• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«…это большая часть моей жизни, поэтому я хочу её интересно провести»

Почему в десятом классе детям понравилась поэма «Кому на Руси жить хорошо»? Какие качества необходимы для работы учителем? Почему важно расставлять границы в работе не только с детьми, но и администрацией школы? Полина Духно, учительница русского языка и литературы, ответила на эти и многие другие вопросы, а также поделилась своими методами и приёмами при проведении занятий.

«…это большая часть моей жизни, поэтому я хочу её интересно провести»

Фото Полины Духно, коллаж Полины Ярош

Расскажи, как ты связана с преподаванием?

Я преподаю уже второй год. Теперь обучаю шестые, девятые и десятые классы. В прошлом году был пятый и два девятых.

Какие предметы преподаёшь?
Преподаю и русский язык, и литературу. В этом году у меня подготовка к ОГЭ и ЕГЭ.

Расскажи, какой ученицей была ты? Какие предметы любила больше всего? Каково тебе было в школе?

Думаю, что ученицей я была неплохой, старательной, потому что учиться было приятно, мне это очень нравилось. Как в принципе и сейчас. Учёба стала моим стилем жизни. Предметы я обожала почти все: мне очень нравились информатика, русский язык, литература, местами даже математика. 

Насколько сейчас мечтательны дети? Или они замотивированы думать только о будущем?

Так как я веду в разных классах, то отвечу в соответствии с разной возрастной категорией. Если мы говорим о выпускниках, то, мне кажется, мечта для них вообще практически отсутствует, потому что они загружены подготовкой к ЕГЭ и ОГЭ. У них много репетиторов, дополнительных занятий, не остаётся времени на самое важное — обдумать свою жизнь. Когда мы обсуждаем произведение или жизненно важные вопросы, например, о счастье, мечте, им очень сложно ответить. Они ищут ответы на наших уроках почему-то, а не в своей жизни. А вот для шестых и пятых классов всё немного проще, потому что это дети, у них хоть и есть загруженность внеурочная, но всё-таки они больше открыты миру. Я сама такой человек, и они мне вторят. Готовы мечтать, думать о жизни, причём в разных ключах. 

Что сейчас проходят, например, в шестом классе? Какое произведения вызвало бурное обсуждение в шестом и десятом классах?

В шестом «Дети подземелья» Короленко, потому что они сочувствовали герою, для них это всё было как в новинку. Тем более я попыталась связать текст с жизнью и привела аналогию: мы осуждаем этих героев, они оценивают жителей подземелья, бедняков, только по внешнему виду, не заглядывая в их душевный мир. И мы их осуждаем, понимаем, что это неправильно. Если мы посмотрим на свою жизнь, своё поведение, то окажется, что мы точно так же себя ведём в каких-то моментах. Детей это зацепило, им понравилось, и вызвало бурное обсуждение. В девятом классе это был «Евгений Онегин», потому что герой им понравился, потому что он очень неоднозначный. А в десятом классе меня удивило, что таким произведением стала некрасовская поэма «Кому на Руси жить хорошо». Меня в своё время оно совсем не зацепило. Некрасов был мне очень чужд как писатель, а сейчас, будучи студенткой, я открыла его для себя именно благодаря этой поэме. Мы с детьми начали это обсуждать через тему счастья. Да, читать им было очень сложно, но мне удалось, или им удалось так рассмотреть произведение, что это их заинтересовало. И удивительно, что не «Обломов» вызвал такие обсуждения, а именно тема счастья у Некрасова. Наверное, они, уже будучи взрослыми, соединяют литературу и жизнь, и что они видят в жизни, то их трогает и в литературе: отсутствие счастья сейчас, к сожалению, учитывая последние политические обстоятельства, и отсутствие счастья у Некрасова.

У меня возник вопрос по поводу Пушкина и Некрасова: поэтическая форма произведений, как ученики к ней относятся? Их она не пугает? То что ты сказала, для меня удивительно.

Как по мне, это две совершенно разные поэтические формы, потому что Пушкин всегда читается очень легко, а вот Некрасов очень труден для понимания, потому что там всё-таки смысл лежит глубже, чем у Пушкина, хотя и его трудно разбирать. Поэтому мы с классом работали так: мне достался слабый девятый, потому что у них на протяжении двух лет не было вообще литературы и русского языка. Мы пробовали комментировать текст. Обычно так уроки не делаются, и это неправильно, но я подумала, что это будет лучше для понимания текстов. Мы читали какой-то отрывок из «Евгений Онегина», я буквально задавала вопрос по определённым строкам или строфам: это уже не наше время, почему было важно, что Онегин танцевал мазурку с лёгкостью, им непонятно. Я понимала, что детям будет трудно читать, и что поэтическая форма может вызвать отторжение, тем более поэма написана народным языком. И я до того, как они начнут читать, задала такой вопрос: почему поэма может не понравиться, вызывать отторжение, и почему она может понравиться, чем она может вызывать симпатию. И удивительно, но почему-то каждый из них нашёл ответ на тот и на другой вопрос — нашли всё-таки что-то своё в этом. Как и с первым случаем мне пришлось всё объяснять, особенно пролог, чтобы они сразу настроились, что это не та поэма, где мы просто читаем о путешествии мужиков, а чтобы они осмыслили это произведение через сюжет гомеровской «Одиссеи», смотрели глубже, тогда будет интереснее.

