• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
23
Июнь

Что на самом деле скрывается за кулисами театра?

Театр всегда кажется чем-то большим, чем просто здание или сцена. Он похож на живой организм, где у каждого своя роль — пусть даже она не всегда видна зрителю. Кто-то мечтает выйти на авансцену, кто-то выбирает остаться в тени. Но без них — без людей, которые проверяют, координируют, готовят, — спектакля просто не будет. Иногда в этот механизм попадают студенты — порой случайно, из любопытства. Однако многих театр не отпускает. Он затягивает, открывает двери, медленно, но уверенно превращая временное увлечение в часть жизни. Мы поговорили с двумя студентками магистерской программы “Менеджмент в индустрии впечатлений”, обе героини — Полины. И обе — неотъемлемая часть театра, работа которого начинается задолго до начала спектакля и не заканчивается с последним аплодисментом.

Личный архив Полины Габец

Личный архив Полины Габец

Полина Габец, студентка 1-го курса магистерской программы "Менеджмент в индустрии впечатлений"

С чего начался твой путь в театр?
Путь Полины начался не с актёрского курса и не со сцены — а с переводов. На последнем курсе бакалавриата она получила приглашение поработать устным переводчиком на постановке оперы «Дон Жуан» в Красноярском театре оперы и балета. Постановка была частью международного фестиваля имени Дмитрия Хворостовского, и в команду вошли специалисты из разных стран. 

Это был уникальный опыт. Я впервые увидела театр изнутри, — вспоминает она. — Осознала, что сцена — это лишь верхушка. Основная работа происходит за кулисами.

Переехав в Санкт-Петербург, Полина поступила в студию Народного университетского театра «Глагол». Год занятий по актёрскому мастерству, сценической речи и движению стал для неё подготовкой к следующему шагу — она осталась в театре, сначала как осветитель, а затем как помощник режиссёра. Сегодня она задействована в трёх спектаклях и помогает готовить четвёртый в стенах Санкт-Петербургского Городского Театра.

Профессия помощника режиссёра требует всего: собранности, чуткости, быстрой реакции, организаторского мышления. Это та роль, которую зритель не видит, но без которой спектакль просто не состоится.

Когда становишься причастным к работе над спектаклем или в спектакле, восприятие театра, конечно, меняется. Он не перестает быть волшебным, тем более не перестает быть искусством, но ты начинаешь понимать его глубже: не в смыслах, а в масштабе.

Какие качества особенно важны для работы в театре, кроме профессиональных? 

Наверное, нужно безумно сильно любить театр, чтобы в нём работать. Просто ходить на спектакли, следить за афишей — это одно. А вот встать пораньше, чтобы быть на площадке к 9 утра, бегать между сценой и фойе, решать десятки мелких задач и не потерять фокус до позднего вечера — совсем другое. Когда ты любишь театр по-настоящему — ты становишься частью огромного механизма. Каким бы сложным ни был выпуск или день подготовки спектакля, в момент аплодисментов ты по-настоящему счастлив.

Как тебе удаётся совмещать театр с учёбой?
Совмещать любую работу с учебой — непросто. Работу в театре — тоже. Полина старается успевать всё.

Я задействована на площадке в дни репетиций и показов, их обычно немного — 5–7 в месяц, часть из них выпадает на выходные. А вот выпуск — совсем другое дело. После 15 часов в театре остаются силы только на то, чтобы добраться до дома и уснуть. В ноябре мне повезло: спектакль пришёлся на спокойный учебный период, и я не только всё сдала, но и вошла в топ своей группы.

Что для тебя значит театр?
Для Полины театр — это искусство, собранное из множества незаметных деталей, где она —  одна из этих деталей. В студии «Глагол» есть гимн с точным названием — «Что значит театр?». Там есть строчки, которые Полина часто вспоминает: 

Что значит театр? Какой простой вопрос, и как непросто на него ответить. Театр, как все прекрасное на свете, в душе у нас из ничего пророс <…> он воедино слит со всеми нами: реальностью, видением и снами. И сам на нас он чуточку похож.

Полина Жарикова, студентка 1-го курса магистерской программы "Менеджмент в индустрии впечатлений"

 

С чего начался твой путь в театр?
Путь Полины начался буквально у дверей зала — она пришла в театр как билетер, администратор по сопровождению зрителей. Сначала это была просто подработка. Но театр оказался местом, из которого невозможно просто выйти в конце смены. Он постепенно затянул её внутрь — не в зрительские ряды, а за кулисы.

Как изменилось твоё восприятие театра после того, как ты стала частью команды?
Со временем Полина стала администратором спектаклей в Санкт-Петербургском театре “Мастерская”и начала видеть, как спектакль рождается изнутри: как репетируют сцены, как свет настраивается за секунду до входа, как один и тот же спектакль каждый раз звучит по-новому. Всё это — не просто красивая постановка, а сложный механизм, где всё держится на навыках и взаимодействии. Именно это стало толчком к тому,  чтобы пойти учиться в магистратуру на программу “Менеджмент в индустрии впечатлений”.

Спектакль — это только вершина айсберга. За ним — колоссальная работа. Я хотела понять, как это устроено. Хотела стать по-настоящему причастной.

Какие личные качества особенно важны для театра?
Полина уверена: без любви — к делу, к людям, к публике — в театре не получится ничего. Театр требует эмпатии, отзывчивости, гибкости.

Он живёт только здесь и сейчас. Даже если ты сто раз видел этот спектакль, на сто первый он будет другим. Это живое дыхание — и ты должен быть частью этого дыхания.

Как тебе удаётся совмещать работу в театре с учёбой?
Совмещать непросто, признается Полина. Иногда спектакль и важная сдача совпадают, и приходится искать компромисс. 

Учёба помогает осмыслить театр, а театр — почувствовать учёбу. Это не всегда удобно, но честно. Всё время идёт обмен, и он делает оба процесса сильнее.

Что для тебя значит театр?

Театр для меня — это живое существо. Он влияет на всех, кто его касается: на актёров, работников, зрителей. Он может растрогать, заставить задуматься, подарить ясность там, где слова не справляются.

Театр складывается из историй, подобных этим. Историй, в которых важна не громкость ролей, а искренность участия. Обе студентки — часть этого большого, живого организма. Они не просто работают — они чувствуют, включаются, живут тем, что создаётся на сцене и за её пределами.

Может быть, зритель о них не знает. Но именно такие люди держат театр изнутри — и делают так, чтобы каждый вечер, при любом свете и звуке, спектакль рождался заново. Потому что театр — это всегда про людей. Про тех, кто остаётся за кулисами и по-настоящему любит своё дело.