• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Медиасистемы стран мира

2025/2026
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 2, 3 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящён комплексному изучению медиасистем стран мира: от основ медиаправа и истории развития средств массовой информации до выявления закономерностей функционирования и трансформации различных сегментов медиасистем в современных политических и культурных условиях. Особое внимание уделяется сравнению медиасистем разных типов: либеральных, авторитарных, гибридных, корпоративных и развивающихся. Курс включает анализ медиапрактик в странах Азии, Америки, Африки и постсоветского пространства. Изучение многообразия медиасистем позволяет понять, как политические режимы, экономические модели, уровень свободы слова, культура и технологии формируют медиапространство в глобальном контексте.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать комплексное представление о типах медиасистем, их структуре и механизмах функционирования.
  • Научиться анализировать влияние политических, экономических, правовых и культурных факторов на развитие медиа в различных странах и регионах мира.
  • Понять роль глобализации и цифровизации в изменении медиасреды.
  • Развить умение сопоставлять медиасистемы стран с различным уровнем свободы слова, демократии и медийной культуры.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет представлениями об истории и эволюции медиасистем различных регионов мира.
  • Понимает специфику функционирования медиасистем в странах с разными политическими режимами.
  • Знает классификации медиасистем: либеральные, корпоративные, авторитарные, гибридные, патронажные и др.
  • Умеет анализировать влияние политических, культурных, исторических и технологических факторов на развитие медиа.
  • Может сравнивать медиасистемы по таким критериям, как свобода прессы, уровень цензуры, собственность на медиа, роль государства.
  • Идентифицирует ключевые вызовы медиасистем (цензура, цифровое неравенство, концентрация собственности и др.).
  • Привлекает актуальную академическую и отраслевую литературу при анализе медиасистем мира.
  • Способен выявлять глобальные и локальные тренды, влияющие на медиапрактики в разных странах.
  • Понимает особенности российской медиасистемы в контексте глобального медиаполя.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. «Основы теории медиасистем: формирование, классификация и развитие».
  • Раздел 2. Медиасистемы стран Северной и Южной Америки.
  • Раздел 3. Европейские медиасистемы.
  • Раздел 4. Медиасистемы стран Африки.
  • 3 модуль. Раздел 1. Азия: Китай, Япония, Южная Корея, Индия, Иран, Индонезия.
  • Раздел 2. Постсоветское пространство: Россия, Казахстан, Беларусь, Грузия.
  • Раздел 3. Страны арабского мира.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
    Студентам необходимо энергично работать на семинарских занятиях, что выражается в участии в дискуссии по тематике лекций. Студенты вступают в диалогическую коммуникацию с преподавателем и друг с другом и демонстрируют знания, полученные во время лекционных и в ходе подготовки к семинарским занятиям. Вопросы студентам в аудитории дает преподаватель, вопросы преимущественно основаны на домашнем задании и материале лекций.
  • неблокирующий ДОКЛАД
    Вам предлагается подготовить доклад, который необходимо презентовать на семинарском занятии. Подготовка к докладу выполняется индивидуально. Доклады должны соответствовать заявленным темам и критериям научности. Доклад сопровождается хорошо структурированной и визуально привлекательной презентацией (количество слайдов — на усмотрение выступающей группы). Доклад длится до 10 минут, из которых: 3 минуты отводится на обсуждение материала доклада после его презентации и на вопросы от аудитории и преподавателя. Во время подготовки к докладу вам необходимо самостоятельно провести анализ актуальной литературы и создать список рекомендуемой литературы и источников по заданной тематике (не менее 10 источников). Тема доклада должна быть связана с изучением медиасистемы любой страны (по согласованию с преподавателем).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 3rd module
    0.5 * Активность на семинарских занятиях + 0.5 * ДОКЛАД
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Вартанова, Е. Л. Медиасистема России : учебник / Е. Л. Вартанова, А. В. Вырковский, Т. Э. Гринберг , под редакцией Е. Л. Вартановой. — 2-е изд., испр. — Москва : Аспект Пресс, 2021. — 424 с. — ISBN 978-5-7567-1103-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/169636 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Алексеева, М. И. Средства массовой информации России : учебное пособие / М. И. Алексеева, Л. Д. Болотова, Е. Л. Вартанова , под редакцией Я. Н. Засурского. — 2-е изд. — Москва : Аспект Пресс, 2011. — 391 с. — ISBN 978-5-7567-0594-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/69086 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • СМИ в меняющейся России : монография / М. Е. Аникина, М. В. Блинова, Е. Л. Вартанова, Е. А. Воинова , под редакцией Е. Л. Вартановой, научные редакторы И. Д. Фомичева. — Москва : Аспект Пресс, 2010. — 336 с. — ISBN 978–5–7567–0565–2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/68802 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Котюкова Анастасия Васильевна