Андеграунд поневоле: художественная среда на Южном Урале
В последние годы активно развивается творческая среда в периферийных городах. Сейчас вопрос развития художественного процесса в областях становится всё актуальнее. Аутентичность местечкового искусства и его децентрализация всё дальше отходит от профилированного взгляда московского куратора. О том, как чувствуют себя художники в Челябинске, читайте в интервью с куратором центра современного искусства.
Каждый год вузы заканчивают тысячи художников и молодых кураторов. Некоторые остаются в Питере и Москве, кто-то уезжает за рубеж, а другие возвращаются в свои города. Творить в родном городе, любимом и прекрасном — что может быть комфортнее и интереснее? С ним нас связывают семья, детские воспоминания, первые друзья, любимый парк, место первого поцелуя, знакомые улочки и дома. С другой стороны, ощущается недостаток художественной жизни для горожан, и существует возможность занять свободную нишу.
На другом полюсе — замкнутость художественной среды, отсутствие взгляда на инициативы значимыми медиа и СМИ, непонимание со стороны жителей города.
На несколько вопросов о художественной среде Челябинска, ответила Алиса Жихарева, куратор ЦСИ «Клоповник» и представитель художественной тусовки Челябинска.
Выставка «Беспечатники» оказалась последней для «Клоповника», который закрылся в марте 2021 года, но сейчас Алиса занимается открытием новых проектов для молодых художников Южного Урала: встречи с художниками «Квартиральня» и интенсив «Элеватор».
Добрый день, Алиса. Что для тебя значит челябинская художественная среда? Как в городе чувствуют себя молодые художники, кураторы, галеристы?
По поводу челябинской культуры, мы всегда говорим, что это андеграунд поневоле. Челябинск — город, в котором бизнес, администрация, управление культуры до недавнего времени не понимали, зачем поддерживать культурные инициативы, почему это имеет значение, и почему, когда молодёжь собирается в одном месте и «копошится» — нужно относится серьёзно. Мы видим, что в последние два-три года ситуация меняется. Причина этому далеко не мы, «Клоповник».
Есть целое созвездие организаторов и кураторов, которые как пионеры на непаханом поле создавали фестивали лет десять с лишним назад. Они рассказывают, что тогда не было вообще ничего. В пространстве города не было ни площадок, ни бюджетов, ни институций, которые могли бы их дать, не было даже работы с государственными грантами, которые сейчас для многих служат средством существования.
Они начинали очень искренне создавать проекты для себя и друзей. И непонятно было, как, по каким методикам делать арт-проекты. Никто не рассчитывал на прибыль и устойчивость. Просто делали. И, мне кажется, именно так всегда начинают в периферийных городах. Сейчас Челябинск преодолел начальный этап, когда самостоятельные организации появляются за неимением лучшего, а «Клоповник», если говорить о нём, появился именно от нашей скуки. Мы чувствовали, как нам, творческим людям и художникам, некуда пойти и негде найти сообщество близкое по духу.
Самоорганизация — это всегда про возможность высказываться свободнее, и говорить, что и как ты хочешь.
В каком состоянии сейчас находятся организации в сфере работы с художниками?
Челябинск находится на том этапе, когда он готов впустить в себя современное искусство, если этому не помешают экономические факторы. Возможно, это перейдёт на новый уровень: появятся институции от государства. Сейчас в городе нет ничего, что работало бы от государства с современным искусством, только музеи с «суперклассической» повесткой. Мне кажется, что движение в эту сторону начнётся.
В прошлом году мы всем содружеством организаторов в сфере культуры поняли, что пора получать за это деньги. Мы все любим свою работу, искренне любим свой город и хотим делать для него что-то более качественное. Но без вложений и финансирования проекты на том уровне, которые мы задумываем, уже не сработают.
Сейчас многие деятели культуры находятся в поиске почвы под ногами, средств для существования, чтобы продолжать делать то, что они хотят. Кто-то работает с государством, кто-то принципиально работает с бизнесами, кто-то считает, что должен окупаться сам. Все сейчас пробуют разные методы.
Кто сейчас в городе работает с художниками?
