• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Почему в 2023 году люди продолжают делать печатные журналы?

Многим знакомо чувство, когда просто нельзя что-то не сделать. Так появился самиздат «К!», в редакции которого собрались люди, связавшие свою жизнь с кино. В этом интервью Даша, Диана и Света расскажут о создании журнала «К!», работе независимой редакции и исследовательском подходе к созданию материалов.

Почему в 2023 году люди продолжают делать печатные журналы?

Фото telegram-канал @kcinemazin, коллаж Полины Ярош

Расскажите о себе.

Диана: Меня зовут Диана, сейчас я работаю в «Доме Кино». С ребятами мы познакомились на первом курсе магистратуры в Смольном. В целом, каждый из нас занимается той или иной культурной работой.

Даша: Я Даша, работаю в «Доме Радио» и на киноконкурсе «ЛУЧ». Можно сказать, я автор-фрилансер. Ещё выступаю с лекциями в Санкт-Петербурге.

Света: Так вышло, что сейчас я нахожусь в Индонезии. Здесь веду киноклубы, рассказываю, как смотреть кино. Но я, в отличие от девочек, занимаюсь скорее массовым кино. Надо отметить, что в редакции всего одиннадцать человек и каждый из нас каким-то образом связан с кино. Нет такой истории, что кто-то швея или шахтёр.

«Бывает так, что невозможно что-то не создать», — Даша

Фото telegram-канал @kcinemazin

Как возникла идея создать редакцию? Через какие этапы вы прошли?

Даша: Журнал родился под лозунгом «невозможно что-то не создать». Мы просто пили кофе, и у кого-то появилась эта идея. Потом оказалось, что в нашей группе есть все, кто нужен для редакции: и дизайнер, и авторы, и редакторы, и верстальщик. Раньше мы не были знакомы, встретились в 2020 году в магистратуре.

Как выглядит ваша внутренняя редакционная жизнь?

Света: У нас редакция горизонтально-вертикальная, мы меняемся от выпуска к выпуску. Конечно, есть более стабильные должности: редакторы, например. Потому что у них есть опыт, которого нет у других. Кто хочет написать текст — обсуждаем перед каждым новым выпуском. Единственный этап с более серьезными ограничениями — вёрстка. Хотя даже в этой сфере за пять выпусков поменялось три человека. У нас есть дизайнерка Ира, которая придумала визуальные концепции. Но если кто-то хочет себя в чём-то попробовать, мы друг друга стараемся не ограничивать.

Какие видите проблемы со студенческими СМИ сейчас?

Даша: Как студенческое СМИ мы никогда не позиционировались, просто были в общей университетской среде, ходили на одни и те же пары и смотрели одни и те же фильмы. Смольный нас не спонсировал. Главное влияние университета — это преподаватели, которые нас учили и поддержали инициативу.

Какой у вас опыт публикаций?

Диана: У меня до журнала не было опыта письма. Наверное, многие понимают, что находятся в тупике, если хотят писать о кино: есть такие мастодонты как «Сеанс» и «Искусство кино», куда вообще непонятно как попасть.

Света: Есть ощущение, что если не сделать своё, то никуда не попадёшь. Хотя именно в студенческие годы такой потребности не было. Мы тут не профессиональные авторы.

«Наши статьи — это скорее исследования», — Диана

Фото telegram-канал @kcinemazin

Как вы выбираете тематику материалов? Часто ли задумываетесь, что интересно читателю?

Диана: Очень хочется сказать, что да, но мне кажется, мы вообще о читателе не думаем. Когда журнал только создавался, что-то внутри бурлило и хотело выплеснуться наружу. Писали, о чем могли. Материалы у нас очень неожиданно появляются. Они на самом деле пишутся не потому, что мы себя считаем очень осведомлёнными в какой-то теме. Наши статьи — это скорее исследования. Например, был у нас материал Даши в третьем выпуске «Некоторые мысли о танце в кино», она изначально в этом совсем не разбиралась. Но появился интерес исследовать вопрос.

Света: Очень ценно, конечно, когда это всё собирается в общие смыслы. Хотя темы выпусков у нас нет, есть какое-то общее настроение или лейтмотив.

