Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Культурный код Петербурга»: как народная святая стала частью городской идентичности

6 февраля — День памяти святой Ксении Петербургской. Народная любовь к ней началась еще при жизни, в XVIII веке. За два с половиной столетия святая стала одним из городских символов. Почему это произошло и как объяснить феномен Ксении Петербургской с научной точки зрения — рассказывает старший преподаватель департамента истории Питерской Вышки, исследователь религиозных сообществ Игорь Кузинер.

«Культурный код Петербурга»: как народная святая стала частью городской идентичности

Святая покровительница Санкт-Петербурга

Ксения Петербургская — одна из самых почитаемых святых города. Ее часовню на Смоленском кладбище ежедневно посещают сотни паломников, а имя прочно вошло в городскую топонимику и общественное сознание петербуржцев.

Кузинер Игорь Эдуардович

Игорь Кузинер

старший преподаватель департамента истории НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, исследователь религиозных сообществ

Феномен Ксении Петербургской представляет особый интерес в контексте российской религиозной истории. Она жила в XVIII веке, а официально канонизирована была лишь в 1988 году. Примечательно, что культ Ксении Петербургской формировался «снизу», что было нехарактерно для российской традиции, где на протяжении последних столетий преимущественно признавались святыми князья, полководцы и древние подвижники.

Путь к святости

Согласно легенде, после внезапной смерти мужа, придворного певчего Андрея Федоровича Петрова, 26-летняя вдова раздала все имущество, приняла имя супруга и начала странствовать по городу. Этот поступок положил начало подвигу юродства — особой форме религиозного подвижничества.

Юродство Ксении имело особый характер: она не просто отреклась от мирских благ, но и от собственной личности, называя себя именем покойного мужа Андрея Федоровича. Одевалась она в его красно-зеленый мундир и отказывалась носить что-либо другое. Постепенно к блаженной стали относиться с уважением и почтением, замечая, что ее появление приносит успех и удачу. Исследователи отмечают уникальность феномена Ксении Петербургской, образ святой претерпел значительную эволюцию: от юродивой XVIII века до покровительницы города и заступницы простых людей в современном восприятии.

Кузинер Игорь Эдуардович

Игорь Кузинер

старший преподаватель департамента истории НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, исследователь религиозных сообществ

Для формирования нового культа оказалось важной специфика Петербурга. Это столица империи и в то же время большой пролетарский город с очень разнообразным населением. Ксения объединила горожан. Смоленское кладбище стало местом, где люди могли понять друг друга, делая что-то более-менее одинаковое. Внешняя атрибутика культа Ксении имеет исторический подтекст: ее традиционные цвета — зеленый и красный — соответствуют расцветке армейской формы XVIII века. В отличие от Серафима Саровского, получившего официальное признание в конце XIX века при поддержке царской семьи, Ксения так и не была канонизирована в период Российской империи. Это объясняется настороженным отношением властей к народной религиозности.

Особенностью почитания Ксении стала практика письменных обращений к святой. В начале XX века верующие присылали письма в часовню на Смоленском кладбище с просьбами о помощи. В 1920-е годы часовня была передана обновленцам, которые пытались представить Ксению как «друга трудящихся» и «противницу богачей». Народное почитание святой не прекращалось даже в годы официального атеизма. В Музее истории религии сохранились записки к Ксении советского периода: «Ксения, помоги закончить техникум», «Сделай так, чтоб Коля меня любил». Эти простые человеческие просьбы отражают особый характер почитания святой и говорят о магическом мышлении советского человека, отмечает Игорь Кузинер. «Культ Ксении — современный и живой, он постоянно меняется. Люди вкладывают в образ совершенно разные смыслы. Для кого-то — это покровительница города, для кого-то — исполнительница желаний, для кого-то — образ женщины в сложной городской среде или обязательная часть паломнического тура».


Официальное признание

Интересна история канонизации Ксении Петербургской. Она была причислена к лику святых Русской православной церковью заграницей (РПЦЗ) в 1978 году, и только через десять лет — в СССР.

Кузинер Игорь Эдуардович

Игорь Кузинер

старший преподаватель департамента истории НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, исследователь религиозных сообществ

С научной точки зрения феномен Ксении Петербургской представляет особый исследовательский интерес. Для антропологов и социологов это уникальная возможность изучения живого, постоянно эволюционирующего культа с поздней канонизацией, где различные социальные группы вкладывают в образ святой свои смыслы и интерпретации. Для историков особую ценность представляет нетипичный путь канонизации Ксении, отражающий сложные церковно-политические процессы конца XX века. Без внешнего импульса Ксения, возможно, так и осталась бы в статусе неофициальной народной заступницы.

В постсоветский период Ксения Петербургская стала неотъемлемой частью культурного и религиозного образа Санкт-Петербурга. Часовня на Смоленском кладбище — обязательный пункт православных паломнических маршрутов.

«Сувенирная индустрия города активно использует образ святой: среди православной атрибутики изображения Ксении Петербургской занимают одно из центральных мест. Важно отметить, что часовня привлекает не только верующих: она интересна и светским туристам как уникальный объект городской культуры и истории, где многовековые традиции продолжают жить в современном мегаполисе. Постоянный поток посетителей, оставляющих записки с просьбами, свидетельствует о том, что часовня остается живым, действующим центром народной веры», — подводит итог религиовед и старший преподаватель департамента истории НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Игорь Кузинер.