Сейчас ты учительница, а кто был таковым для тебя? 

Давай так: в преподавании или в литературе?

Ты можешь ответить на оба вопроса, если ответы разнятся. 

Тогда мы будем начинать с литературы. Так сложилось, что моя жизнь обусловила мой интерес к литературе. И конечно же это началось с нашего учителя по литературе и русскому языку — Светланы Алексеевны. Она и обнаружила мою склонность, и начала со мной заниматься. А вот именно к преподаванию мою склонность, наверное, пробудил преподаватель уже в университете. Она преподаёт уже очень долго, ей 80 лет, отвечает за образование во всём нашем городе, Владивостоке — Татьяна Фёдоровна Панченко. Я писала у неё и курсовые работы, и дипломную, она меня быстро подхватила и заинтересовала в преподавании, определила меня в школу. И я подумала, почему бы не попробовать. 

Я стараюсь преподавать литературу и русский язык синкретично, с точки зрения разных искусств. Я стала по-другому смотреть на преподавание литературы, и открываю для себя те моменты, которые для меня были сокрыты в университете. Хотя мне кажется, что в университете я более глубоко изучала литературу, чем в школе, здесь это поверхностно иногда выходит. Но я стараюсь выходить из этого состояния. 

И ещё один преподаватель в университете, это наш куратор Мария Анатольевна. Она преподавала историю русской литературы третьей трети XIX века, вела у нас Достоевского, Толстого, и получалось, что мы ей задавали вопросы по другим периодам литературы. Она преподавала литературу для жизни, не для усвоения каких-то определённых знаний, объясняла те моменты, которые, действительно, помогут нам осознать нашу жизнь. Это я пытаюсь в своём преподавании тоже донести до детей: литература, она вообще-то не для того, чтобы мы сдавали ЕГЭ и ОГЭ, понимали, что плохо, а что нет, она не об этом. Хорошая литература говорит о сложности жизни.

Тогда следующий вопрос: какие качества ты считаешь важными для себя как учителя?

Сейчас меня, наверное, коллеги побили бы, потому что мы разного поколения и я понимаю, что для меня сейчас важна не дисциплина, не строгость, а, в первую очередь, контакт с ребёнком. Если это переводить в область качеств, то, наверное, понимание, потому что к разным людям нужен разный подход. Когда у ребёнка возникает приятие к тебе, значит, возникает приятие к твоему предмету: он ходит на твои занятия, у него есть интерес к этому предмету, а с интересом повышается его уровень знаний, и так мы достигаем результата. Часто это бывает не так, не всегда получается чтобы ребёнок повысил уровень до какого-то очень-очень высокого, дисциплина всё-таки влияет, поэтому второй важный критерий, важное качество, это, наверное, умение выстраивать границы. Не так, что ты пришёл, противопоставил себя детям, показал, какой ты строгий учитель, нет. Нужно давать понять что у тебя есть какие-то требования определённые. Тогда будут приноситься домашние работы, дети будут работать на уроках. Третий момент, это, наверное, осознанность. Мне хочется, чтобы я воспитывала не умение выполнять в заданный срок задание, а осознанно подходить к предмету и жизни. Ещё очень важны креативность и эмоциональность. Как нам говорили ещё в университете, учитель должен быть немножко актёром, потому что иначе интерес, например, у младших классов не вызовешь. Я была на замене у класса, у которого я не веду. Это был пятый. Там ведёт учитель, которому уже много лет, у неё большой опыт, она считается хорошим педагогом, у её учеников всегда высокие результаты по ЕГЭ и ОГЭ. Но когда я пришла в её класс, дети вызвали у меня шок: они молчали. Была абсолютная тишина, к которой я не привыкла, потому что урок — это всегда взаимодействие. Я говорю, спрашиваю, и они мне дают обратную связь. Сейчас по новым стандартам учитель должен создавать образовательную среду, в которой дети получают знания, мы исходим из эвристического метода обучения. А там дети были «мёртвые». Но как только они увидели, что я не кричу, не кусаюсь, улыбаюсь им, где-то даже шучу, тогда они начали давать обратную связь, очень-очень активно работать, даже начали выходить по своему желанию к доске, что, как я поняла, у них редкость. Очень важно, чтобы ты тоже был живым и креативным, потому что, когда русского языка и литературы по 5-6 часов в неделю, это тяжело для ребёнка. Приходится придумывать интересные задания, но это не значит, что они будут непродуктивными в обучающем плане.

Следующий вопрос сложный. Насколько сейчас в школе меняется система преподавания, исходящая из опыта и возраста. Позволю обобщить и сказать, что многие из нас помнят учителей в возрасте, которые выстраивают систему, к которой они привыкли.

