• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Россия способна меняться быстро

"Я не стремлюсь иметь студентов, которые уже придут готовые стать копиями меня самого. Я не хочу никаких копий, я хочу людей, которым я предложу некоторые идеи, с которыми мы будем вместе работать".  
О новой программе "Филолология", о том кому стоит на нее поступать и чему будут учить, рассказывает доктор филологических наук, профессор Борис Михайлович Гаспаров – руководитель академического совета образовательной программы.

Россия способна меняться быстро

У нас 25 бюджетных мест, ожидается, что столько же достойных кандидатов мы найдём и на платные места, так что по моим масштабам – это большая группа. Мы не будем держаться за каждого студента: будут отчисления, то есть курсы будут уменьшаться, хотя, я надеюсь не очень сильно. Но всё-таки 40-50 человек на курсе – вполне себе средних размеров программа. Я лично не буду принимать участие в приеме, но я надеюсь увидеть молодых людей, заинтересованных предметом, способных мобильно думать и, конечно, имеющих минимальный набор знаний, без которых сдать ЕГЭ было невозможно. Я – убежденный сторонник этого экзамена: он выравнивает шансы школьников, которые получили образование разного качества, открывает дорогу молодым людям из провинции в гораздо большей степени, нежели раньше, когда сдавали экзамены по предмету. Тогда всё в большей степени зависело от преподавателя, школы, из которой человек выходил. Получалась типичная для советского времени социальная немобильная, кастовая система, благодаря которой интеллектуальная элита сама себя воспроизводила, давая лучшее образование своим детям, они же впоследствии получали более высокие жизненные шансы. Сейчас не столь важно, как много знаний в школе было получено. Нужны талантливые люди, которые осуществляли бы обмен между странами. Я не стремлюсь иметь студентов, которые уже придут готовые стать копиями меня самого. Я не хочу никаких копий, я хочу людей, которым я предложу некоторые идеи, с которыми мы будем вместе работать.  

В первую очередь, мы будем учить русской литературе в мировом контексте. То есть будет сплошной главный курс русской литературы, но параллельно с тем будут идти курсы не просто зарубежной литературы, как это в традиционно бывает на филологической программе. На первом курсе мы читаем четыре курса о мировых жанрах: эпос, драма, лирика и роман в мировой литературе, без всякой хронологии. Это изобретение нашей программы. Я буду читать эпос и роман. В рамках курса об эпосе, например, я предлагаю студентам Гомера, «Слово полку Игореве», «Кольцо Нибелунгов» Вагнера, Библейские стихи Бродского, и «Калевалу». Чтобы показать, в чем состоит интонация, психология этноса, какова интонация эпического повествования. Общие черты жанра. Например, с героем эпоса что-то всегда не так: присутствует слабость характера или страсть, которая делает его эпическим героем, и в то же время делает его уязвимым: Ахиллес – первый пример. Также эпос безумно смело обращается с нарративной хронологией. Это идет в разрез с популярным клише о том, что эпос – это какая-то статуя на площади, с протянутой рукой.

В моем преставлении, выпускники программы - это молодые люди, способные мобильно реагировать на вызовы современной культуры, умеющие множественным путём читать тексты культуры, будь то современная журналистика, масс-медиа, электронная коммуникация, преподавание литературы или социальные исследования. Я хочу научить этой мобильности, чтобы они, встречая новые впечатления, которые постоянно лавиной идут им на встречу, были готовы, к оперативной работе с ними, умели нырять в самую середину этой движущейся массы культуры, и одновременно имели бы запас знаний, позволяющих увидеть сходства и различия во многих разнородных явлениях.

Я думаю, что эти навыки могут быть очень широко востребованы. В академической работе, само собой, но лишь немногие будут заниматься научной деятельностью. А вот в преподавании литературы и культурологических дисциплин точно. Затем, конечно, в журналистике и всевозможных медийных процессах: от исследований до непосредственного участия, анализа. Конечно, я не в восторге от того, что происходит в медийной сфере и куда сейчас всё это движется. Я часто езжу в Россию, и моральная и культурная обстановка в стране вызывает во мне беспокойство. Но я знаю, что вещи меняются, а Россия способна меняться быстро. Я верю в это.

Борис Михайлович Гаспаров. Литературовед. Доктор филологических наук, профессор. Автор более ста работ по общему и русскому языкознанию, теории литературы, русской литературе, музыковедению. Родился в 1940 г. в Ростове-на-Дону. Окончил филологический факультет Ростовского университета и заочно Московский музыкально-педагогический институт имени Гнесиных как музыковед. Преподавал в Тартуском университете, с 1980 г. в США: профессор Стенфордского (1981-1983), Калифорнийского (1983-1993), с 1993 г. Колумбийского университетов.