• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Жажда познания

Скоро в НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург пройдет региональный этап всероссийской олимпиады по экономике. Школьная олимпиада - не просто соревнование, но способ стимулировать образовательный процесс в школах и помочь талантливым ребятам получить основательные знания и, возможно, связать свою карьеру с исследовательской деятельностью.

Скоро в НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург пройдет региональный этап всероссийской олимпиады по экономике. Школьная олимпиада - не просто соревнование, но способ стимулировать образовательный процесс в школах и помочь талантливым ребятам получить основательные знания и, возможно, связать свою карьеру с исследовательской деятельностью. Этой непростой работой занимается факультет довузовского образования НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург, возглавляемый Татьяной Александровной Анисовец. Помощь в этом оказывает Школа экономики и менеджмента. Рассказывает руководитель департамента экономики ШЭМ, доктор физико-математических наук, ординарный профессор Владимир Дмитриевич Матвеенко.

Мы не первый раз помогаем Татьяне Александровне. Например, несколько лет назад я участвовал в довольно обширном проекте по работе со школьниками, интересующимися экономикой: вел в корпусе на Васильевском острове кружок "Экономика и математика" и готовил вместе с преподавателем нашего департамента Д.А. Покровским в лагере "Зеркальный" команду Санкт-Петербурга к заключительному этапу всероссийской олимпиады по экономике. Итогом моих занятий со школьниками стало учебное пособие "Экономика+", которое можно взять в библиотеке НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург.

В этом году в рамках программы подготовки участников регионального этапа я прочитал двухчасовую лекцию по макроэкономике. Впечатление двоякое. С одной стороны, очень приятно общаться с увлеченными школьниками, видеть горящие глаза ребят и отвечать на весьма разумные вопросы. С другой стороны, когда в ответ на вопрос "Кто совсем не знает макроэкономику?" поднимается лес рук, возникает мысль, что что-то неладно в целом в системе подготовки и отбора школьников по экономике. Пусть экономика преподается не во всех школах, но и школьные учителя, и сами ребята, конечно, понимают, что на олимпиаде без знания макроэкономики не победить. Только где взять эти знания?

Мне кажется, в дальнейшем мы могли бы предложить школьникам города новую форму работы, такую как вечерние курсы по тем разделам экономики, которые школьные учителя экономики пока не готовы достаточно полно осветить. Наверное, и сами преподаватели с удовольствием походили бы вместе с ребятами на такие занятия.

Большой опыт такого рода есть у российских математиков, причем формы занятий бывают разными: это и группы с фиксированным составом учеников, и открытые вечера, где сначала читается лекция, а после нее проводятся семинарские занятия. Особенность юношеских и вечерних математических школ в том, что выпускники, став студентами вузов, охотно продолжают ходить в школу, но уже в качестве преподавателей. Главным двигателем является не финансовый стимул, а общий интерес к науке. Школьник хочет побольше узнать, студент хочет научить школьника, а магистрант и аспирант уже стараются донести до масс свои оригинальные научные идеи.

Посмотрев внимательно на многие олимпиадные задачи, и по математике, и по экономике, можно понять их происхождение: это часто адаптация недавно полученных научных результатов. Если знать, что рассказывается на серьезных "взрослых" научных конференциях, можно весьма точно определить, кто из ученых, или ученики какого ученого, являются авторами тех или иных задач школьных олимпиад. Словом, олимпиадное движение - это не только часть образовательного процесса, но и проявление жажды познания, которая есть и у школьника, и у студента, и у профессионального исследователя.