Игры креативного разума
Термин «креативные индустрии» скоро постигнет та же участь, что и «диджитал-реклама». То, что стало нормой, постепенно перестает выделяться в отдельный концепт. Современное понимание креативного бизнеса движется в русле такого прагматического холизма. Сегодня бизнес не может не быть креативным.
Что же это такое – «креативный»? Латинская этимология слова понятия уводит нас от набившего оскомину «креативного класса» (в котором, кажется, разочаровался его неутомимый исследователь Флорида) в глубь веков – к нововременным креатурам (те, для которого создали место) и еще дальше – средневековому креационизму (создания по божественному образу и подобию). Очевидно, зерно определения «креативный» - способность генерировать новое. Совсем новое – такие инновации называют радикальными. Новое отчасти – инкрементальное. Совсем не новое (и то и скопированное – китайская экономика зиждется на маркетинговой стратегии «быстрый второй»), но доставленное новому потребителю по новым каналам (продолжая китайский пример – через BAT-платформы).
Та часть индустрии (отрасли, бизнеса…), где новизна не требуется или ей нет места, будет рано или поздно роботизирована. Самообучающийся машинный интеллект, несомненно, выдаст наилучшее решение, в наносекунду перебрав имеющиеся варианты и их комбинации. Типовое? Автоматизируй это! Google дает равные возможности абсолютно каждому – вот, совсем недавно новый сервис метапоискового гиганта предлагает странам алгоритм по подбору экспортных рынков.
Но вся эта мощь, даже принимая во внимание самообучение – апостериори. С латеральным, прорывным, априорным, учатывающим факторы, которые при формального подходе с отраслью не связаны, у AI гораздо хуже. И в этом наш, человечества, шанс. Ведь надо же удивлять конкурентов нестандартным ходом мышления. Разрывать руками информационный пузырь, в котором плавает потребитель, серфя и следя в интернете. Они тебя в дверь – а ты в их окно (Овертона).
Креативных индустрий гораздо больше, чем значится в их официальном перечне, который меняется постоянно, разнится от страны к стране и даже от одной научной школы к другой. Скажем так: все индустрии, которым найдется место в будущем, будут предельно креативными. Транспарентными. Фронтирными. Кросс-, поли- и немножко мета-. Только таким в глобальном маркетплейсе-2035 (год, до которого официально прописываются стратегии развития субъектов РФ – хотя и он только для примера) найдется место и маржа.
Департамент менеджмента: Доцент