Из тех, что я рекомендую: ярмарка современного искусства ART1 Марины Денкевич. Они проводят в преддверии ярмарки портфолио-ревью, лаборатории. На ярмарке представлены стенды, с презентациями творческих портфолио, публичная программа, связанная с NFT. Марина работает с каждым участником индивидуально, прорабатывая его подачу. Она очень заботливый и внимательный куратор, который хочет помочь художникам монетизироваться.
Ещё Галерея SALON360, Выставочный зал Союза художников. Если не про коммерцию, то Челябинский центр искусств на улице Сони Кривой, 30 и Галерея OkNo.
Есть ли сейчас в городе художники, живущие за счёт своего творчества, а не подрабатывающие в смежных областях?
Да, но это старшее поколение. Те, кто состоит в Союзе художников и выполняет госзаказы, и те, кто продаёт свои работы в интерьере, например, Пётр Серебровский.
Кто из молодых художников развивается только в искусстве?
Соня Чудомище, человек на грани с абстрактным жанром и перформансом. Соня делает инсталляции на мероприятиях, продаёт картины на заказ, иногда делает принты.
Нельзя сказать, что она много с этого зарабатывает, но она выбрала этот путь, она не пойдёт на работу, которая будет отвлекать её от искусства. И у неё получается гнуть свою линию.
Другие работают дизайнерами, фотографами. Молодому андеграундному художнику доступен ценник только в районе 5000 рублей за работу.
Кто собирался в Клоповнике? С каким бэкграундом приходят люди в современное искусство в Челябинске?
Многие получили либо художественное образование, либо дизайнерское. Много самоучек среди фотографов. Многие из художников-самоучек, с которыми мы начинали работать несколько лет назад, тогда ещё не называли себя художниками. Люди приходили и постепенно втягивались.
Будут ли возвращаться люди из других городов в Челябинск с развитием художественного процесса?
Всё индивидуально. Сейчас сложно на это ответить в связи с экономическими и политическими процессами. Полгода назад можно было спрогнозировать: да, через пять лет Челябинск станет интересным, комфортным местом с богатой культурной средой. Сейчас есть люди, которые возвращаются, потому что ищут спокойной и размеренной жизни. А в Челябинске такая есть.
Как ты можешь описать атмосферу в городе?
Мы все друг друга знаем, здесь очень сплочённая и дружелюбная атмосфера. Наверное, так во всех небольших городах. Очень легко объединиться. Культурная инициатива базируется в центре, и легко поддерживаются связи. Есть несколько галерей с очень разным подходом, несколько независимых театральных площадок, адекватные государственные театры.
Государственные институции тоже далеко не все душные, и вносят свою лепту в разнообразие культурной среды.
Эко-кластер, музыкальные места, ночные клубы новой волны, спешлти-кофейни. Как будто бы это гигиенический минимум, чтобы чувствовать себя в приличном городе. Всё очень компактно, нет снобизма светского общества.
Но даже у нас появляются разговорчики: «Ой, а вот ты слышал, она не сходила на тот вернисаж! Какое неуважение!» — даже у нас появляются сплетни, я это чувствую. В целом все следят друг за другом. Нет снобизма по поводу движа молодого поколения. Мы постоянно встречаемся группками, чтобы держать руку на пульсе и развиваться.
Размеры города позволяют чувствовать его очень хорошо. Это как с машинами. Условно есть машины, по сравнению с которыми легко чувствуются габариты своего тела, компактные. А есть огромный поезд, который несётся, и ты им не управляешь. Челябинск ощущается как компактная легковая машина, очень мобильная. Не то чтобы у неё самый мощный двигатель, но зато мы все вместе знаем, куда и как её вести.
Есть ли какая-то реклама, медиа, которые освещают художественную среду в Челябинске?
Мой друг и коллега Фред Генгер делает журнал BLUR, где планируется писать о культуре и бизнесе города, вырабатывать язык критики, узнаваемое облако понятий. Если всё получится, то это будет единственное СМИ, которое адекватно освещает культурное пространство города. В этом плане я завидую Екатеринбургу, его обилию авторских телеграмм-каналов и развивающимся медиа об искусстве. У нас есть в основном каналы о кофе, ночной жизни, канал Дома архитектора. Но нет ничего, что агрегировало бы всю культуру и адекватно об этом рассказывало.
