• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Экономика медиа

2022/2023
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Кто читает:
Институт медиа
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 2 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина “Экономика медиа” посвящена изучению медиа как индустрии и рынка. В рамках курса студенты изучают основные понятии экономики масс медиа, учатся анализировать медиа компании и медиа отрасль с точки зрения экономических и деловых процессов, знакомятся со спецификой медиа продукта и источниками дохода медиакомпаний. Отдельная часть курса посвящена изучению инструментов анализа медиа компании и медиарынка в Excel. Дисциплина разработана для студентов, обучающихся по направлению подготовки 42.04.05 Медиакоммуникации и 42.04.02 Журналистика, и реализуется в межкампусном формате с применением дистанционных технологий для студентов, обучающихся в НИУ ВШЭ – Москва, НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать понимание причинно-следственные связи в медиабизнесе, особенности медиапродукта, аудитории медиа, медиарынка.
  • Научиться анализировать поведение медиакомпании с помощью инструментов стратегического анализа, уметь выявлять, формулировать и грамотно аргументировать риски для компании и предлагать решения, идентифицировать и формулировать политико-экономические и социальные факторы, влияющие на медиабизнес на примере конкретных медиакомпаний.
  • Научиться работать с показателями деятельности компаний, финансовой отчетностью компаний, сравнивать показатели между собой и делать выводы.
  • Сформировать понимание принципов работы с данными в MS Excel. Освоить построение различных типов диаграмм, научиться проводить корреляционный анализ, научиться строить и анализировать позиционные карты и простейшие прогнозные модели.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимает и формулирует понятия медиасистема, медиаиндустрия, медиаконтент, медиааудитория, а также применяет эти понятия на практике.
  • Различает и понимает границы применимости различных методологий расчета концентрации медиарынка.
  • Решает задачи на расчет концентрации медиарынка.
  • Анализирует на реальных кейсах из медиаиндустрии подходы и понятия стратегического менеджмента, понятия конвергентности и метасферы, а также может сформулировать их значения для медиаменеджмента.
  • Понимает границы применимости разных бизнес-моделей для разных отраслей медиаиндустрии и медиарынков.
  • Анализирует на реальных кейсах из медиаиндустрии различные бизнес-модели и источники финансирования.
  • Аргументирует необходимость и релевантность применения определенных моделей финансирования для разных отраслей медиаиндустрии и медиарынков.
  • Анализирует на реальных кейсах из медиаиндустрии теории о мотивации и их связь с организацией труда в медиакомпаниях.
  • Анализирует на реальных кейсах из медиаиндустрии понятие platform commerce и объясняет, как изменяется медиаландшафт на примере киберспорта и связанных с ним медийных платформ.
  • Понимает и формулирует базовые понятия бухгалтерского учета, необходимые для работы с финансовой отчетностью.
  • Составляет финансовую смету медиапроекта.
  • Понимает принципы построения и границы применимости различных видов базовых диаграмм в MS Excel.
  • Анализирует конкурентную среду с помощью построения позиционных карт.
  • Выделяет конкурентов конкретного медиапроекта на основе предложенных данных методом корреляционного анализа.
  • Строит тренды и простейшие прогнозные модели на основе на основе предложенных данных с последующим расчетом величины погрешности.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основы медиаэкономики и медиаменеджмента
  • Стратегический медиаменеджмент и Цифровой Ньюсрум
  • Бизнес-модели в медиа
  • Медиаменеджмент, теория организаций и рабочая культура
  • Киберспорт и изменяющийся цифровой ландшафт медиа
  • Работа с финансовой документацией на медиапредприятиях
  • Индексы концентрации рынка
  • Финансовая смета медиапроектов
  • Статистика и медиаэкономика
  • Анализ конкурентной среды
  • Диаграммы и тренды в медиаэкономике
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест №1
  • неблокирующий Тест №2
  • неблокирующий Аналитическая записка
  • неблокирующий Тест №3
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Сквозная посещаемость
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.2 * Аналитическая записка + 0.3 * Тест №1 + 0.2 * Контрольная работа + 0.1 * Сквозная посещаемость + 0.1 * Тест №2 + 0.1 * Тест №3
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Compaine, B. (2003). The Economics and Financing of Media Companies (Book). Journal of Media Economics, 16(3), 207. https://doi.org/10.1207/S15327736ME1603_5
  • Doyle, G. (2002). Media Ownership : The Economics and Politics of Convergence and Concentration in the UK and European Media. London: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=251316

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Tobias M. Scholz. (2019). ESports Is Business : Management in the World of Competitive Gaming. Palgrave Pivot.

Авторы

  • Адемукова Надежда Владимировна
  • Тимофеева Оксана Александровна
  • Казакулова Галина Рафаилевна
  • Гасанов Эмин Салман Оглы
  • Токбаева Динара -