Да, у нас не было молодых преподавателей, но у нас была Марина Юрьевна (прим. учительница информатики). Я сейчас понимаю, что она суперски вела занятия, почему-то по русскому и литературе мне занятия не запомнились, а вот с ней остались какие-то воспоминания. В нашей школе всего два молодых специалиста  в среднем звене и два в начальной школе. По остальным школам я знаю, что очень много молодых специалистов, у них своё community, им гораздо проще адаптироваться, чем, например, было мне. Когда я пришла, молодым специалистом была только я, и педагоги старшего поколения очень предвзято относились ко мне, считали нужным поучать, не показывать, как надо, не рекомендовать, а именно поучать. А ещё, если говорить о молодом коллективе, у нас же должно быть наставничество по идее, чтобы процесс адаптации проходил проще, лучше. Это на самом деле очень важно, но у меня его не было. Мне приходилось как-то самой в этом коллективе адаптироваться. Но хорошо, что происходит смена поколения учителей, потому что всё-таки контакт с детьми очень важен. Не все учителя старшего поколения отстранены от детей, не дают им сказать, не воспитывают в них критическое мышление, они нацелены только как наше государство на ЕГЭ и ОГЭ. Я, конечно, утрирую, понимаю, что это не так, но всё же я считаю, что лучше, чтобы было побольше молодых специалистов. Но их будет больше, когда будут условия.

Один из самых важных вопросов: есть ли у учителей / репетиторов каникулы? И насколько тяжело разграничивать рабочее и личное? Это и про заполнение бумаг, и про звонки в девять вечера, и про общение с родителями. 

Да, для меня очень важно поделиться, потому что это наболевшее. Если вы берёте классное руководство в первый год, то делаете огромную ошибку, потому что у вас ещё нет опыта работы с детьми и их родителями. Так сделала я, и отказалась на второй год, хотя с детьми у меня был отличный контакт. Я начала осознанно подходить к коллективу, понимала, что за проблемы в нём существуют, какие там дети, начала работать над этими проблемами, на что родители мне заявили: «Вы не занимаетесь нашими детьми, не возите их никуда». Но в обязанности классного руководителя и меня как предметника не входит организация мероприятий, вывоз детей на свежий воздух. Во-вторых, вам не будут звонить родители, если вы учитель-предметник, то есть они ваш контакт просто не будут знать, и не надо его давать ни в коем случае. У нас есть по русскому языку общий чат с каждым классом, там нет ничего криминального, как думают родители.
Что там ещё было в вопросе?

Например, про ремонт школы в летние каникулы. Что ещё учителя делают , кроме того, что учат?

Делают очень много всего. У нас в этом году была критическая ситуация со снегом, и в то время, когда ученики спят в своих постелях, мы чапаем в школу не учить, а убирать снег, потому что так сказал наш директор. Это первый момент. Второй: все учителя во всех школах почему-то делают ремонт самостоятельно в кабинетах. Хотя мы не обязаны это делать. Например, одна из моих коллег покрасила стены в кабинете, другая за свой счёт установила батареи. Для меня это было бы странно, потому что, извините, но школа это не мой дом, а моё рабочее место, которое должен организовывать мой работодатель. А ещё ко мне каждый раз заходят и говорят: «Полина, протри пыль с подоконников, полей цветы». Мне вообще не до этого, честное слово, потому что каждую перемену я обязана находиться с моими детьми, смотреть, что они делают в классе, с оборудованием, потому что за это отвечаю я. Мне некогда смотреть за пылью на подоконниках и за тем, не засохли ли у меня цветы. У нас есть уборщицы, мне кажется, что это их работа, но ругают меня. Учителя выполняют всё, везде и сразу. И обучение — это не главная наша обязанность, как оказалось. Например, неделю назад выяснилось, что моя главная обязанность — это заполнение документов, потому что ко мне подошли и, повышая голос, доходчиво спросили, почему у меня не заполнен журнал индивидуального обучения. А он в XXI веке у нас в бумажном виде. Я должна на двух учеников, у которых одинаковая программа одно и то же писать два раза, каждую неделю. Естественно, из-за того, что у меня большой темп работы, то есть 28 часов плюс домашнее обучение, 3 ученика, у каждого из них по 3 часа в неделю. Иногда я забываю, как и остальные нормальные люди что-то делать в плане бумажной работы. И мне сказали, что вычтут эти незаполненные часы из зарплаты, если я сейчас же не пойду (а был урок) и не заполню документы, то есть я должна бросить детей и идти заполнять бумажки. Я к тому, что почему-то проверяют всю документацию, а не то, как я готовлюсь к уроку. Для меня это огромный вопрос и огромное удивление, почему именно так всё обстоит. 

Ещё у тебя был вопрос по поводу личной жизни. Это смотря, как ты относишься к своей работе и своей личной жизни. Моя подруга работает до 8 часов каждый день, в субботу ведёт внеурочную деятельность. Человек живёт одной работой. Для меня это странно, хотя я думаю, что она, как педагог, поступает верно: всё своё время, всё, что в ней есть, что может, она отдаёт детям. Но я так не готова делать, мне важны мои внутренние ресурсы. Я ответственно отношусь к своей работе, но не готова всё своё время посвящать подготовке уроков, внеурочной деятельности, потому что, если ты всё это будешь делать при нагрузке 28 часов (не беру домашнее обучение), ты просто сойдёшь с ума. Будешь работать, как я в первый год: сидеть до девяти часов вечера, делать карты урока, готовить материалы и почти не спать. Но это не хорошо. Только если ты видишь свою самореализацию только в работе — я нет.

