умение читать сложные тексты, знание нескольких языков, компаративистика – такого набора и в таком объеме, как в новой программе Питерской Вышки, нет больше нигде. В этом смысле это совершенно уникальное направление. Если ребята не утратят вкуса к исследованиям, который в них сейчас чувствуется, то на следующих конференциях мы в их лице получим достойных оппонентов» .

Плунгян Владимир Александрович, член-корреспондент РАН, заместитель директора Института русского языка РАН (Москва):

«Я рад, что в петербургском кампусе Высшей школы экономики появилось филологическое направление. Приятно, что увеличивается пространство возможностей, пространство выбора. Это и удивляет отчасти, так филология не связана с такими практическими дисциплинами, как экономика, но и хорошо, что есть такие «бесполезные» вещи. Хотя пользу можно понимать по-разному, не только утилитарно. Как известно, человек может обойтись без необходимого, но не может без лишнего. Полноценное существование предполагает, что бесполезные вещи, в ироническом толковании, должны присутствовать в нашей жизни. Они дают не одномерность взгляда, человек учиться смотреть на себя со стороны, выходить за пределы сиюминутного, что очень полезно. Это только первый шаг, но за ним проще делать другие, чтобы вести жизнь, достойную мыслящего существа».

Патрик Серио, ординарный профессор лингвистики Лозаннского университет (Швейцария):

«Без гуманитарных наук обойтись нельзя, особенно в наше время. Умение читать тексты – очень важный навык. Филология может быть ужасно скучной или, наоборот, потрясающе интересной наукой, но она заставляет думать, что важно для личной свободы и личной ответственности, и она помогает разбираться в современном сложном мире. Мы хотим показать студентам, что гуманитарными науками заниматься нужно, хотим вовлечь их в этот увлекательный процесс самостоятельного мышления. Я надеюсь научить их не воспринимать дословно то, что написано, относиться ко всему критически, формировать собственное мнение».

Рахилина Екатерина Владимировна, руководитель Школы лингвистики НИУ ВШЭ:

«Я придаю этой конференции огромное значение. Еще до возникновения филологического направления в петербургском кампусе, мы поддерживали профессиональные отношения с коллегами из Санкт-Петербурга. Вышка очень динамичный университет, здесь все процессы идут стремительно. Только за этот год у нас случилось несколько знаковых событий: мы сформировались как лингвистическая школа, впервые выпустили своих бакалавров и открыли направление в рамках магистратуры. А в этом году у нас в приоритете налаживание связей с Питерской Вышкой и с новым департаментом, прежде всего. Надеюсь, что это будет центр не только филологический, но и лингвистический, не хватает таких мест в Санкт-Петербурге, речь идет о центрах признанных во всем мире. Я говорила, что из филологов получаются хорошие лингвисты, но нужны особые преподаватели, которые помогут их формированию. Здесь такие наставники есть».

Своими впечатлениями от участия в конференции поделились первокурсники, которые еще совсем недавно были абитуриентами, стремящимися поступить на ОП «Филология».

Евгения Ганберг:

«Это только начало учебы и первая научная конференция, много еще незнакомых тем, непонятных терминов, но с каждым докладом понимаешь, что выбор специальности был сделан правильно. Филология - это настолько широко, интересно и необычно, что остается только учиться, чтобы все становилось понятнее. У нас уже был первый ознакомительный семинар, его вел Борис Павлович Маслов, мы говорили про жанры и все, что было не понятно в школе или не так интересно звучало на уроках литературы, оказалось захватывающим». 

Мария Фисенко:

«Конечно же сложно для нас первокурсников с нашим пока еще скромным багажом, я вообще задаюсь вопросом, какую базу надо иметь, чтобы разбираться в таких темах, но при этом для нашего самомнения очень полезно общение с такими умами. Мы радуемся, что поступили и нам кажется, что мы столько всего знаем, а тут приходит понимание того, насколько низок тот уровень, на котором мы пока находимся. Достаточно было послушать доклад про метакомпаративистику. Нас просто сразу с головой окунули в непонятную терминологию, но это – здорово! Становится ясно, чему предстоит учиться». 

Иван Ионов:

«Для меня Вышка – это все кампусы вместе: московский, петербургский, пермский, нижегородский, поэтому очень приятно видеть представителей университета из разных регионов вместе. Опыта нам, правда, не хватает, но такие конференции бесспорно нужны. С каждой парой, с каждой прочитанной лекцией я все больше и больше уверяюсь, что это именно то, что мне нужно». 

Григорий Ситников:

«Я думаю, что темы и выбраны такими сложными, чтобы людей заинтриговать, ведь если зажечь человека изнутри, у него проснется интерес, появится мотивация. Самосовершенствованию нет предела, жизнь – это постоянное обучение».