Энди Уорхол: поп-арт на все времена
До 15 сентября Севкабеле открыта выставка, собравшая работы Энди Уорхола и произведения российских художников, вдохновлённых королём американского поп-арта. Девять залов, оформленных в лучших традициях массовой культуры, ждут ценителей современного искусства каждый день до 23:00. Своими словами о выставке рассказывает Татьяна Кочнева.
Даже если вы ничего не знаете ни об Энди Уорхоле, ни о поп-арте — эта выставка не оставит вас равнодушным. Как абсолютный не-знаток изобразительного искусства и атмосферы американской массовой культуры 70-х, я могу говорить об этом с уверенностью. «Этот художник как раз для тех, кто “не понимает”», — ответил мне знакомый, когда я сказала, что ничего не понимаю в картинах. Потому что Уорхол — не о красоте в её традиционном понимании и даже не о живописи в принципе, его творчество не помещается ни в один «квадратик» искусствоведческих «измов» — таких как реализм, модернизм или супрематизм.
Картины Уорхола вполне могли бы стать иллюстрациями к философским работам Франкфуртской школы — они о массовом производстве и потреблении, о том же «одномерном человеке» Г. Маркузе, о пустоте, которая скрывается за агрессивно рекламируемыми ценностями. Именно эта линия его творчества стала основой для выставки в Севкабеле, объединившей не только работы Уорхола, но и многих современных российских художников. Шарф в виде чека из магазина, картина, изображающая остатки обеда в Макдональдсе, банкноты с портретами русских классиков, — всё это рассказывает нам о том, на что похоже современное общество.
Организаторы выставки постарались проследить ту параллель, которую часто проводят между США и СССР — как два брата-близнеца, оба государства имели схожий «облик» и схожее «поведение». Они предлагали своим гражданам образцовый жизненный путь — американскую мечту или построение коммунизма — и использовали схожие инструменты работы с массовым сознанием. И эта печать, как автограф «настоящего» создателя, лежит на каждом произведении искусства, представленном на выставке
Любители всего «массового» и «популярного» также найдут для себя любопытные экспонаты — чего стоит хотя бы панно с «русским пантеоном», где портрет каждой знаменитой личности снабжён расхожим штампом из народного обихода (не могла удержаться от ассоциации с конкурсом «Имя Россия», проходившем 13 лет назад). Отголоски творчества Уорхола можно заметить в самых разных работах российских художников, и каждый раз мы видим результат настолько непредсказуемый и своеобразный, что не можем не ощутить ту специфичность пути развития поп-арта, которая характерна для современного российского искусства. Так, автопортрет Энди Уорхола превращается в серию «Автопортрет в имперском стиле» Бориса Орлова или автопортрет в образе святого Себастьяна (из серии «Мать Россия») Александра Косолапова — эти работы висят совсем рядом со своим американским вдохновителем, но насколько они другие, насколько они о другом.
Выставка однозначно заслуживает внимания — большое пространство бывшего цеха впечатляюще организовано, блуждая по лабиринту залов, каждый сможет отыскать что-то «своё» и что-то «про себя». Собранные воедино портреты, рекламные ролики, плакаты, иллюстрации, комиксы, объёмные тканевые инсталляции создают ощущение перемещения во времени. В немалой степени это ощущение создаётся благодаря удачному подбору материалов, с помощью которых организована выставка: здесь есть и серебряная фольга, и диско-шары, и флуоресцентные лампы, их сияние как будто резонирует с блеском товаров из рекламных роликов, демонстрируемых на экранах в этом же зале. Раздел «Тусовка» размещён на фоне розовой меховой стены, и здесь же в уголке — пуф для желающих сделать атмосферное фото на память. Справедливости ради надо сказать, что выставка вообще насыщена оборудованными фотозонами, и они пользуются немалой популярностью. Впрочем, это также хорошо передает Zeitgeist, как и розовый мех — только это уже дух нашего времени.
Мы уже писали, что билет на выставку в будни стоит существенно ниже, чем в выходные (500 против 800). Оправдывает ли себя цена выходного дня — решать вам. В любом случае, не забывайте читать экспликации (только постарайтесь не замечать в них опечатки) — и насыщенный вечер вам обеспечен. Для ценителей — по словам организаторов, на выставке есть оригинальные работы Уорхола из частных коллекций.
По иронии, в самом конце выставки посетителя ждёт довольно большой зал с сувенирами по мотивам работ Уорхола. На любой вкус — начиная от свечки в виде банки супа «Кэмпбелл» и заканчивая пляжным полотенцем с Мэрилин Монро. Что же, художник о консьюмеризме — и организаторы выставки об этом же.
Материал подготовила Татьяна Кочнева