У меня не было ещё такой ситуации, когда работа и личное время сосуществовали в гармонии. Всегда работа почему-то вытесняет мою внутреннюю энергию, мне её попросту не хватает. И работа так сейчас устроена, что этого личного времени и не может быть, если ты готовишься к урокам. Понятное дело, что учителя с опытом, как мне кажется, уже не готовятся, не выстраивают урок заново. Они пришли, отчитали материал, к которому привыкли, и ушли, забыли. А мне так не хочется, потому что всё-таки это большая часть моей жизни, поэтому я хочу её интересно провести. И даже когда сил очень мало, как было неделю назад, я подумал, что совмещу приятное с полезным. У нас была тема с шестым классом — местоимения. Я включила одну серию «Смешариков» и придумала задание вычленить местоимения. Удивительно, что я и для себя почерпнула, что мы очень много в нашей речи используем местоимений. И они это увидели, потому что записывали очень-очень много в течение всего шести минут. Но с такой нагрузкой невозможно качественно проводить уроки, ты иногда просто к некоторым не готовишься. Приходится выручать себя знаниями из университета, навыками анализа, выдумывать и выходить как-то из этой ситуации. 

Что тебе всё-таки больше нравится: иметь план и ему следовать или импровизировать? 

С литературой мне не нравится импровизировать, потому что это сложно. Я пока что не нашла универсального способа подготовки: когда получается, когда нет. Мне не нравится, когда не получается, поэтому я лучше к ней подготовлюсь. А вот с русским языком бывает по-разному. Как говорил наш преподаватель: «Хорошая импровизация — это подготовленная импровизация». Ты подготовил урок, включил в него разные виды деятельности, что-то интересное для тебя и детей. И ты ведёшь урок по этой готовой импровизации. Будет и твоя эмоциональная отдача, и детей, всем понравится. 

Про обязанности учителей все знают, а что по поводу их прав?

Если мы рассматриваем отношения учитель-ученик, учитель-работодатель (завучи или директор), то ответы будут разниться. Как я думала, учитель от своего работодателя может требовать уважения. Оказывается, это не так. В моей школе, не буду обобщать. А что касается ученика, мне кажется, максимум, это исполнение ученических обязанностей: вовремя принесённое домашнее задание. И администрация, в том числе и в нашей школе, ругает учителей за двойки или тройки учеников. Это наш просчёт, а не ученика, который, допустим, систематически не приносит домашние задания. Получается, что учитель должен не только на уроке дать знания, но и позвонить родителю, сказать, что чадо не принесло домашнее задание. А родители бывают разными. Или каждый день напоминать ученикам, даже если ты не классный руководитель, что нужно принести и сдать это и это, иначе будут двойки. Я не понимаю, почему в мои обязанности это входит. Это не моя ответственность. Я пытаюсь  сделать так, чтобы мои уроки соответствовали ФГОСам, пытаюсь дать детям всё, что могу. Но получается так, что завучи и директора обращают внимание только на отметки, и почему-то попадает учителям. в том числе от родителей, которые возмущены, почему их ребёнок не знает, почему его не вывели на тройку. Ребёнок получается объектом обучения, хотя он должен быть субъектом этого действия. Учитель должен, должен, должен. А на что мы вообще имеем право? Учитель не может успевать везде и всюду: и нормально готовить уроки, и в то же время отвозить класс куда-то загород, потому что это и бумажное оформление, и эти места надо искать, созваниваться. 

Теперь маленький блиц: русский язык или литература?

Русский язык.

А есть любимый класс, в каком больше всего нравится преподавать? А в каком легче?

Мне очень нравится в шестом, но там сложно, потому что русский язык я веду там синкретично: могу, допустим, с ними анализировать картины Ван Гога. На литературе так не сделаешь, не ко всем произведениям получится.
 
Кино или книга?
 
Книга.
 
Тогда любимое произведение или, возможно, писатель?
 
Можно несколько?
 
Да, конечно.
 
Несколько месяцев назад я закончила читать «Анну Каренину», и теперь это моё самое-самое любимое произведение. Второе это Милан Кундера «Невыносимая легкость бытия». Третье это всё о Муми-троллях. 
 
Сложный вопрос, но почему они тебе нравятся?
 
«Анна Каренина» мне нравится, потому что никто так точно и правдиво не описывал жизнь женщины, как Толстой. И никто так не близок мне по мироощущению как Толстой. Он пока что дал мне ключик к пониманию смысла жизни. Хотя говорят, что у каждого оно своё, но он мне ближе всех. Милан Кундера, его книга — произведение искусства. Её интересно анализировать, ощущать, не только читать. И Муми-тролли: потому что там очень-очень просто о трагическом мироощущении, которое близко мне. В то же время, когда ты читаешь эту книгу, испытываешь удивление, насколько сложное основополагающее в жизни, может быть описано так просто. И не верится даже, что это для детей. 
 
И завершающий вопрос: может ли злодей писать хорошие произведения?
 
Не знаю, а разве важно, какой морально человек, если написанное произведение настолько потрясающее. Мне, например, не важно, каким был Есенин или Некрасов. Я, как филолог, понимаю значимость биографических подробностей для его творчества, но мне совершенно неважно, какой это человек. У нас почему-то сложилось требование к писателю, что он обязательно, особенно если он пишет для детей, должен быть исключительно чист нравственно. Но это же человек. Тем более, если он гениален, то он всесторонне развит, значит, он познал жизнь во всех её проявлениях. 
 

