• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Центр языка и мозга представил инновационные методы диагностики речевых нарушений у детей на международной конференции

На базе Адыгейского государственного университета прошла первая школа по экспериментальным исследованиям в психо- и нейролингвистике и языковой политике. В составе делегации НИУ ВШЭ в научном интенсиве участвовала стажер-исследователь Центра языка и мозга (Москва, Санкт-Петербург) Татьяна Еремичева.

Центр языка и мозга представил инновационные методы диагностики речевых нарушений у детей на международной конференции

Фото: Татьяна Еремичева

В течение пяти дней более 50 молодых ученых из России, Франции, Сербии, Китая, Турции, Казахстана и Узбекистана погружались в современные методы изучения языка — от нейробиологических основ речи до социолингвистических аспектов билингвизма. Участниками школы стали студенты, аспиранты и специалисты — лингвисты, психологи, логопеды и дефектологи.

Цель интенсива — развитие практических навыков и исследовательских компетенций в области экспериментальной лингвистики и когнитивных наук. В рамках школы стажер-исследователь Центра языка и мозга (Москва, Санкт-Петербург) Татьяна Еремичева провела курс по онтолингвистике — науке о том, как дети осваивают язык.

Еремичева Татьяна Андреевна

Татьяна Еремичева

стажер-исследователь Центра языка и мозга (Москва, Санкт-Петербург)

«На мастер-классах по онтолингвистике участники разбирали кейсы по диагностике речевых нарушений, пробовали оценивать навыки друг друга с помощью тестов, разработанных в Центре языка и мозга. Нас пять дней окружали горы и зеленый лес. Особенно запомнилось теплое южное гостеприимство и искренний интерес со стороны тех, кто приехал на школу из разных регионов России. Групповые практики нас сплотили и привели к созданию новых рабоче-учебных объединений», — рассказывает Татьяна.

Итогом серии мастер-классов стала презентация проектных предложений в контексте детской речи. «У нас родились идеи для новых исследований в онтолингвистике, предложения по созданию мультфильмов с обогащенным лексическим разнообразием для развития языка у детей и даже проект, предлагающий создать серию многофункциональных центров, которые позволят проводить комплексную оценку навыков чтения у детей с риском развития дислексии», — поясняет стажер-исследователь Питерской Вышки.

Центр языка и мозга представил участникам интенсива разработки, которые уже активно применяются в клинической практике. Среди них — «ЛексиМетр» для оценки навыков чтения у учащихся младших классов, «КОРАБЛИК» для диагностики речевого развития детей и «Дислектор», использующий искусственный интеллект для выявления дислексии на основе движения глаз.

Директор Центра языка и мозга Ольга Драгой подчеркнула, что эти инструменты создаются с учетом лингвистических особенностей языков разных народов, в том числе и адыгейского — одного из первых, на который были переведены программы Центра.

По словам организаторов, Кавказская школа по экспериментальным исследованиям может стать основой для создания консорциума вузов Юга России. Это позволит координировать исследования языкового разнообразия региона с использованием современных экспериментальных методов.