«Работа в практической сфере «приземляет» исследователя… Исследовательский опыт обеспечивает критический взгляд на проектную работу»
Мы продолжаем представлять Вам преподавателей нашей программы и их курсы. Наше новое интервью – с Анной Айвазян, которая преподает курс «Политика и общество в странах Южного Кавказа».
- Анна, пожалуйста, расскажите немного о себе: о Вашем образовании, исследовательских интересах, академическом опыте.
На данный момент я являюсь научным сотрудником Института Европы РАН в Москве, где я также в этом году завершила свое диссертационное исследование, посвященное внешней политике ЕС в странах Южного Кавказа. До этого я училась в Великобритании, где получила степень магистра в Лондонской школе экономики и политических наук. В Лондон я приехала из Армении, где я проходила обучение в Российско-Армянском университете. В Армении оказалась после многих лет, проведенных в Казахстане.
У меня довольно многообразный опыт жизни в разных странах, который отразился и на моих исследовательских и более широких профессиональных интересах. На данный момент я изучаю внешнюю политику ЕС; ее нормативную составляющую – те ценности, которые ЕС проектирует во внешний мир, и то, как они воспринимаются; политические процессы в странах Южного Кавказа.
- В прошедшем учебном году Вы начали преподавать на программе СПЕ авторский курс «Политика и общество в странах Южного Кавказа». О чем этот курс? В чем его особенности?
Курс посвящен трем южнокавказским государствам: Грузии, Азербайджану и Армении. Этот курс о том, каким образом складывалась и складывается политическая история этих государств, как они выстраивают свою внешнюю и внутреннюю политику, вокруг чего строятся общественные процессы в этих странах.
Особенность этого курса в том, что он подразумевает широкий взгляд на регион, не предлагает готовых ответов, но ставит важные вопросы о том, куда эти страны движутся. На семинарах мы много рассуждаем о современных процессах в Грузии, Армении и Азербайджане. Сложно найти более динамично меняющийся регион, но важно понимать, что движет этими изменениями и к чему они ведут.
- На программу приходят студенты с очень разным бэкграундом. Какие впечатления Вы получаете от общения с ними? Легко ли выстроить курс и работу на занятиях таким образом, чтобы к ней подключались как ребята уже знающие регион, так и те, кто далек от изучения Кавказа, политологии и международных отношений?
Действительно, на курс записываются многие студенты из региона, но и из других стран. Это общение обогащает опыт студентов. Для исследователя важно выходить за рамки замкнутых сообществ, слышать разные мнения, понимать общий контекст международных отношений. Я очень вдохновлена работой со студентами: они часто предлагают нестандартное видение проблем, либо обращают внимание на аспекты и темы, которые недостаточно раскрыты в исследованиях.
- Вашим центральным исследовательским сюжетом является политика ЕС в отношении стран Южного Кавказа. Нашла ли эта тематика место в Вашем курсе? Как она воспринимается студентами?
Да, в курс включены такие темы, как внешняя политика ЕС в странах Южного Кавказа, продвижение демократических реформ в этих странах и существующие ограничения. По этому поводу у нас на семинарах было много интересных дискуссий, т.к. на курсе, как правило, есть студенты как из ЕС, так и из самих стран региона. Сам по себе этот диалог служит примером того, как в принципе складывается коммуникация между представителями разных политических культур.
- Совсем недавно у Вас вышла публикация на тему евразийской интеграции. Планируете ли Вы продолжать работу в этом направлении? Есть ли какие-то сюжеты, которые Вы могли бы предложить нашим студентам?
Тема сочетания евразийского и европейского векторов интеграции для российских исследователей очень актуальна. Здесь есть множество вопросов: действительно ли возможно сотрудничать и с ЕС, и с Россией? В чем концептуальные отличия во внешней политике этих акторов? Есть ли у стран региона альтернативы? В чем заключается мотивация политических элит стран в выборе тех или иных партнерств? Южный Кавказ в этом отношении предельно интересен, т.к. каждая из стран выбрала свой собственный вариант ответа на эти вопросы.
- Кроме научной работы в Институте Европы РАН, Вы также занимаетесь координацией проектов в Фонде Фридриха Науманна. Есть ли какие-то тематические пересечения между этими двумя видами деятельности? Как работа в практической сфере помогает Вам в Вашей исследовательской деятельности и наоборот?
Моя работа в международной организации напрямую связана с моим академическим опытом и стоит на пересечении диалога ЕС и России. Работа в практической сфере «приземляет» исследователя, не дает ему уйти слишком далеко в теорию, не позволяет остаться в исследовательском вакууме. Работа в фонде также позволяет мне сопоставлять исследовательскую повестку с актуальной политической. С другой стороны, исследовательский опыт обеспечивает критический взгляд на проектную работу, чего часто не достает практикам.
- Вышка уделяет особое внимание практической подготовке студентов. Мы все время находимся в поиске новых интересных партнеров для организации прохождения практики нашими студентами. Могут ли наши студенты быть интересны Фонду в качестве стажеров?
Фонд – международная организация, которая работает во многих странах. Процедура подачи заявления на стажировку открыта, не подразумевает строгого регламента, студенту необходимо выслать информацию о себе и мотивационное письмо. У многих студентов программы, конечно же, очень хорошая подготовка и высокие шансы для прохождения стажировки в таких организациях, как наша.