Беседовали Ирина Летуновская и Полина Духно
Редактировала Александра Костина

Расскажи, как ты связана с преподаванием?

Я преподаю уже второй год. Теперь обучаю шестые, девятые и десятые классы. В прошлом году был пятый и два девятых.

Какие предметы преподаёшь?

Преподаю и русский язык, и литературу. В этом году у меня подготовка к ОГЭ и ЕГЭ.

Расскажи, какой ученицей была ты? Какие предметы любила больше всего? Каково тебе было в школе?

Думаю, что ученицей я была неплохой, старательной, потому что учиться было приятно, мне это очень нравилось. Как в принципе и сейчас. Учёба стала моим стилем жизни. Предметы я обожала почти все: мне очень нравились информатика, русский язык, литература, местами даже математика. 

Насколько сейчас мечтательны дети? Или они замотивированы думать только о будущем?

Так как я веду в разных классах, то отвечу в соответствии с разной возрастной категорией. Если мы говорим о выпускниках, то, мне кажется, мечта для них вообще практически отсутствует, потому что они загружены подготовкой к ЕГЭ и ОГЭ. У них много репетиторов, дополнительных занятий, не остаётся времени на самое важное обдумать свою жизнь. Когда мы обсуждаем произведение или жизненно важные вопросы, например, о счастье, мечте, им очень сложно ответить. Они ищут ответы на наших уроках почему-то, а не в своей жизни. А вот для шестых и пятых классов всё немного проще, потому что это дети, у них хоть и есть загруженность внеурочная, но всё-таки они больше открыты миру. Я сама такой человек, и они мне вторят. Готовы мечтать, думать о жизни, причём в разных ключах. 

Что сейчас проходят, например, в шестом классе? Какое произведения вызвало бурное обсуждение в шестом и десятом классах?

В шестом «Дети подземелья» Короленко, потому что они сочувствовали герою, для них это всё было как в новинку. Тем более я попыталась связать текст с жизнью и привела аналогию: мы осуждаем этих героев, они оценивают жителей подземелья, бедняков, только по внешнему виду, не заглядывая в их душевный мир. И мы их осуждаем, понимаем, что это неправильно. Если мы посмотрим на свою жизнь, своё поведение, то окажется, что мы точно так же себя ведём в каких-то моментах. Детей это зацепило, им понравилось, и вызвало бурное обсуждение. В девятом классе это был «Евгений Онегин», потому что герой им понравился, потому что он очень неоднозначный. А в десятом классе меня удивило, что таким произведением стала некрасовская поэма «Кому на Руси жить хорошо». Меня в своё время оно совсем не зацепило. Некрасов был мне очень чужд как писатель, а сейчас, будучи студенткой, я открыла его для себя именно благодаря этой поэме. Мы с детьми начали это обсуждать через тему счастья. Да, читать им было очень сложно, но мне удалось, или им удалось так рассмотреть произведение, что это их заинтересовало. И удивительно, что не «Обломов» вызвал такие обсуждения, а именно тема счастья у Некрасова. Наверное, они, уже будучи взрослыми, соединяют литературу и жизнь, и что они видят в жизни, то их трогает и в литературе: отсутствие счастья сейчас, к сожалению, учитывая последние политические обстоятельства, и отсутствие счастья у Некрасова.

У меня возник вопрос по поводу Пушкина и Некрасова: поэтическая форма произведений, как ученики к ней относятся? Их она не пугает? То что ты сказала, для меня удивительно.

Как по мне, это две совершенно разные поэтические формы, потому что Пушкин всегда читается очень легко, а вот Некрасов очень труден для понимания, потому что там всё-таки смысл лежит глубже, чем у Пушкина, хотя и его трудно разбирать. Поэтому мы с классом работали так: мне достался слабый девятый, потому что у них на протяжении двух лет не было вообще литературы и русского языка. Мы пробовали комментировать текст. Обычно так уроки не делаются, и это неправильно, но я подумала, что это будет лучше для понимания текстов. Мы читали какой-то отрывок из «Евгений Онегина», я буквально задавала вопрос по определённым строкам или строфам: это уже не наше время, почему было важно, что Онегин танцевал мазурку с лёгкостью, им непонятно. Я понимала, что детям будет трудно читать, и что поэтическая форма может вызвать отторжение, тем более поэма написана народным языком. И я до того, как они начнут читать, задала такой вопрос: почему поэма может не понравиться, вызывать отторжение, и почему она может понравиться, чем она может вызывать симпатию. И удивительно, но почему-то каждый из них нашёл ответ на тот и на другой вопрос нашли всё-таки что-то своё в этом. Как и с первым случаем мне пришлось всё объяснять, особенно пролог, чтобы они сразу настроились, что это не та поэма, где мы просто читаем о путешествии мужиков, а чтобы они осмыслили это произведение через сюжет гомеровской «Одиссеи», смотрели глубже, тогда будет интереснее.

Сейчас ты учительница, а кто был таковым для тебя? 

Давай так: в преподавании или в литературе?

