We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Methodology and Methods for Sociological Research

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
2 year, 1, 2 module

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Методология и методы социологического исследования» направлена на систематизацию основных представлений об особенностях построения социологического исследования, методах и процеccаах сбора информации в социальных исследованиях, включая виды эмпирического социологического исследования и содержание программы исследования. Содержание этой дисциплины закладывает основу для более сложных и специализированных дисциплин, связанных с процессом исследования, сбором, анализом и интерпретацией информации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Расширить базовые знания годового методического курса по методологии социологического исследования, методам социологического исследования. Продолжать развивать навыки социологических исследований.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Уметь сформулировать вопрос исследования и выбрать подходящую методологию.
  • Знать этические требования и ограничения для различных методов исследования.
  • Знать основные этапы исследования.
  • Понимать основную идею и различия между основными методами исследования: опрос, антропологическое/биографическое исследование, онлайн-исследование и т. д.
  • Уметь сформулировать задачу исследования.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Исследовательская проблема
  • Исследовательский вопрос
  • Исследовательские гипотезы
  • Использование теории
  • Этические вопросы в кейс-стади
  • Методы сбора данных
  • Количественные и качественные методы
  • Опрос как метод сбора данных
  • Контент-анализ
  • Наблюдение
  • Метод фокус-групп
  • Интервью и подготовка гайда интервью
  • Планирование и разработка кейс-стади
  • Анализ вторичных данных
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность в классе
    Средний балл по всем оценкам за работу в аудитории во время семинаров
  • неблокирующий Домашние работы
    Студенты пишут небольшую работу, в которой должны ответить на вопрос, заданный преподавателем.
  • неблокирующий Практика
    Студенты должны выполнить несколько заданий, которые помогут им при работе над личными исследовательскими проектами.
  • неблокирующий Экзамен: Проектное предложение
    Студенты должны разработать исследовательское предложение, используя свои знания по всем разделам курса.
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Активность в классе
    Средний балл по всем оценкам за работу в аудитории во время семинаров и практических занятий
  • неблокирующий Домашнее задание
    "Отлично" (8-10) Имеет четкую аргументацию, которая касается темы и эффективно отвечает на все аспекты задания. Полностью удовлетворяет всем требованиям задания; встречаются редкие незначительные ошибки; "Хорошо" (6-7) Отвечает на большинство аспектов темы с четкой, ясной аргументацией. Охватывает требования задания; возможны единичные ошибки. "Удовлетворительно" (4-5) В целом соответствует заданию; формат может быть местами неуместен; слабо выражены (в зависимости от задания): самостоятельное мышление и критическое суждения часто поверхностны, возможны частые ошибки. "Неудовлетворительно" (0-3) Не удалось продемонстрировать соответствующие знания.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.25 * Активность в классе + 0.25 * Активность в классе + 0.25 * Домашние работы + 0.25 * Домашние работы + 0.2 * Практика + 0.2 * Практика + 0.3 * Экзамен: Проектное предложение + 0.3 * Экзамен: Проектное предложение
  • 2024/2025 учебный год 2 модуль
    0.3 * Активность в классе + 0.3 * Активность в классе + 0.25 * Домашнее задание + 0.2 * Домашнее задание + 0.2 * Домашнее задание + 0.25 * Домашнее задание + 0.25 * Экзамен + 0.25 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Babbie, E. R. (2016). The Practice of Social Research: Vol. Fourteenth editon. Cengage Learning.
  • Dinesh S. Hegde. Essays on Research Methodology [Электронный ресурс]- Springer India 2015. Online ISBN 978-81-322-2214-9. Режим доступа: https://link.springer.com/content/pdf/10.1007%2F978-81-322-2214-9.pdf

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Rugg, G., & Petre, M. (2007). A Gentle Guide to Research Methods. Maidenhead: McGraw-Hill Education. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=234246

Авторы

  • Ильина Мария Ивановна
  • Синявская Ядвига Эдуардовна
  • Мацкевич Мария Георгиевна