• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Культура исторической памяти

В Берлине состоялся первый этап совместного международного научно-учебного семинара студентов и аспирантов-историков из Питерской Вышки ”Культура исторической памяти: Вторая мировая война и политические режимы XX века”.

Культура исторической памяти

С российской стороны семинар вели руководитель департамента истории, профессор Александр Семенов и долгосрочный доцент департамента истории и Германской службы академических обменов (ДААД) Дитмар Вульф. С германской стороны в семинаре приняли участие магистры и преподаватели кафедры истории Восточной Европы Университета имени Гумбольдта в Берлине. Семинар был посвящен культуре памяти о Второй мировой войне и политических режимах XX века в Германии и России. Студенты и преподаватели двух университетов принимали участие в дискуссиях, сфокусированных на проблемах различных измерений политики памяти о войне, вопросах пересечения и противоречия частного и публичного в разнообразных коммеморативных практиках, проблематизации границ между историей и памятью.

Занятия, основанные на обсуждении теоретических вопросов, сочетались с практическими исследованиями проявления и функционирования памяти о войне в германском обществе. Они проводились в рамках посещения значимых мест памяти, а затем результаты наблюдения соотносились с материалами общественно-политической дискуссии, проходившей в немецком обществе. Особое внимание уделялось современным музеям и монументам в Берлине, посвященным Второй мировой войне и памяти о нацизме, как наиболее явным объектам в городском пространстве, имеющим массовое воздействие. Участники семинара посетили германо-российский музей «Берлин-Карлсхорст», расположенный в здании бывшего офицерского клуба, где в ночь с 8 на 9 мая 1945 года был подписан Акт о капитуляции германских вооружённых сил. Современная экспозиция музея посвящена войне на Восточном фронте с 1941 по 1945 годы, она напрямую затрагивает противоречия между официальными немецким и российским нарративами о Великой Отечественной войне. Для того чтобы понять, каким образом позиционируются подобные сюжеты в настоящее время, по завершении экскурсии была организованна встреча с директором музея доктором Йоргом Морре, который подробно отвечал на вопросы участников. Помимо этого, состоялись поездки в бывший нацистский концлагерь Заксенхаузен и встреча с ведущим научным сотрудником музея доктором Хорстом Сеференсем, посещение мемориалов жертвам Холокоста и нацистского режима в Берлине.

Благодаря международному характеру научно-учебного семинара у участников была возможность сопоставить разные персональные и национальные регистры памяти, это позволило оценить общность и различие взглядов представителей разных возрастов и культур на историю и память, понять, как это влияет на способы сохранения и воспроизведения представлений о прошлом. В то время как в официальном российском контексте на протяжении ХХ века заметно преобладал мотив героизации и победы при относительном игнорировании более широкого контекста истории сталинизма в СССР, в Германии тема виктимизации жертв Холокоста и нацизма сталкивается с проблемой создания нарратива об участии солдат вермахта в войне.

Дискуссии в ходе семинара выявили различные модели того, как сохраняется, конструируется и транслируется память о Второй мировой войне среди различных социальных групп – от непосредственных участников и очевидцев войны до современной молодежи. В этом отношении, большое значение имела встреча с представителями немецких НКО IDecembrists и Kontakte-Контакты, деятельность которых связана с изучением и сохранением памяти о войне на восточном фронте в современной Германии.

Особо значимым для семинара было погружение в топографию городского пространства Берлина, попытка проследить то, как в современном урбанистическом ландшафте можно найти отражение символической преемственности различных периодов истории города в ХХ веке, какую роль играют монументы в повседневных городских практиках, какую модель памяти они транслируют.

Уникальной чертой научно-учебного семинара является открытый формат дискуссии и неформальные обсуждения между европейскими и российскими студентами, когда все участники могли сами предложить вопросы и темы для обсуждения  в рамках тематики семинара и поделиться своим культурным опытом со сверстниками из другой страны.

Через неделю ожидается вторая часть научно-образовательного семинара – прибытие немецких студентов в Санкт-Петербург, где также запланирована плотная программа дискуссий, поездок и встреч.

Университет имени Гумбольдта (Humboldt-Universität zu Berlin)

Старейший из четырёх университетов Берлина. Основан 16 августа 1809 года по инициативе Вильгельма фон Гумбольдта. В 1828 году получил название Университет Фридриха Вильгельма в честь прусского короля Фридриха Вильгельма III, в царствование которого был учреждён; в 1949 году переименован в честь братьев Гумбольдтов. В историю Гумбольдтского университета вписаны имена многих известных учёных. 
В университете  27 факультетов с 224 направлениями подготовки. По 17 дисциплинам существует защита дипломной работы по устному и письменному переводу на 12 языках, среди них многие восточноевропейские языки. Магистерское обучение можно закончить по 63 различным специальностям. Исследовательский профиль охватывает все основные дисциплины по математике, естественным наукам, аграрным наукам, гуманитарным, социальным наукам и культурологии, а также по классической медицине.