Ты можешь ответить на оба вопроса, если ответы разнятся. 

Тогда мы будем начинать с литературы. Так сложилось, что моя жизнь обусловила мой интерес к литературе. И конечно же это началось с нашего учителя по литературе и русскому языку — Светланы Алексеевны. Она и обнаружила мою склонность, и начала со мной заниматься. А вот именно к преподаванию мою склонность, наверное, пробудил преподаватель уже в университете. Она преподаёт уже очень долго, ей 80 лет, отвечает за образование во всём нашем городе, Владивостоке — Татьяна Фёдоровна Панченко. Я писала у неё и курсовые работы, и дипломную, она меня быстро подхватила и заинтересовала в преподавании, определила меня в школу. И я подумала, почему бы не попробовать. 

Я стараюсь преподавать литературу и русский язык синкретично, с точки зрения разных искусств. Я стала по-другому смотреть на преподавание литературы, и открываю для себя те моменты, которые для меня были сокрыты в университете. Хотя мне кажется, что в университете я более глубоко изучала литературу, чем в школе, здесь это поверхностно иногда выходит. Но я стараюсь выходить из этого состояния. 

И ещё один преподаватель в университете, это наш куратор Мария Анатольевна. Она преподавала историю русской литературы третьей трети XIX века, вела у нас Достоевского, Толстого, и получалось, что мы ей задавали вопросы по другим периодам литературы. Она преподавала литературу для жизни, не для усвоения каких-то определённых знаний, объясняла те моменты, которые, действительно, помогут нам осознать нашу жизнь. Это я пытаюсь в своём преподавании тоже донести до детей: литература, она вообще-то не для того, чтобы мы сдавали ЕГЭ и ОГЭ, понимали, что плохо, а что нет, она не об этом. Хорошая литература говорит о сложности жизни.

Тогда следующий вопрос: какие качества ты считаешь важными для себя как учителя?

Сейчас меня, наверное, коллеги побили бы, потому что мы разного поколения и я понимаю, что для меня сейчас важна не дисциплина, не строгость, а, в первую очередь, контакт с ребёнком. Если это переводить в область качеств, то, наверное, понимание, потому что к разным людям нужен разный подход. Когда у ребёнка возникает приятие к тебе, значит, возникает приятие к твоему предмету: он ходит на твои занятия, у него есть интерес к этому предмету, а с интересом повышается его уровень знаний, и так мы достигаем результата. Часто это бывает не так, не всегда получается чтобы ребёнок повысил уровень до какого-то очень-очень высокого, дисциплина всё-таки влияет, поэтому второй важный критерий, важное качество, это, наверное, умение выстраивать границы. Не так, что ты пришёл, противопоставил себя детям, показал, какой ты строгий учитель, нет. Нужно давать понять что у тебя есть какие-то требования определённые. Тогда будут приноситься домашние работы, дети будут работать на уроках. Третий момент, это, наверное, осознанность. Мне хочется, чтобы я воспитывала не умение выполнять в заданный срок задание, а осознанно подходить к предмету и жизни. Ещё очень важны креативность и эмоциональность. Как нам говорили ещё в университете, учитель должен быть немножко актёром, потому что иначе интерес, например, у младших классов не вызовешь. Я была на замене у класса, у которого я не веду. Это был пятый. Там ведёт учитель, которому уже много лет, у неё большой опыт, она считается хорошим педагогом, у её учеников всегда высокие результаты по ЕГЭ и ОГЭ. Но когда я пришла в её класс, дети вызвали у меня шок: они молчали. Была абсолютная тишина, к которой я не привыкла, потому что урок — это всегда взаимодействие. Я говорю, спрашиваю, и они мне дают обратную связь. Сейчас по новым стандартам учитель должен создавать образовательную среду, в которой дети получают знания, мы исходим из эвристического метода обучения. А там дети были «мёртвые». Но как только они увидели, что я не кричу, не кусаюсь, улыбаюсь им, где-то даже шучу, тогда они начали давать обратную связь, очень-очень активно работать, даже начали выходить по своему желанию к доске, что, как я поняла, у них редкость. Очень важно, чтобы ты тоже был живым и креативным, потому что, когда русского языка и литературы по 5-6 часов в неделю, это тяжело для ребёнка. Приходится придумывать интересные задания, но это не значит, что они будут непродуктивными в обучающем плане.

Следующий вопрос сложный. Насколько сейчас в школе меняется система преподавания, исходящая из опыта и возраста. Позволю обобщить и сказать, что многие из нас помнят учителей в возрасте, которые выстраивают систему, к которой они привыкли.