Опираетесь ли вы на опыт предыдущего поколения, прослеживается ли линия преемственности?
У нас с этим большая проблема, молодые творческие ребята мало знают о старших. Душные музеи, закрытость институций и людей, сложность документации. Союз художников — очень замкнутое сообщество, снобистское, необщительное. Современное искусство им вообще не понять. Конечно, не поголовно.
Молодому художнику особо некуда пойти и почитать, только выходить с белым флагом к старшему поколению и преодолевать эту стену недопонимания.
Когда мы создавали выставку «Челябинский андеграунд», нам казалось, что мы в этом городе первые, кто пророс, но это было абсолютно не так. Исследуя волны искусства граффити, мы выяснили, что есть люди и сейчас работающие в этом направлении здесь.
Я надеюсь, что мы по инерции документируем всё в соцсетях, создаём базу челябинских художников, чтобы через 3–5 лет подросло новое поколение, и они не думали, что ничего не было до них. Забвение — огромная проблема в городе. Каждое новое поколение будто обречено начинать сначала.
Если в Челябинске появятся институции, цельное поле арт-пространства, будут ли мероприятия, связанные с современным искусством, окупаться?
Тенденция всегда будет положительная. Современное искусство — это интересный досуг, чувство причастия к чему-то важному.
Адекватные медиа, язык рассказа об искусстве искусства помог бы сформировать прослойку благодарной, активной аудитории.
Но потребность в культуре и досуге тесно связана с экономическими факторами. Мы воспринимаемся только как индустриальный город. Должен быть туристический имидж, поддержка бизнеса и государства.
Кто спонсировал «Клоповник»? Как формировался бюджет?
Никто. Мы долгое время тянули его на свои деньги, никто из команды не зарабатывал на этом. В связи с карантинными ограничениями 2020 года накопились долги, тогда появился разрыв кассы, который только рос. Потом нам сделал пожертвование музей «Гараж», чтобы закрыть долги и организовать последнюю выставку.
Ни олигархи, ни заводы, ни администрация, никто нас не поддерживал. Предложения стали поступать, только когда мы начали закрываться. Отношение государства к культурной инициативе: «Что-то там делают и ладно» — им не совсем понятно, для чего именно нужны такие инициативы.
Какие возможности есть связаться с бизнесом художественной институции?
Вопрос долгосрочного сотрудничества. Искусство для бизнеса — инструмент престижа и формирования положительного имиджа, налоговые вычеты. Не все это понимают.
Мы будем придумывать проекты, которые влияют на город и предлагать их бизнесам, рассказывая, как много людей их увидят, какие СМИ о них напишут. Используя наработанные связи, мои коллеги сверху доносят эту необходимость. А мы формируем запрос снизу.
«Клоповник» — это пример, когда пространство, сделанное молодёжью и для молодёжи, получило признание в среде: живые подписчики, большие охваты и интерес. Этот кейс мы будем использовать, чтобы налаживать коммуникацию с бизнесом и обществом и в дальнейшем развивать искусство в городе.
Какие планы на будущее?
Уклон в проекты с городским пространством, потому что польза от работы с молодыми художниками в них максимально на ладони. Это покажет администрации и бизнесу, что искусство можно использовать как метод общения с людьми.
И последний вопрос. Что ты можешь сказать молодым художникам, кураторам, которые хотят вернуться в свой город и развивать художественную среду?
Я сама слишком молодой куратор, чтобы напутствовать. Мне кажется, если ты любишь свой город и искренне находишь в нём что-то интересное, то всё получится. Важно не чувствовать себя заложником в нём. Быть здесь, потому что ты его любишь, а не потому что ты не смог уехать или испугался.
Я люблю путешествовать. И любой опыт я обязательно привожу домой. Мне всегда интересно применить его в родной художественной среде. Если ты чувствуешь любовь к своему городу, ты всегда получишь в ответ поддержку.
Только кажется, что культура — необязательная потребность, далеко не первая в пирамиде Маслоу. На самом деле, культура нужна всегда. Если кто-то планирует вернуться в свой город и делать что-то для него, то я могу только восхищаться такими людьми.
Беседовала Анна Корнева.
Редактировала Лана Беленькая.