• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как пропустить музейное искусство через себя?

Чем арт-медиация отличается от экскурсии, почему этот формат сейчас в моде и каким посетителям он больше подходит, рассказала Екатерина Беспалова, арт-медиатор Манежа и Сада Бенуа, в беседе с Екатериной Лебедевой, студенткой искусствоведческого факультета Академии художеств.

Как пропустить музейное искусство через себя?

Фото Александры Костиной, коллаж Анны Матвеевой

Расскажи немного о себе, чем ты занималась до арт-медиаций? 

Всю свою сознательную жизнь я была связана с искусством.  В 2020 году получила диплом бакалавра об окончании Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна по специальности «Графический дизайнер рекламы». В этом году я поступила на искусствоведческую магистратуру в СПбГИК. Таким образом, я соединяю практические и теоретические знания и передаю их людям: до арт-медиаций я проводила экскурсии. Творческое мышление и художественный опыт очень помогают мне в работе. 

Медиация или экскурсия? 

Чем арт-медиация отличается от экскурсии? 

Арт-медиация — новый музейный формат, который подразумевает постоянное общение с посетителем. Во время экскурсии говорит только гид, обычно вопросы задаются лишь в самом конце. Я заметила, что из-за постоянного взаимодействия с людьми на медиации устаю сильнее, чем на экскурсии. Медиации длятся дольше, если тур может идти в среднем час, медиация — полтора, а если посетители очень разговорчивые, то — все два. При этом группа не должна утомляться, познавая новое.

Создаётся впечатление, что медиации постепенно вытесняют привычные экскурсии, можно ли говорить о том, что экскурсии устаревают?

Я думаю, что экскурсия будет востребована всегда. Некоторые люди приходят в музей не для того, чтобы общаться, и на медиации они замыкаются в себе. Возможно, виной тому школьное воспитание, где неверные ответы порицаются. Но на арт-медиации высказывания не оцениваются, искусство обсуждается непринуждённо.

Арт-медиатор — посредник между произведением и посетителями.
Фото Александры Костиной

Часто ли встречаются люди, которые не хотят говорить?  Есть ли у тебя какие-то лайфхаки, как разговорить человека?

Группы бывают разные, может быть больше интровертов либо экстравертов. Одна из основных задач медиатора — контролировать процесс. На арт-медиации нужно выслушивать каждого, кто хочет высказаться, при этом один участник не должен перебивать остальных.

Чтобы разговорить человека, нужно обращаться к нему по имени, тогда он втягивается в обсуждение. Иногда бывает трудно всех запомнить, поэтому мы делаем именные бейджики из клейкой бумаги. Помогает также невербальный, зрительный контакт и язык жестов.

Во время знакомства я организую small talk: спрашиваю, чем занимается посетитель, чем увлекается, какая у него профессия. Если он, например, говорит, что работает врачом, то затем, когда мы подходим к экспонату, связанному с медициной, я задаю ему дополнительные вопросы как эксперту. Так, те, кто обычно предпочитают молчать, обретают возможность проявить себя. Также я стараюсь находить такие темы для обсуждения, которые будут интересны всей группе. Тогда происходит коллективная работа: сначала высказывается один участник, потом дополняет другой и так далее.

Обычно люди начинают активнее участвовать в разговоре к середине медиации. Часто под конец посетители уже воодушевлённо делятся мнениями и не хотят меня отпускать.

Как остановить бесконечный поток речи?

Когда человек бесконтрольно говорит, нужно внимательно слушать, чтобы воспользоваться возникшей паузой и поблагодарить его за развёрнутый комментарий. Затем стоит переключиться на других посетителей либо перейти к следующему экспонату. Иногда встречаются люди, которые ставят под сомнение слова арт-медиатора или даже идеи художников, тогда работать сложнее. Однако, даже негативное высказывание стоит выслушать, найти в нём что-то ценное, продуктивное. Очень важно, чтобы все ушли в приподнятом настроении, поэтому я всегда благодарю посетителей за интересный разговор.

Например, часть выставки «Recycle» связана с программированием. При этом экскурсоводы могут иметь весьма поверхностное представление о таких понятиях, как «открытый код». Очевидно, что медиатор не может одинаково хорошо разбираться во всех сферах, и, если кто-то из группы может дать более детальное объяснение термина — это интересно и познавательно для всех. 

Как ты думаешь, почему арт-медиации стали популярными только сейчас? Может быть, люди начали воспринимать музеи не как образовательное, но как развлекательное учреждение? 

Возможно, это связано с темами современных выставок. Довольно часто посетители негативно реагируют на актуальное искусство, говоря: «Что это? Я так же могу, и ребёнок мой может». Арт-медиатор рассказывает, у кого учился мастер, чем вдохновлялся, приводит ассоциации. Благодаря простому диалогу все приобщаются к искусству, пропускают его через себя.

Раньше люди приходили в музей за ценными знаниями, которые нигде больше нельзя было получить. Экскурсовод выступал в роли наставника. Сейчас же любую информацию можно найти в интернете: музеи выпускают различные подкасты. Всё находится в открытом доступе. Если человек захочет узнать узкоспециализированную информацию, он послушает лекции или те же экскурсии. Однако, почему бы и не прийти просто расслабиться, развлечься в музей. Медиации часто посещают люди, вообще не связанные с искусством: врачи, инженеры, политологи. Я в лёгкой форме доношу идеи выставки, и она начинает им нравиться.

Маршрут арт-медиации во многом зависит от группы посетителей.
Фото Александры Костиной

Человек хочет, чтобы его не только научили, но и поговорили с ним, думаешь, это связано с распространённой проблемой одиночества?

