• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Сравнительная политика Евразии»

“Этот трек улавливает сложные тренды, которые будут характеризовать наш мир в дальнейшем”

Наши абитуриенты часто спрашивают, можно ли изучать международные отношения на программе “Сравнительная политика Евразии”. Профессор Ирина Бусыгина, один из лучших экспертов по международным отношениям в России, рассказывает о том, каким будет трек “Отношения России и Европейского Союза” у нас на программе.

“Этот трек улавливает сложные тренды, которые будут характеризовать наш мир в дальнейшем”

Расскажите, пожалуйста, в чем особенность трека «Отношения России и Европейского Союза», есть ли какие-то аспекты, на которые делается наибольший упор во время обучения?

 Этот трек позволяет посмотреть на те особенности политических систем, которые фактически только и можно изучать в контексте отношений России и Европейского Союза. Между тем, они очень важны. Это особенная подсистема внутри системы международных отношений в принципе, которая, конечно, связана с общей большой тематикой международных отношений. Она является очень важной и интересной подсистемой, когда большое государство — один из центров силы – Российская Федерация, взаимодействует не со страной, пусть даже очень важной. Это не двусторонние отношения по типу interstate, государство – государство, это взаимоотношения между одним государством и коалицией государств, системой государств, союзом государств. В этом случае возможны как двусторонние отношения между Россией и различными государствами-членами Европейского Союза, так и другой уровень отношений между Брюсселем и Москвой, между Россией и Европейским Союзом. Это делает систему отношений многоуровневой, гораздо более сложной, и, соответственно, то, что мы называем outcomes – результаты, последствия этого для обеих сторон – тоже усложняются. Из-за этой многоуровневости и сложности создание и поддержание стабильных отношений и новых институтов будет гораздо более сложной задачей. А поскольку у нас политические системы имеют отчетливую тенденцию к усложнению, то рассмотрение субсистемы – отношений России и Европейского Союза – позволяет ухватить и понять эту сложность. Этот трек в некотором смысле работает на будущее, то есть он уже улавливает сложные тренды, которые только будут характеризовать наш мир в дальнейшем. Более простые отношения эту сложность захватить не позволяют, а вот наши как раз позволяют.

 

В одном из интервью о программе Олег Владимирович Корнеев говорил о том, что программа базируется на сравнительной политике. Как это влияет на трек «Отношения России и ЕС»?

 Что такое сравнительная политика? Один из наших основных методов познания в политической науке это метод сравнительный. И, конечно, когда мы говорим о треке «Отношения России и ЕС», мы  активно используем сравнение, мы используем и кросс-региональные сравнения и кросс-темпоральные сравнения. Мы наблюдаем за тем, как эта система отношений, которая начала развиваться в 1990-х годах, переживала разные периоды, мы в состоянии сравнивать между собой многие элементы этих отношений. Сравнение, безусловно, это перспективный метод, но я бы сказала, что особенность нашего трека заключается в том, что обучение на нем посвящено и сравнимости и уникальности одновременно. В нашем анализе мы ищем баланс между уникальностью и сравнимостью — и уникальности много, и сравнительный аспект тоже неизбежен.

 

Какие курсы будут слушать студенты трека?

 В основе трека лежат два курса — “Россия в мировой политике” и “Отношения России и ЕС”. Кроме того, вопросы, связанные с внешней политикой ЕС в отношении стран постсоветского пространства, освещаются в курсах «Страны Центральной Азии в региональных и международных организациях» и «Политика и общество на Южном Кавказе». Студентам трека будут предложено принять участие в обменных программах на базе партнерских университетов в странах ЕС, а два студента получат возможность учиться на программе двойного диплома с Университетом Тренто в Италии.

 

Необходимо ли студентам, выбирающим данный трек, иметь какой-либо уровень осведомленности по этой тематике?  Обязаны ли абитуриенты иметь диплом бакалавра по политологии или международным отношениям?