Да, у нас не было молодых преподавателей, но у нас была Марина Юрьевна (прим. учительница информатики). Я сейчас понимаю, что она суперски вела занятия, почему-то по русскому и литературе мне занятия не запомнились, а вот с ней остались какие-то воспоминания. В нашей школе всего два молодых специалиста  в среднем звене и два в начальной школе. По остальным школам я знаю, что очень много молодых специалистов, у них своё community, им гораздо проще адаптироваться, чем, например, было мне. Когда я пришла, молодым специалистом была только я, и педагоги старшего поколения очень предвзято относились ко мне, считали нужным поучать, не показывать, как надо, не рекомендовать, а именно поучать. А ещё, если говорить о молодом коллективе, у нас же должно быть наставничество по идее, чтобы процесс адаптации проходил проще, лучше. Это на самом деле очень важно, но у меня его не было. Мне приходилось как-то самой в этом коллективе адаптироваться. Но хорошо, что происходит смена поколения учителей, потому что всё-таки контакт с детьми очень важен. Не все учителя старшего поколения отстранены от детей, не дают им сказать, не воспитывают в них критическое мышление, они нацелены только как наше государство на ЕГЭ и ОГЭ. Я, конечно, утрирую, понимаю, что это не так, но всё же я считаю, что лучше, чтобы было побольше молодых специалистов. Но их будет больше, когда будут условия.

Один из самых важных вопросов: есть ли у учителей / репетиторов каникулы? И насколько тяжело разграничивать рабочее и личное? Это и про заполнение бумаг, и про звонки в девять вечера, и про общение с родителями. 

Да, для меня очень важно поделиться, потому что это наболевшее. Если вы берёте классное руководство в первый год, то делаете огромную ошибку, потому что у вас ещё нет опыта работы с детьми и их родителями. Так сделала я, и отказалась на второй год, хотя с детьми у меня был отличный контакт. Я начала осознанно подходить к коллективу, понимала, что за проблемы в нём существуют, какие там дети, начала работать над этими проблемами, на что родители мне заявили: «Вы не занимаетесь нашими детьми, не возите их никуда». Но в обязанности классного руководителя и меня как предметника не входит организация мероприятий, вывоз детей на свежий воздух. Во-вторых, вам не будут звонить родители, если вы учитель-предметник, то есть они ваш контакт просто не будут знать, и не надо его давать ни в коем случае. У нас есть по русскому языку общий чат с каждым классом, там нет ничего криминального, как думают родители. Что там ещё было в вопросе?

Например, про ремонт школы в летние каникулы. Что ещё учителя делают , кроме того, что учат?

Делают очень много всего. У нас в этом году была критическая ситуация со снегом, и в то время, когда ученики спят в своих постелях, мы чапаем в школу не учить, а убирать снег, потому что так сказал наш директор. Это первый момент. Второй: все учителя во всех школах почему-то делают ремонт самостоятельно в кабинетах. Хотя мы не обязаны это делать. Например, одна из моих коллег покрасила стены в кабинете, другая за свой счёт установила батареи. Для меня это было бы странно, потому что, извините, но школа это не мой дом, а моё рабочее место, которое должен организовывать мой работодатель. А ещё ко мне каждый раз заходят и говорят: «Полина, протри пыль с подоконников, полей цветы». Мне вообще не до этого, честное слово, потому что каждую перемену я обязана находиться с моими детьми, смотреть, что они делают в классе, с оборудованием, потому что за это отвечаю я. Мне некогда смотреть за пылью на подоконниках и за тем, не засохли ли у меня цветы. У нас есть уборщицы, мне кажется, что это их работа, но ругают меня. Учителя выполняют всё, везде и сразу. И обучение — это не главная наша обязанность, как оказалось. Например, неделю назад выяснилось, что моя главная обязанность — это заполнение документов, потому что ко мне подошли и, повышая голос, доходчиво спросили, почему у меня не заполнен журнал индивидуального обучения. А он в XXI веке у нас в бумажном виде. Я должна на двух учеников, у которых одинаковая программа одно и то же писать два раза, каждую неделю. Естественно, из-за того, что у меня большой темп работы, то есть 28 часов плюс домашнее обучение, 3 ученика, у каждого из них по 3 часа в неделю. Иногда я забываю, как и остальные нормальные люди что-то делать в плане бумажной работы. И мне сказали, что вычтут эти незаполненные часы из зарплаты, если я сейчас же не пойду (а был урок) и не заполню документы, то есть я должна бросить детей и идти заполнять бумажки. Я к тому, что почему-то проверяют всю документацию, а не то, как я готовлюсь к уроку. Для меня это огромный вопрос и огромное удивление, почему именно так всё обстоит. 

Ещё у тебя был вопрос по поводу личной жизни. Это смотря, как ты относишься к своей работе и своей личной жизни. Моя подруга работает до 8 часов каждый день, в субботу ведёт внеурочную деятельность. Человек живёт одной работой. Для меня это странно, хотя я думаю, что она, как педагог, поступает верно: всё своё время, всё, что в ней есть, что может, она отдаёт детям. Но я так не готова делать, мне важны мои внутренние ресурсы. Я ответственно отношусь к своей работе, но не готова всё своё время посвящать подготовке уроков, внеурочной деятельности, потому что, если ты всё это будешь делать при нагрузке 28 часов (не беру домашнее обучение), ты просто сойдёшь с ума. Будешь работать, как я в первый год: сидеть до девяти часов вечера, делать карты урока, готовить материалы и почти не спать. Но это не хорошо. Только если ты видишь свою самореализацию только в работе — я нет.

