"Нейросети — это не больно, они не разрушат вашу жизнь. И они не являются коллажами чужих работ"
Студенты магистерской программы «Менеджмент в индустрии впечатлений» Алина Айзинова и Андрей Бубнов изучили связь цифрового искусства и моды в рамках курсовой работы «Effects of Contemporary Digital Art on Russian Fashion Brand: Customer Perception». В ходе исследования они провели ряд интервью с экспертами в сфере fashion, представителями модных брендов и художниками. Вдохновившись проделанной работой, Алина решила поделиться впечатлениями от интервью с нейрохудожницей Валерией Титовой и Дашей Пасечник, работающей в технике аэрографии – читайте далее в материале.
Как выбрать тему для исследования? В начале года мы задались этим вопросом. Хотелось придумать что-то интересное для нас самих, ведь нужно будет работать длительное время. А еще хотели написать о чем-то несомненно актуальном и полезном. Размышляли мы не так уж и долго. В последние несколько лет люди все чаще обращаются к искусственному интеллекту в повседневной жизни и тем более в профессиональной. Кроме того, нас с Андреем Бубновым (друг и соавтор курсовой работы) объединила любовь к модной индустрии и современному искусству. Так родилось исследование “Effects of Contemporary Digital Art on Russian Fashion Brand: Customer Perception”.
Пожалуй, самой интересной из всего процесса написания работы оказалась возможность лично поговорить с профессионалами из разнообразных областей: с художниками, представителями модных брендов (IMK Mode, Vereja, Ola Ola), другими экспертами индустрии (креативным продюсером Generative Gallery, старшим редактором моды журнала The Blueprint, аналитиком цифровой моды и автором телеграм-канала Digital-шкаф), потребителями. Не буду пересказывать содержание исследования (хоть и очень хотела бы), а поделюсь впечатлениями от разговоров с замечательными художницами Валерией Титовой и Дарьей Пасечник, которые так тепло и открыто отвечали на вопросы исследования.
Наверняка вы слышали о нейрохудожнице и участницей комьюнити SXEMA Валерии Титовой («ЭйАйЛера»), а если нет, то рада поделиться новым именем!
“Я люблю очень сильную экспрессию во всём. И в чувствах, и в цветах, в движении. Мне очень это нравится. Мне очень нравится быть неаккуратной”.
Сейчас Валерия в основном занимается видео и коммерческими цифровыми иллюстрациями, а раньше вообще делала все, что включал в себя нейроарт, и называет себя AI-евангелистом. Пожалуй, этот разговор впечатлил больше всего, не только из-за количества новых для меня имен художников, на работы которых Валерия посоветовала обратить внимание, но погруженностью в контекст и вовлеченностью в каждый элемент того, что составляет ее работу.
И вот выяснилось, что за один разговор можно невероятно вдохновиться, поэтому было решено поделиться частичкой этой встречи. Надеюсь, вдохновитесь и вы.
Валерия Титова
- С какими темами вы работаете? В какой стилистике?
Во-первых, тема любви в разных проявлениях, она всегда присутствует в моей жизни. Так или иначе. Во-вторых, тема будущего и науки. А также тема взаимопроникновения разных сфер между собой, объединения искусства и технологий, мне она интересна. Мне кажется, что художественные проекты могли бы больше помогать людям из науки, тем же врачам или исследованиям, чтобы они разрабатывали какие-то классные штуки.
- Каким образом ваш стиль и эстетика выражаются в цифровом формате?
Я люблю очень сильную экспрессию во всём. И в чувствах, и в цветах, в движении. Мне очень это нравится. Мне очень нравится быть неаккуратной.
Мой первый учитель по художественной школе, в мои, наверное, 10-12 лет, сказал: “Ты такая маленькая, такая аккуратненькая, а пишешь, как парень из деревни”. И он имел в виду, что я подхожу и начинаю экспрессивно высказывать свои чувства и эмоции. Ничего в этом плане не изменилось.
Я прихожу и рассказываю, что нейросети — это не больно, они не разрушат вашу жизнь. Они не собираются нас захватывать. И они не являются коллажами чужих работ.
- Как вы видите будущее виртуальной моды и цифровых коллекций? Или физических коллекций, вдохновленных работами цифровых художников.
Это более быстрый вход в индустрию для людей, которые не были в ней раньше, большой источник вдохновения для дизайнеров, для индустрии в целом.
Глобальное облегчение — вот как я его вижу, потому что это даст право и возможность делать больше. И я думаю, что мы увидим намного больше смелых решений. Мне кажется, что мы можем войти в историю с генерациями.
Нейросети — это такая поддержка, которая может помочь себя проявить, хоть и понятно, что часть из этого будет мусором, потому что люди не все талантливые.
- Какие перспективы в России у цифрового искусства? У вас, как творцов?
