Разговор о национальной идее
В рамках конференции «Образование и мировые города: перспективы БРИКС» в Санкт-Петербурге проходил круглый стол «Тенденции образования в контексте культурно-этнического плюрализма», организованный Департаментом востоковедения и африканистики НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург и Центром азиатских и африканских исследований НИУ ВШЭ.
Участники круглого стола обсудили особенности и проблемы развития образования в многонациональных государствах на примерах стран группы БРИКС. Были сделаны доклады об истории развития Пекинского университета иностранных языков, положении расовых и этнических меньшинств ЮАР в сфере образования, особенностях исламского образования. Слушателям были представлены результаты социологического исследования, посвященного проблемам обучения детей-мигрантов в школах Санкт-Петербурга.
С докладами на круглом столе выступили приглашенные гости и сотрудники НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург: действительный член РАН, профессор А.Б. Давидсон, действительный член РАН, профессор В.С. Мясников, директор Санкт-Петербургского Института истории РАН Н.Н. Смирнов, преподаватель Департамента международных отношений Университета Мальты Арсалан Алшинави, профессор Санкт-Петербургского университета сервиса и экономики Н.А. Беркович, старший научный сотрудник научно-учебной лаборатории "Социология образования и науки" НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург В.В. Баранова, ведущие научные сотрудники Центра азиатских и африканских исследований НИУ ВШЭ Н.В. Григорьева и М.А. Солощева, соискатель степени PhD, Свободный университет Берлина Е.Д. Соболева. Модерировал дискуссию руководитель Департамента востоковедения и африканистики НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, директор Центра азиатских и африканских исследований НИУ ВШЭ, профессор Е.И. Зеленев.
Особое внимание участников и слушателей круглого стола привлекли выступления сотрудников Центра азиатских и африканских исследований и Департамента востоковедения и африканистики НИУ ВШЭ СПб. Модератор дискуссии Е.И. Зеленев выступил с сообщением о концепциях исламского образования в мусульманских общинах стран БРИКС.
Из доклада Н.В. Григорьевой слушатели узнали о проблемах формирования национальной идентичности в условиях этнического и культурного плюрализма в КНР и Вьетнаме. В этих странах идеи национального единства и солидарности строятся на так называемом легендарном периоде истории, который входит в школьную программу. Данный раздел истории повествует о зарождении нации и о том, что все этнические группы каждого из государств имеют общее происхождение и общих предков. Видеоматериалы, использованные во время выступления, сделали его особенно запоминающимся.
Об особенностях политики КНР в области высшего образования этнических меньшинств рассказала Е.Д. Соболева. С 1978 правительству КНР удалось значительно повысить реальное и пропорциональное число представителей этнических меньшинств среди студентов ВУЗов с помощью целого ряда преференциальных мер. Несмотря на успехи, неравенство в образовательных возможностях сохраняется; проблемами также являются качество образования, успеваемость студентов и уровень полученных знаний.
М.А. Солощева продолжила тему образования в КНР, рассмотрев высшие учебные заведения в Тибетском автономном районе. Мария осветила важность обеспечения высшего образования на двух языках: китайском языке, который является государственным, и языке этнического меньшинства – тибетском. Доклад отразил общие проблемы характерные для билингвизма в высшем образовании в Китае, такие как низкий уровень мотивации среди студентов, высокий уровень сложности, нехватка квалифицированных кадров и отсутствие учебников на региональных языках.
После выступления докладчиков состоялась дискуссия о существующем противоречии между потребностями модернизации и интеграции этнических групп в рамках одного государства и правом этнических меньшинств на сохранение собственных языка и культуры. Профессор Н.А. Беркович задал несколько ключевых вопросов, посвященных формированию национальной идеи и национальной интеллигенции. Отвечая на вопросы, профессор А.Б. Давидсон дополнил свое выступление историческими и статистическими сведениями о положении меньшинств в ЮАР. Профессор Н.Н. Смирнов акцентировал внимание на проблемах мигрантов в России и вопросах изучения русского языка. Участники дискуссии пришли к выводу о необходимости обмена опытом между странами группы БРИКС по вопросам образования для этнических
Подготовила Елена Соболева