Рок-концерт и европейские художники в Северной Корее: история Мортена Тровика
В Питерской Вышке 24 ноября состоялась лекция норвежского режиссёра Мортена Тровика. Мероприятие прошло в гибридном формате, его организовала Школа социальных наук и востоковедения. Лекция была посвящена поездкам режиссёра в Северную Корею и его провокационным творческим проектам. Пересказываем главное.
Мортен Тровик — норвежский режиссёр-документалист. Он около 20 раз побывал в Северной Корее, организовал там концерт рок-группы Laibach и встречу иностранных художников с северо-корейскими. На основании своего опыта Тровик снял два фильма — «День освобождения» и «Война искусств». Режиссёр также написал книгу «Предатель в Северной Корее», посвящённую своим путешествиям и наблюдениям.
Первая поездка
Впервые режиссёр оказался в Северной Корее в 2008 году. По словам Тровика, ему было интересно посмотреть на закрытую страну своими глазами и понять, есть ли в ней пространство для творчества. В итоге он попал туда через немецкое северо-корейское общество.
Во время первой поездки Тровик обратил внимание на резкий контраст в северо-корейском обществе: пышные военные парады с большим количеством зрителей и бытовая неоснащённость. По его словам, местные жители в начале марта вовсю занимались стиркой на улице.
Кроме того, Тровика интересовало, где в северо-корейском обществе проходит грань между тем, что разрешено и запрещено. Так появились его фотографии с диско-шаром на фоне военного парада и гитарой-сердцем рядом с монументами.
Успешная реализация этих задумок помогла ему предположить, что Северная Корея может быть открыта для творческих коллабораций.
Рок-концерт и песня a-ha на аккордеонах
В 2015 году режиссёр организовал в Северной Корее концерт рок-группы Laibach, творчество которой известно отсылками к тоталитаризму. Концерт вызвал большой интерес западных СМИ, среди которых были Daily Mail и Variety. Как отреагировали на концерт жители Северной Кореи — определить сложно, говорит Тровик. У них не принято в открытую проявлять энтузиазм к культурному явлению, которое не относится к Северной Корее. Более того, излишние восторги жителей могут даже вызвать подозрения.
Концерт группы Laibach — не единственный опыт Тровика в смешении музыкальных культур. Он также вдохновился северо-корейскими музыкантами-аккордеонистами и попросил их исполнить песню группы a-ha “Take on Me” на аккордеонах. Ему хотелось смешать европейскую поп-культуру с традиционной для Северной Кореи фолк-музыкой. Видео стало очень популярным, о нём даже писали в СМИ.
Выставка
Последний масштабный проект художника — попытка смешать в одной выставке творчесво художников Северной Кореи и европейских абстракционистов — представителей современного искусства. В одной экспозиции сочетались классические работы корейских соцреалистов и европейский концептуальный арт Европы. В основу этого мероприятия легла идея о смешении двух культур. Мортену снова хотелось проверить, насколько Северная Корея готова воспринимать новое. По мотивам этой выставки впоследствии был снят фильм «Война искусств».
Во время последнего визита в Северную Корею режиссёр обратил внимание, что страна снова становится более закрытой. Он связал это с усилением противостояния между США и Северной Кореей. Из-за пандемии COVID-19 ситуация только усложнилась: Северная Корея закрыла границы для иностранцев, въезд в неё невозможен.
Следить за новостями и мероприятиями Школы социальных наук и востоковедения можно на её сайте. Там же находятся главные новости о программе.