В НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург прошел научный семинар о символах холодной войны в массовой культуре
Как образы ядерной угрозы формировали массовое сознание во времена холодной войны и влияют на современный политический дискурс? Этим вопросам был посвящен семинар историков Питерской Вышки.
.jpg)
Научный семинар «Символ ядерной угрозы в массовой культуре холодной войны» — часть большого проекта департамента истории НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург «Образы врага в массовой культуре холодной войны: содержание, современная рецепция и использование в символической политике России и США», который реализуется при поддержке Российского научного фонда. Исследователи изучают тему с разных точек зрения: исторической, социологической и политологической.
«Фундамент наших исследований — анализ больших данных современных как российских, так и американских СМИ, их публикаций, которые связаны с символом ядерной угрозы», — рассказывает руководитель проекта Олег Рябов.
Основная тема семинара — исследования массовой культуры и ее воздействия на общественное сознание. По словам ученых, холодная война — уникальный конфликт, где обе стороны стремились избежать прямого столкновения, а главным оружием стали образы, мифы и символы в кинематографе, комиксах, плакатах и музыке.
«Холодная война стремилась к миру и не была направлена на реальные действия. Наряду с паритетом оружия существовал паритет страха, который создавался массовой культурой. Во времена, когда ядерная угроза вновь стала актуальным вопросом, такая функция очень важна», — объяснил Олег Рябов.
Известный историк-американист Виктория Журавлева продемонстрировала изменение настроений противоборствующих сторон: от грозных рисунков, демонстрирующих силу, до призывов к миру в период оттепели. Системообразующий элемент политической риторики тех времен — противопоставление одного и того же типа вооружения по принципу «наша бомба — мирная и хорошая, ваша — разрушительная и плохая». Эти тезисы стали фундаментом для карикатурного творчества эпохи холодной войны.
Американские авторы наделяли супергероев в комиксах нечеловеческой силой, отражающей ядерную мощь США. Советский Союз отвечал через анимацию и диафильмы. Важная часть изображения ядерной угрозы — демонстрация возможных последствий. Об этом в своей секции рассказала кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник ВГИК Нина Спутницкая.
«Стереотипы того противостояния действительно поддерживают враждебность и по сей день, но вместе с тем и спасают человечество от рокового перехода границ, создают «красную линию», — объясняет Олег Рябов.
Отдельный доклад был посвящен Японии как единственной стране, реально пострадавшей от ядерного оружия. На примерах культовых японских произведений студент РГГУ Егор Аргунов показал, как в обществе менялось отношение не только к самим бомбардировкам, но и к людям, которые от них пострадали. Еще одна особенность, по словам спикера, заключается в замалчивании японцами факта, что за атакой стояли США.
Мероприятия, посвященные изучению холодной войны, регулярно проходят в департаменте истории Питерской Вышки. Руководитель Лаборатории визуальной истории Кирилл Чунихин отметил, что семинар вызвал живой интерес у исследователей и студентов и подтвердил актуальность изучения культуры периода холодной войны.
Кирилл Чунихин, руководитель Лаборатории визуальной истории
Доклады участников продемонстрировали, что вопросы формирования образов холодной войны, их инструментализации и циркуляции еще далеки от решения, а это подпитывает нашу мотивацию продолжать работу в данном направлении.
В планах сотрудников Лаборатории визуальной истории — продолжать глубокое исследование всевозможных символов ядерной угрозы, холодной войны в целом и ее влияния на текущие реалии. Следить за анонсами предстоящих семинаров и мероприятий департамента истории НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург можно на сайте подразделения и в социальных сетях.