 В принципе, нет, никакой специальной осведомленности не требуется. Другое дело, если студенты идут на трек, они должны быть в этом заинтересованы, они не должны предварительно готовиться, что-то учить, но это некий стратегический выбор, который вы делаете в пользу этого трека и не делаете, соответственно, в пользу других треков. Мы надеемся, что этот  выбор серьезен, и для того, чтобы сделать серьезный выбор, наверное, что-то вы должны знать. Но это не должны быть систематические знания, это должны быть знания, которые помогут вам на вашем индивидуальном уровне сделать правильный выбор.

 

В связи с определенной направленностью трека, можно ли ожидать соответствующие стажировки? Можно ли будет попасть на практику в компанию в какой-то стране ЕС?

 Да, можно. Если бы мне задали вопрос, гарантировано ли это, на этот вопрос ответить было бы сложно. Потому что гарантировать, что бы то ни было, сложно. Если студенты хорошо учатся, вовлечены в процесс обучения, активно себя позиционируют, активно участвуют в коммуникации с преподавателями и друг другом, то у них шансы возрастают по экспоненте. И это совершенно необязательно должна быть практика в компаниях, расположенных в странах ЕС, это может быть научная стажировка  в исследовательских институтах, которые занимаются отношениями России с Европейским Союзом, как в ЕС, так и в России. Да, все абсолютно возможно, но это не происходит автоматически. При этом стажировки, которые являются частью образовательного процесса на данном треке, безусловно предусмотрены.

 

Что ожидается на выходе, есть ли круг возможных направлений, куда можно будет пойти работать после завершения трека? 

Мне кажется, что этот вопрос самый главный. При этом он еще и самый трудный. Если студенты принимают рациональное решение, то они говорят, что им это интересно. Но это первый уровень соображений, второй уровень соображений приходит с вопросом: «а куда я после этого пойду работать?». Мне представляется, что данный трек дает широкую возможность, во-первых, потому что для меня все повороты России «на Восток» не выглядят очень осуществимыми, по крайней мере, в ближайшие годы. Конечно, мы учим китайский язык, мы торгуем и строим великое Евразийское пространство, но, с моей точки зрения, ЕС — наш ближайший сосед, мы обучаемся в Санкт-Петербурге, это самый европейский город России. В любом случае, мы должны знать своего соседа, в идеале еще любить, но это уже как выйдет.

Существует огромное количество организаций, куда можно пойти работать, это организации практико-ориентированные, проектные: из сектора гражданского общества, из бизнес среды, проекты в области молодежной политики – это все возможно, пожалуйста. После этого трека вы будете понимать, как взаимодействовать с партнерами из ЕС в области, которую вы для себя выберете. Можно идти в бизнес, юридические структуры, в Высшую школу экономики, потому что у нас мало специалистов, экспертов и хороших аналитиков по проблематике ЕС. По странам аналитики есть, а вот по вопросам о том, что России нужно от Европейского Союза, что мы можем ожидать, как нам взаимодействовать, и как понять чрезвычайно специфическую нетривиальную систему – вот этого мы часто не знаем. Наши магистранты могли бы вложиться в это понимание, которое все равно для России является ключевым направлением в политике, и это было бы существенно для нашего общего блага. Так что круг очень широкий.

 

Есть ли у Вас какие-то пожелания для абитуриентов, которые будут выбирать между тремя треками магистерской программы? 

 То, что я скажу, наверное, будет чрезвычайно романтически, но я все-таки скажу. Вы знаете, я очень люблю Европу, у меня первый иностранный язык немецкий, я очень люблю Германию, и для меня Германия в некотором смысле является и квинтэссенцией Европы, и манифестацией европейского разнообразия. Не то что бы я хотела или настаивала, чтобы те, кто идут на этот трек, любили или испытывали приязнь к европейскому направлению российской политики, но это было бы приятно. Это же так здорово, когда ты занимаешься не только тем, что тебе нужно, осознал рациональность своего выбора, но когда эта рациональность еще прикрепляется к твоему искреннему интересу к предмету. Вот таких студентов я бы очень была рада получить. 

 

Интервью подготовила Алёна Савищенко,

студентка 3 курса ОП "Политология и мировая политика"