Это самовыражение, мои сигналы, как и моя работа — один язык, который мне нужен.
Нам всем нужен еще один язык, которым мы сможем решить очень много проблем, на самом деле, если к нему прислушаемся. Потому что мировые проблемы начинаются, на самом деле, с квартир, со двора, где живут люди. И мы можем решить их и с помощью искусства, и с помощью моды. Это было с начала веков, и так будет всегда.
Нам также удалось встретиться с художницей Дашей Пасечник, которая в своих работах уделяет особое внимание влиянию цифровизации на общество (очень актуально, ведь кого сейчас не беспокоит эта тема?).
Даша вдохновляется сочетанием цифрового искусства с реальным тактильным миром при создании своих удивительно ярких полотен в технике аэрографии. Совсем недавно в Elohovskiy Gallery проходила выставка “Измерение” ИЗМЕРЕНИЕ (elohovskiy.gallery), в которой Даша приняла участие с проектом “Portal”.
Даша Пасечник
- С какими темами вы работаете? В какой стилистике?
Мне интересна тема влияния интернета и цифровых технологий на визуальную культуру: трансформация устойчивых визуальных образов и культурных кодов, взаимоотношения вымышленного и реального, деформация времени и пространства.
Важно сказать, что я работаю в технике аэрографии. Она мне помогает воссоздавать гладкую компьютерную картинку, плавные переходы. Гораздо проще, чем если бы я это делала другими материалами. Еще я использую малярный скотч для того, чтобы формировать ровные срезы на картине, чтобы это напоминало компьютерные малополигональные паттерны. То есть, это такая трафаретная история, которая тоже помогает оцифровывать мою живопись в реальном мире. Хотелось бы добавить, что у нас целый пласт современных художников, которые начали применять аэрографию для того, чтобы подражать диджитал формату.
Аэрография — это крутой инструмент для такой работы.
- Как покупатель воспринимает обращение к цифровому искусству и к искусственному интеллекту?
К искусственному интеллекту в искусстве я пока отношусь как к дополнительному вспомогательному инструменту. Когда искусственный интеллект выступает самостоятельно, на это не очень интересно смотреть.
Допустим, с помощью искусственного интеллекта мы написали картинку и показываем ее зрителю, говорим, что это искусство, только сделано ИИ. Такое мне не нравится. Я предполагаю, мало кто в этом видит большую ценность.
А если это дополнительный инструмент… Представим, что я художник, которому нужно создать большую инсталляцию, например, какой-то необычный лес. Я хочу, чтобы он был наполнен музыкой. Тогда я использую искусственный интеллект и прошу его создать аудиокомпозицию, собранную из голосов разных птиц, их пения. Он поможет создать интересный саунд арт, это сработает только в плюс к проекту. Вот в таких случаях интересно использовать искусственный интеллект. Но когда он, условно, управляет твоей рукой, создает изображение самостоятельно — это выглядит скучно. Мы вроде бы это уже много раз видели и вообще можем попробовать сделать сами дома.
Цифровое искусство менее утилитарно. Покупателям и коллекционерам сложнее понять, в каком виде цифровое искусство покупать, как его хранить, где его применить. Это такая более необычная задача в плане коммерции.
- Видите ли потенциал в сотрудничестве художника с каким-то модным брендом, думали ли сами о возможности коллаборации? В какую сторону, по вашему мнению, будут двигаться используемые брендами цифровые тренды?
Я как раз сейчас занимаюсь коллаборацией с российским брендом «YouWanna». Мы сняли каталог, а я отрисовываю и переношу модель в игровое пространство на холстах.
Все актуальные и современные бренды просто улавливают правильные тренды, существующие в цифровой среде и переносят это на ткани, паттерны, принты и геометрию. Другой пример — бренд Coperni, который распылил аэрографом на Белле Хадид полупрозрачное платье, которое сразу застыло. Мне кажется, история с цифровизацией и брендами скорее в эту сторону пойдет. Имею ввиду, что у нас будет возможность посмотреть на модель майки или юбки, выбрать ее по 3D-картинке на устройстве, и, допустим, с помощью smart аэрографа или другого инструмента мы сможем нанести это на человека. Думаю, у нас будет еще много успешных кейсов в будущем. Пока наблюдаем.
Ну а пока советую обратить внимание на совместную работу Даши с брендом YOU WANNA (Lookbook YOU WANNA by Даша Пасечник интернет-магазина YOU WANNA), вдохновленную компьютерными играми GTA и Sims. Получилось интересное сочетание модной индустрии и ретро-гейминга!
Благодарю Дашу Пасечник и Валерию Титову за поддержку нашего исследования и интересные встречи!
Текст подготовила студентка 1 курса МП "Менеджмент в индустрии впечатлений Алина Айзинова.