• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Сравнительная политика Евразии»

«Политическая экономия посткоммунистической трансформации»: вопросы и ответы о курсе

Доцент А.Н. Щербак - о своём курсе для магистров-политологов

«Политическая экономия посткоммунистической трансформации»: вопросы и ответы о курсе

Продолжаем рассказывать о курсах, входящих в учебный план программы «Сравнительная политика Евразии». В этот раз на очереди курс, обязательный для всех студентов – «Политическая экономия посткоммунистической трансформации». Ещё в прошлом году данный предмет был элективом, но большой интерес к нему со стороны студентов-политологов позволил включить его в основное расписание программы. Подробнее о его содержании нам рассказывает автор курса – доцент департамента прикладной политологии, заместитель заведующего лабораторией сравнительных социальных исследований Андрей Николаевич Щербак.

- Андрей Николаевич, чему посвящён Ваш курс «Политическая экономия посткоммунистической трансформации»?

В фокусе данного курса – сложные отношения между экономическими и политическими реформами в России и другими посткоммунистическими странами за последние 40 лет. В 1980-х гг. коммунистические лидеры осознали, что плановая система не могла более обеспечивать экономический рост. Их ответом на этот вызов были масштабные экономические реформы, которые оказали огромное влияние на их политические системы.

Пока в Китае экономические реформы привели к периоду продолжительного экономического роста, реформы в России привели в экономическому кризису, со спадом ВВП на 45% к 1998 году и возобновлением роста только с 2000-х годов. Какие были источники экономического роста? Какую роль играли стратегии экономических реформ? Какую роль играли отношения между бизнесом и властью, изобилие природных ресурсов? В ходе курса мы обсудим все эти вопросы после краткого введения в историю.

- Расскажите, пожалуйста, о структуре курса и материалах лекций.

Курс логически разбит на несколько частей. Вводная часть курса посвящена изучению основ плановой экономики в СССР, экономическим реформам Михаила Горбачева и наступлению экономического кризиса. Какая экономическая система была у социалистических стран, почему она оказалась в глубоком кризисе, какие были альтернативы рыночным реформам? Наконец, какую роль сыграла именно политическая составляющая дебатов о необходимости экономической реформы? Мы постараемся обсудить, какие были альтернативы реформам, как они воспринимались («китайский вариант», «чилийский вариант») и насколько были они реалистичны. Два классических варианта проведения реформ – «шоковая терапия» и «градуализм» - будут центральной темой для обсуждения на данном этапе.

Вторая часть курса включает рассмотрение экономических преобразований 1990-х годов с фокусом на политический контекст проведения реформ. Нас интересуют такие темы как приватизация, строительство институтов, причины экономического роста, концепция «ресурсного проклятья» и ее применимость к посткоммунистическому контексту. Третья часть курса посвящена сравнению опыта трансформации различных посткоммунистических стран, в частности России и Китая. Дополнительная перспектива, которая поможет подвести определенную черту после посткоммунистического транзита – это возвращение геополитики в политэкономию. Это позволит нам обсудить эффект украинского кризиса 2014 года на экономическое развитие России (включая санкции, контрсанкции и изменение экономической стратегии).

По жанру курс задумывается как «насыщенное описание», что предполагает хронологически последовательное повествование с теоретическими отступлениями.  

- А как будут выглядеть семинары?

Одна из основ курса – это дискуссии об избранных проблемах политической экономии переходного периода в посткоммунистических государствах – проблемах, не имеющих оптимального решения. Поэтому важно мнение каждого студента и все должны принимать участие в дискуссиях. Методы проведения семинаров разные – это и массовое обсуждение вопросов от преподавателя, и индивидуальные презентации на темы, затронутые в литературе по курсу, и работа в небольших группах. Способность студентов подходить критически к проблеме и качественно аргументировать своё мнение сыграют важную роль в получении итоговой оценки.

- Чему научатся студенты по итогам курса?

Цели курса – расширить знания студентов о наличии взаимосвязи между политическими и экономическими процессами, показать эти связи на примере трансформации политической и социально-экономической системы посткоммунистических стран, особенно России. В ходе курса студенты не только получат представление о теории экономического перехода и истории экономических реформ в СССР, России и других посткоммунистических странах, но и осознают причины разных исходов экономических реформ в посткоммунистических странах, что даст им инструменты и знания для критического анализа современной экономической политики в России и других посткоммунистических странах.

- Спасибо большое за ответы, Андрей Николаевич!