У меня не было ещё такой ситуации, когда работа и личное время сосуществовали в гармонии. Всегда работа почему-то вытесняет мою внутреннюю энергию, мне её попросту не хватает. И работа так сейчас устроена, что этого личного времени и не может быть, если ты готовишься к урокам. Понятное дело, что учителя с опытом, как мне кажется, уже не готовятся, не выстраивают урок заново. Они пришли, отчитали материал, к которому привыкли, и ушли, забыли. А мне так не хочется, потому что всё-таки это большая часть моей жизни, поэтому я хочу её интересно провести. И даже когда сил очень мало, как было неделю назад, я подумал, что совмещу приятное с полезным. У нас была тема с шестым классом — местоимения. Я включила одну серию «Смешариков» и придумала задание вычленить местоимения. Удивительно, что я и для себя почерпнула, что мы очень много в нашей речи используем местоимений. И они это увидели, потому что записывали очень-очень много в течение всего шести минут. Но с такой нагрузкой невозможно качественно проводить уроки, ты иногда просто к некоторым не готовишься. Приходится выручать себя знаниями из университета, навыками анализа, выдумывать и выходить как-то из этой ситуации. 

Что тебе всё-таки больше нравится: иметь план и ему следовать или импровизировать? 

С литературой мне не нравится импровизировать, потому что это сложно. Я пока что не нашла универсального способа подготовки: когда получается, когда нет. Мне не нравится, когда не получается, поэтому я лучше к ней подготовлюсь. А вот с русским языком бывает по-разному. Как говорил наш преподаватель: «Хорошая импровизация — это подготовленная импровизация». Ты подготовил урок, включил в него разные виды деятельности, что-то интересное для тебя и детей. И ты ведёшь урок по этой готовой импровизации. Будет и твоя эмоциональная отдача, и детей, всем понравится. 

Про обязанности учителей все знают, а что по поводу их прав?

Если мы рассматриваем отношения учитель-ученик, учитель-работодатель (завучи или директор), то ответы будут разниться. Как я думала, учитель от своего работодателя может требовать уважения. Оказывается, это не так. В моей школе, не буду обобщать. А что касается ученика, мне кажется, максимум, это исполнение ученических обязанностей: вовремя принесённое домашнее задание. И администрация, в том числе и в нашей школе, ругает учителей за двойки или тройки учеников. Это наш просчёт, а не ученика, который, допустим, систематически не приносит домашние задания. Получается, что учитель должен не только на уроке дать знания, но и позвонить родителю, сказать, что чадо не принесло домашнее задание. А родители бывают разными. Или каждый день напоминать ученикам, даже если ты не классный руководитель, что нужно принести и сдать это и это, иначе будут двойки. Я не понимаю, почему в мои обязанности это входит. Это не моя ответственность. Я пытаюсь  сделать так, чтобы мои уроки соответствовали ФГОСам, пытаюсь дать детям всё, что могу. Но получается так, что завучи и директора обращают внимание только на отметки, и почему-то попадает учителям. в том числе от родителей, которые возмущены, почему их ребёнок не знает, почему его не вывели на тройку. Ребёнок получается объектом обучения, хотя он должен быть субъектом этого действия. Учитель должен, должен, должен. А на что мы вообще имеем право? Учитель не может успевать везде и всюду: и нормально готовить уроки, и в то же время отвозить класс куда-то загород, потому что это и бумажное оформление, и эти места надо искать, созваниваться. 

Теперь маленький блиц: русский язык или литература?

Русский язык.

А есть любимый класс, в каком больше всего нравится преподавать? А в каком легче?

Мне очень нравится в шестом, но там сложно, потому что русский язык я веду там синкретично: могу, допустим, с ними анализировать картины Ван Гога. На литературе так не сделаешь, не ко всем произведениям получится.

Кино или книга?

Книга

Тогда любимое произведение или, возможно, писатель?

Можно несколько?

Да, конечно.

Несколько месяцев назад я закончила читать «Анну Каренину», и теперь это моё самое-самое любимое произведение. Второе это Милан Кундера «Невыносимая легкость бытия». Третье это всё о Муми-троллях. 

Сложный вопрос, но почему они тебе нравятся?

«Анна Каренина» мне нравится, потому что никто так точно и правдиво не описывал жизнь женщины, как Толстой. И никто так не близок мне по мироощущению как Толстой. Он пока что дал мне ключик к пониманию смысла жизни. Хотя говорят, что у каждого оно своё, но он мне ближе всех. Милан Кундера, его книга — произведение искусства. Её интересно анализировать, ощущать, не только читать. И Муми-тролли: потому что там очень-очень просто о трагическом мироощущении, которое близко мне. В то же время, когда ты читаешь эту книгу, испытываешь удивление, насколько сложное основополагающее в жизни, может быть описано так просто. И не верится даже, что это для детей. 

И завершающий вопрос: может ли злодей писать хорошие произведения?

Не знаю, а разве важно, какой морально человек, если написанное произведение настолько потрясающее. Мне, например, не важно, каким был Есенин или Некрасов. Я, как филолог, понимаю значимость биографических подробностей для его творчества, но мне совершенно неважно, какой это человек. У нас почему-то сложилось требование к писателю, что он обязательно, особенно если он пишет для детей, должен быть исключительно чист нравственно. Но это же человек. Тем более, если он гениален, то он всесторонне развит, значит, он познал жизнь во всех её проявлениях. 


Беседовали Ирина Летуновская и Полина Духно

Редактировала Александра Костина