Думаю, что связано. У меня была на медиации бабушка, которая в конце поблагодарила меня за общение, сказала, что у неё никого не осталось. Действительно, иногда на медиацию приходят люди, которые просто хотят поговорить. Возможно, свою роль ещё сыграла пандемия. После неё случился всплеск арт-медиаций, люди захотели не только чаще посещать мероприятия, но и больше взаимодействовать друг с другом. 

Для кого медиации подходят больше?

Я думаю, что для всех. Есть отдельные медиации для детей, для взрослых, для пенсионеров. Не все дети, конечно, знают, кто такой Данте и что такое «открытый код», а пенсионеры скорее не знают, что такое нейросеть и виртуальная реальность, для них нужно отдельно готовить материал.

Что нужно перед тем, как прийти на медиацию? Нужно ли читать тексты или как-то готовиться?

Сайт Манежа рекомендует сначала посетить выставку самостоятельно и уже после идти на арт-медиацию. На ней мы обсуждаем не всю экспозицию, а только часть экспонатов. Иначе бы медиация длилась очень долго.

Как стать медиатором? 

Как ты стала медиатором? Почему захотела им стать?

В феврале 2021 года открылся второй поток «Школы арт-медиаторов» Манежа. До этого я не знала ничего про медиации. Просто поняла, что есть шанс попробовать новый и набирающий популярность формат. 

Расскажи, как ты попала на курсы в Манеже? 

Главным критерием для принятия в школу был опыт волонтёрства и проведения экскурсий в Манеже, помимо этого нужно было написать мотивационное письмо на тему «Почему я хочу стать арт-медиатором?».

Я пришла в Манеж в ноябре 2020 года. Была волонтёром на протяжении всей выставки Lee Bul «Утопия Спасенная» и в эссе описала свои впечатления: понимание, что люди хотят общаться в течение всего тура, им интереснее вовлекаться в процесс, быть сопричастными, а не пассивными слушателями.

Как проходило обучение?

Около двух месяцев мы занимались в Zoom по два раза в неделю.

Были разные задания, например, нам показывали картинку приклеенного скотчем банана Мауриццио Каттелана и нужно было её обсудить, проговорить возникающие ассоциации, а также придумать вопросы к произведению. Еще нам высылали репродукции скульптур, мы готовились к выставке «Неподвижность». Нужно было продумать мини-медиацию таким образом, чтобы искусство разных веков казалось связанным и об этом было интересно поговорить. В основном, конечно, давали теорию. Было много психологии.

Арт-медиация смещает внимание с произведения на зрителя.
Фото Александры Костиной

Сильно ли меняется структура арт-медиаций на разных выставках?

Всегда нужно проговаривать посетителям правила, объяснять, что такое медиация, ко всем нужно обращаться по именам. Азы, конечно, есть, но структура всегда разная.
Например, количество интерактива зависит от выставки. На «Неподвижности» было представлено много скульптур, с которыми нельзя взаимодействовать напрямую, тогда лучше подключать какие-то картинки, игры, опросы. На «Recycle» мы, наоборот, столкнулись с тем, что игры особо не нужны. 

Возле произведений, созданных в последние годы, интереснее задавать актуальные вопросы. Во время подготовки всегда хочется сделать много интерактива, но он не везде нужен.

Какой бывает интерактив?

Кто-то делает распечатки, раскраски, карточки, у меня была идея с капсулой времени: обклеила бутылку, куда все складывали бумажки с описанием своих любимых вещей, а в конце мы рассуждали о том, что в будущем может попасть в музей. Изначально на «Recycle» у меня было четыре интерактива, потом решила оставить лишь одну вовлекающую игру, потому что поняла: не всё из того, что интересно написано, хорошо работает на практике.

Часто ли в обсуждении ты узнаёшь что-то новое для себя?

Это происходит всегда. Возле экспонатов люди делятся собственными впечатлениями и ассоциациями. Меня удивляют и восхищают неординарные мысли. На следующей медиации я привожу уже новые примеры, людям тоже интересно, о чём говорили другие.

Встречи с группами никогда не проходят одинаково. Каждый раз это нечто новое.

Нужно отмечать, какой интерактив сработал лучше или хуже, какие вопросы были слишком сложные или, наоборот, лёгкие. Конечно, меняется не вся программа, но что-то переписывается всегда. 

Расскажи про свои планы, про Art Weekend, как тебя туда позвали и что ты будешь там делать?

Пока я планирую дождаться новой выставки в Манеже и, если будет что-то новое в Саду Бенуа, то интересно будет снова поучаствовать.

Главным событием ближайших дней станет кураторский форум Art Weekend. На днях мне написала Наталья Хвоенкова (директор форума) и предложила проводить медиации в этом проекте. Я была приятно удивлена! Впереди меня ждёт очень интересный опыт.

Нам разрешили выбирать любые площадки, которые находятся рядом друг с другом, если это маленькие галереи. Арт-медиации нужно будет проводить сразу в нескольких местах, вести одну группу на разные выставки. Меня можно будет встретить 16 и 17 октября в Арт-центре «Пушкинская-10» и в Центре современного искусства им. Сергея Курёхина.

Что бы ты могла посоветовать молодым ребятам, которые хотят стать арт-медиаторами?

В целом нужно следить за новостями, за тем, что происходит в Санкт-Петербурге с арт-медиациями, потому что потихоньку они появляются во всё большем количестве музеев. Я стараюсь подписываться на всевозможных кураторов, быть в курсе событий.

Если вы хотите стать арт-медиатором, то лучше начинать с Манежа. Приходите волонтёрами на эту площадку. На днях закончился набор на третий поток школы арт-медиаторов, наверняка будет и четвёртый.

 

Беседовала Екатерина Лебедева.
Редактор Юлия Воробьёва.