«Политология — это стиль жизни и способ мышления»
Магистерская программа «Сравнительная политика Евразии» готовит специалистов в области внутренней и внешней политики стран постсоветского региона. Студентов научат сочетать методы качественного и количественного анализа и теоретические подходы из разных социальных наук. На программе три трека — один исследовательский и два более прикладных. Какие предметы изучают студенты и где смогут пройти практику — в интервью с Андреем Стародубцевым, академическим руководителем программы.
— Программа строится вокруг изучения внутренней и внешней политики постсоветского региона. Почему это актуально?
— Во-первых, не будет преувеличением сказать, что современная мировая политика в значительной степени зависит от того, что происходит в евразийском регионе, как выстраиваются политические и экономические процессы в отдельных постсоветских странах, как развиваются отношения между странами этого пространства.
Во-вторых, после распада СССР каждая из образовавшихся стран выбрала свой вектор развития — на программе мы анализируем эти пути и то, к каким результатам они привели к настоящему времени. Такой сравнительный контекст позволяет нашим студентам получить глубокое знание о разнообразии вариантов социального, политического и экономического развития, причин выбора того или иного варианта и последствиях того или иного выбора.
— Кого готовят на программе?
— Программа готовит специалистов в области политических процессов с экспертизой в области area studies — по-русски мы бы сказали «в области регионоведения». Регионоведение предполагает наличие глубоких знаний не только политических процессов в стране или регионе, но шире — социальных, экономических и, конечно же, международных. Мы не можем быть уверены, что хорошо понимаем регион или страну, если не вникаем в особенности взаимоотношений между этим регионом и другими важнейшими игроками мировой политики. В этой связи международные отношения и политическая наука работают очень тесно — и не могут существовать друг без друга. Кроме того, большое значение на программе уделяется методологической и теоретической подготовке в области политической науки. Ежегодно выпускники программы продолжают обучение в отличных российских и зарубежных аспирантурах.
— Отражается ли это как-то в образовательных траекториях программы?
— Да, сейчас у нас на программе три образовательные траектории, среди которых могут делать выбор студенты. Две из них более прикладные, третья — теоретико-методологическая. Первый трек посвящен политическим процессам в постсоветских странах, на втором студенты исследуют международную политику в Евразийском регионе, третье направление предназначено для ребят, которые хотели бы сделать карьеру в академическом мире и уже сейчас готовятся к поступлению на PhD и кандидатские программы. Мы исходим из того, что ребята, которые учатся на третьем треке, планируют продолжить академическую карьеру, а студенты на первом и втором треках больше ориентированы на работу в аналитических организациях, бизнесе и НКО.
— Что вы имеете в виду, когда говорите о современных методах и теориях политической науки?
— Политология использует разнообразные методы сбора и анализа эмпирического материала, который она изучает. Представить себе современного политолога, который не понимает, как работать с количественными данными, практически невозможно. В то же время нельзя исключить использование методов качественного анализа — антропологических, социологических.
С этой точки зрения наша программа является удачной комбинацией — у нас можно изучать разные методологии, которые существуют в современной политологии и социальной науке вообще. В зависимости от того, какие планы у наших студентов и что они планируют исследовать, мы предлагаем им изучать либо качественные, либо количественные методы.
Теоретическое разнообразие также является отличием нашей программы. Кто-то изучает партийную политику, кто-то — отношения между ветвями власти, между государством и обществом, функционирование общественных структур, международные процессы и многое другое. Чтобы охватить такие разные темы, важно быть гибким в отношении того концептуального аппарата, который вы используете. Поэтому мы помогаем развивать в наших студентах междисциплинарность — использовать концепции, которые существуют не только в политологии, но и в соседствующих социальных науках — истории, социологии, международных отношениях и других.
— Кроме такого разнообразия, какие другие преимущества программы вы могли бы назвать?
— Главное преимущество программы в том, что при ее небольшом размере — каждый год мы обучаем порядка двадцати студентов — она обеспечивает уникальный набор дисциплин. За очень небольшим исключением большинство предметов студенты выбирают сами, выстраивая свой учебный план сразу на два года. Если студент не может послушать тот или иной курс в этом году, у него или у нее появится такая возможность в следующем.
Также не стоит забывать — у нас работает программа двойного диплома с университетом Тренто в Италии. Студенты, которые учатся на траектории по международной политике, могут поехать на семестр или на год в Италию и в результате получить два диплома. Университет Тренто — точка притяжения европейских исследований международной политики, а потому для наших студентов это очень полезная возможность.
— Какие предметы будут изучать студенты?
— Студенты, которые учатся на траектории по постсоветской политике, будут изучать курсы по российской политике, политике и обществу в странах Южного Кавказа, Центральной Азии, Беларуси и Молдове. Кроме этого, магистрантов ждут предметы по государственному управлению и городской политике в странах постсоветского пространства.
Студенты, которые учатся на траектории по международной политике, слушают разнообразные курсы по международным отношениям, по отношениям между Россией и ЕС, по положению России в мире. Также по выбору они смогут изучать деятельность разных международных организаций на постсоветском пространстве.
Студенты с траектории по методологиям могут брать любые курсы с двух других направлений, а также дисциплины по различным методам политических и социальных исследований
— Где студенты смогут пройти практику?
— Все зависит от образовательной траектории. Ребята, которые учатся на треке по постсоветской политике, могут проходить практику в образовательных, культурных, аналитических, государственных организациях в России или в странах, которые они изучали. Студенты, которые изучают международные отношения, обычно проходят практику в аналитических подразделениях, связанных с исследовательскими интересами ребят. В этом году среди таких организаций был Центр комплексных европейских и международных исследований, а также Центр изучения стабильности и рисков НИУ ВШЭ. Студенты, которые учатся на методологической траектории, обычно проходят практику в исследовательских центрах, таких как Лаборатория сравнительных социальных исследований, Центр сравнительных исследований власти и управления или Европейский университет в Санкт-Петербурге.
— Что для вас особенно интересно в политологии?
— Для меня изучение политологии — это наиболее понятный и удобный способ исследовать мир, в котором я живу. Политология — многогранная наука, она использует теории, концепции и методы из других наук и изучает разнообразные стороны социальной жизни. Политология — поставщик интересных задачек: появляются новые вызовы, с которыми сталкиваются отдельные люди, народы, страны или весь мир. И мне как политологу интересно эти задачки решать. Но еще для меня политология — это стиль жизни и способ мышления, потому что она позволяет видеть и анализировать взаимодействия с конкретными людьми, организациями, институциями, в конечном счете — с твоей страной. И когда ты понимаешь, что стоит за действиями твоими собственными и тех, с кем ты соприкасаешься, жить оказывается немного легче.