Даша: Диана верно подметила, что у нас исследовательский подход. Может, я, конечно, его не совсем верно трактую, но мне кажется, когда исследователь пишет работу, он не сильно задумывается, кто это будет читать. Он пишет в первую очередь о том, что его занимает. Хотя я думаю, что «К!» всё равно отражает внешний мир, даже если не магистральные линии. Мы ориентируемся на человеческий «мэтч». Вряд ли у общества есть запрос на наши тексты, но иногда происходят такие совпадения, и человек находит что-то интересное для себя у наших авторов. Совпадения случайные, но очень точные.

Диана: Мы очень редко пишем о новинках. Когда делаешь печатное издание, такой подход сильно расширяет аудиторию. Ведь никогда не знаешь, в какой момент у человека окажется в руках номер.

Почему именно печатное издание? Кажется, сегодня это не очень актуально и люди больше ориентируются на интернет-СМИ.

Света: За актуальностью мы не идём. И выделяться мы тоже не хотели. И мысли такой не было, актуально наше дело или нет. Плюс это было в пандемийные годы, хотелось чего-то физического, банально оставить после себя что-то весомое, настоящее.

Диана: Вспомнила нашего преподавателя по монтажу — Радеева Артема Евгеньевича. Он давал дополнительные баллы за «вклад в науку», например, за статью или что-то в этом роде. Мне кажется, такая ерунда тоже повлияла. Бессознательное желание создать штуку, которая материально после тебя останется.

Даша: Да и взаимодействие внутри редакции совсем другое. Цикл работы печатного издания отличается от цикла интернет-СМИ. Нам нужно собрать десять или пятнадцать текстов, три раза отредактировать всё, потом сверстать, снова вычитать, отдать в типографию и так далее. У интернет-изданий всё происходит быстрее: текст, редактура, выложить. При такой тесной работе как у нас, связь интимнее.

«Когда мы первый раз пришли в “Порядок слов”, нас уговаривали поставить цену на журнал», — Даша 

Фото telegram-канал @kcinemazin

Так ли сложен процесс печати и распространения журнала, как кажется на первый взгляд?

Света: На самом деле, нет. Сначала процесс действительно кажется совершенно невозможным, но потом вникаешь, и всё оказывается не таким уж и тяжёлым. Мы даже толком не искали магазины, большинство нашли нас сами.

Даша: Когда мы первый раз пришли в «Порядок слов», нас уговаривали поставить цену на журнал. Мы вообще хотели оставить его там бесплатно, просто чтобы полежал.

Света: Да, а через несколько дней нам написали второй, третий магазины. А типографии выбирали те, что дешевле берут и меньше косячат.

Даша: Сложнее даже не сделать финальный продукт, а принять решения в процессе. Мы их обсуждаем коллективно, и все одиннадцать членов редакции должны прийти к согласию. Обсуждаем всё: от цвета обложки до формы скобочек. Помню, у нас было несколько созвонов по одной букве «ё».

«Мы заявили о себе громко, чем я очень горжусь», — Света

У вас не только редакция, но и телеграм-канал, где вы часто пишете о киномероприятиях. Как получается выходить на такие площадки, как Дом кино или Новая Голландия?

Диана: Всё получается по дружбе. Коллега (привет, Оля, крёстная мать «К!») познакомила нас с Новой Голландией, часто что-то предлагают бывшие сокурсники. Но киноклуб на Новой Голландии — не совсем часть журнала, хотя такие публичные мероприятия для нас важны, потому что появляется возможность посмотреть на читателей.

Даша: Сначала был только журнал. Всё остальное появилось совсем недавно, в последний год, наверное. Про Новую Голландию сложно говорить так однозначно, потому что для меня она тоже часть журнала. Мы думаем и работаем над киноклубом вместе. А вот, например, показ «Мы кружим в ночи, и нас пожирает пламя», о котором мы тоже писали в телеграм-канале, — уже чисто моё мероприятие. Или киноклуб в Doctrina et Nobiles, там тоже были только наши авторы. Сейчас [1] у нас цикл в Севкабель Порту, где мы показываем боевики. Этот жанр не так часто выносят на серьёзное обсуждение. С Севкабель Портом мы тоже работаем коллективно, можно назвать это нашей редакционной деятельностью.

