Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Юмор как терапия»: социолог Питерской Вышки изучил российскую стендап-сцену

Социолог Питерской Вышки Дмитрий Омельченко провел исследование стендап-сцены Северо-Западного региона и изучил карьерные траектории комиков. В чем специфика стендап-комедии, как молодые люди принимают решение сделать юмор профессией и почему талантливые артисты остаются в родных городах — в нашем материале.

Фотография предоставлена Дмитрием Омельченко

Фотография предоставлена Дмитрием Омельченко

Стендап-комедия — одна из самых ярких и популярных молодежных сцен современной России. Дмитрий Омельченко, преподаватель департамента социологии НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, провел 15 биографических интервью, наблюдал за выступлениями и изучал блоги стендап-комиков, чтобы выяснить специфику локальной сцены.

По словам исследователя, новое креативное направление остается малоизученным явлением в академической среде. Особый интерес представляет процесс трансформации увлечения стендапом в профессиональную деятельность.

Омельченко Дмитрий Анатольевич

Дмитрий Омельченко

Научный сотрудник Центра молодежных исследований и преподаватель департамента социологии НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Интересно наблюдать за формированием новых профессий, особенно в креативной сфере. Стендап — уникальный пример того, как складывается специализация в творческой среде. Люди идентифицируют себя со стендапом, рассматривая его как первостепенный источник заработка. При этом такая работа действительно не похожа ни на какую другую.

Данные собирались в рамках проекта «Выбор жизненных стратегий талантливой молодежью и ее роль в повышении конкурентоспособности российских регионов как ответ на глобальные вызовы „утечки мозгов‟» Центра молодежных исследований Питерской Вышки. В целом проект посвящен изучению миграционных процессов среди молодежи Северо-Западного региона, он охватывал шесть городов: Калининград, Архангельск, Сыктывкар, Псков, Петрозаводск и Мурманск. 

Почему молодые люди становятся стендап-комиками

По данным исследования, многие стендап-комики имеют опыт участия в школьных или студенческих лигах КВН. В интервью респонденты отмечали, что причина, по которой они уходят из командной игры в сольную карьеру, — борьба с застенчивостью. «Когда юмористы выступают в команде КВН, они всегда делят сцену с людьми, которые их поддерживают и готовы помочь. Более того, в КВН есть редакторы, заранее оценивающие шутки. Невероятно сложно после этого выйти одному на сцену с собственным материалом. Комики ощущают каждую миллисекунду тишины», — объясняет ученый. Исследователи также выяснили, что часто через выступления артисты прорабатывают свои психологические проблемы. В стендапе шутки строятся вокруг высмеивания собственного болезненного опыта: сцена помогает поделиться самым сокровенным.

Особенности карьеры стендап-комиков

Исследование показывает, что стендап-артисты часто сталкиваются с трудностями в своей карьере. Основная проблема — нестабильность. В отличие от классических карьерных траекторий успех в стендапе может прийти как мгновенно, так и через годы. 

Респондент из Мурманска отмечает, что первые 3–4 года карьеры юмор может не приносить дохода вовсе. Именно поэтому на начальных этапах стендап становится подработкой или просто хобби. Только двое из 15 участников исследования отметили, что могут полноценно зарабатывать стендапом. В среднем гонорары начинающего комика в 2021-2022 годах, когда проводилось исследование, составляли до 10 000 рублей в месяц. Профессионал мог получать 50–60 тысяч рублей. 

Уникальность российской стендап-сцены проявляется в необходимости постоянно гастролировать. Это способ обрести новую публику, познакомиться с коллегами по цеху, опробовать материал в других условиях.

«Мы постоянно ищем новые площадки, катаемся по городам республики Коми, даже в Киров выезжали со своим концертом, — говорит участник исследования из Сыктывкара. — Потому что местная публика устает от тебя и есть два варианта: либо ты придумываешь постоянно новый материал, либо едешь туда, где еще не слышали твои шутки. Когда нас узнали в Инте, Ухте, то стали приглашать туда. Вот, например, из Сыктывкара переехало лофт-пространство в Объячево, и раз в полгода нас теперь приглашают выступить, дать стендап-концерт».

При этом комики ценят связь с родным городом, для которого им проще придумывать шутки, — они хорошо знают жизнь вокруг и могут иронизировать над происходящим. На местной сцене у них уже сложились свои аудитория и репутация. А поскольку стендап для большинства — лишь часть дохода, переезжать куда-то ради карьеры в комедии они не спешат.

Локальные особенности

Хотя российский стендап испытывает влияние западных форматов, он сохраняет свою уникальность — комики говорят о том, что близко нашему зрителю, делятся своими историями, шутят о российской жизни.

Респонденты признаются: они стараются создавать юмор, понятный всем. Хотя есть и особые «городские» шутки — например, про неблагополучные районы. На гастролях комики не так много говорят о родном городе — зрители могут не понять контекста. Зато артисты любят пошутить про место, в которое приехали, — это всегда находит отклик у публики.

Комики не делят стиль юмора на «мурманский», «калининградский» или «северо-западный». Тем не менее Дмитрий Омельченко выявил особенности каждой региональной сцены. Например, в Калининграде много женщин-комиков. Там же есть негласные правила о темах для шуток. «В Калининграде мы не шутим про гороскопы и такси, — рассказывает представительница стендап-сцены. — Хотя это работает на 40 процентов, и такие темы все равно проскакивают, даже у меня. Но считается, что это клише: как женский стендап — так обязательно гороскопы, как мужской — сразу про такси».

Исследование продолжается

В 2024 году Дмитрий Омельченко изучил стендап-сцену в Казани, поговорив с 20 комиками. В том числе с теми, кто переехал в Москву и Петербург ради карьеры. Сейчас готовится публикация исследования. 

«Следующий этап — публикация на английском языке, потому что в западной академии совсем немного опубликованных исследований посвященных российскому контексту комедии и стендапа», — делится планами Дмитрий Омельченко.

Санкт-Петербургская школа социальных наук продолжает поддерживать молодых исследователей и развивать современное образование. С марта студенты «Социологии» начнут обучение в новом корпусе Питерской Вышки — современном учебном пространстве в историческом здании Канатного цеха на Васильевском острове.