Света: Мероприятия — это логичное продолжение нашей работы. Журнал всё-таки выходит редко. Но под прямым сотрудничеством я понимаю только ситуации, когда нам пишут: «Здравствуйте, “К!”. Хотим сотрудничать». Мы заявили о себе громко, чем я очень горжусь.

Можете коротко рассказать о ближайших планах?

Даша: Мы не сильно думаем о будущем. Всегда концентрируемся на настоящем. Сейчас в процессе пятый выпуск, мы всё ещё занимаемся его распространением. Главная задача, конечно, чтобы проект продолжал жить. Задумываемся об онлайн-мероприятиях. Пятый выпуск — первый, который отправится в другие регионы. Поэтому есть смысл проводить что-то в онлайн-формате — может, разговорный клуб или просто посиделки с читателями. Хочется тираж увеличить, но это скорее мечта.

Света: Из самого ближайшего — презентация пятого выпуска, потому что он всё ещё в процессе выхода [2].

Как думаете, на данном этапе журнал живёт всё ещё благодаря вашей инициативе или всё же читательской?

Света: Если бы не было читательской, мы бы не продолжали выпускаться. Конечно, началось с нашей инициативы, но процесс заработал в полной мере благодаря читателям.

Даша: Да, думаю, если бы нас не читали, мы бы сдулись после первого номера. Не люблю слово «успешно», но 150 выпусков тогда разлетелись успешно. Спасибо, конечно, магазинам, которые нас взяли, потому что никакой коммерческой выгоды мы им не приносим. Сложно говорить про читателя, я его очень смутно представляю. У нас есть Никита, который разносит выпуски, и у него, с одной стороны, большая ответственность, с другой — приятная привилегия посмотреть на читателей вживую. Поэтому для меня лично ещё важны упомянутые онлайн-форматы. Там точно будут наши читатели, потому что на очные лекции часто ходят люди, которые про «К!» не знают.

Принимаете ли вы сторонних авторов?

Диана: Несмотря на то, что у нас есть приглашённые авторы, редакция в целом довольно закрытая. Мы были открыты к новым авторам, но случались не очень приятные истории. Была ситуация с плагиатом, например. Конечно, нельзя сказать, что мы перестали принимать людей только поэтому. Быть закрытой редакцией не хочется, но у нас просто нет необходимости в людях. У нас есть авторы, которые никуда не уходят, и, если добавятся новые, нам банально придётся менять формат. Мы уже сейчас понимаем: ещё несколько страниц, и «К!» перестанет садиться на скрепку. Возможно, будет open-call, о нём обязательно расскажем в телеграм-канале @kcinemazin [3]. Но скорее всего будем брать авторов с уже готовыми текстами, иначе сложно. Не потому что тексты плохие, а потому что они часто выбиваются. От новых людей мы не отказываемся, просто приняли пока такую политику.

О чём читать в «К!»?

  • Заметки о фестивале независимого корейского кино (Лена Дубникова, выпуск №1);

  • Убивая взглядом: как зритель становится соучастником экранных преступлений (Светлана Ланг, выпуск №2);

  • Конструкция голоса(-ов) в фильме Марлона Риггса Tongues Untied (Варвара Смирнова, выпуск №3);

  • Некруглый нестол о гипнотическом кино (Никита Лопатин и Даша Чернова, выпуск №4);

  • На грани: случаи миграции (в) кино (Редакция «К!», выпуск №5).

Фото telegram-канал @kcinemazin

[1] — Интервью было проведено 15 марта 2023 года.

[2] — На данный момент презентация пятого выпуска завершена, в работе новый, шестой, выпуск журнала «К!».

[3] Open-call успешно состоялся в июне 2023.

 

Беседовали София Филимонова, Дарья Чернова, Диана Абу Юсеф и Светлана Ланг
Материал подготовила София Филимонова
Редактировала Варвара Тимофеева